Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методические приемы развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Дата публикации: 2024-03-28 10:49:06
Статью разместил(а):
Горячева Анна Ивановна

Методические приемы развития критического мышления на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Автор: Горячева Анна Ивановна

МОБУ СОШ № 10 имени Д.Г. Новопашина, г. Якутск

 

Аннотация: В этой статье автор рассматривает основные приемы технологии развития критического мышления в учебном процессе на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания). Автор делает акцент на особые приемы и методы, приводит примеры  и обоснования применения технологии на разных стадиях обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, развитие критического мышления, методические приемы.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

"Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения – значит, нет потребности, а, следовательно, нет и сознания". Л.С. Выготский.

 

С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступили в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования. Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, обучаются  по новым стандартам. Постепенно, обновленный ФГОС распространится на все классы.

Согласно ФГОС нового поколения, развитие критического мышления является одной из базовых образовательных технологий. Это объясняется тем, что в основе обновленных ФГОС лежит системно – деятельностный подход. Суть подхода заключается в том, чтобы дети на уроках  являлись не слушателями, а активными участниками процесса обучения. Как раз развитие критического мышления и позволяет делать обучающихся активными участниками образовательного процесса.

Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) в России известна давно, более 20 лет. Она обуславливает «характер работы учеников и учителя: свободу в выборе точек зрения и непреложных истин – все можно обсуждать или подвергать анализу» [1].

За двадцатилетнее существование технологии развития критического мышления в России разработано достаточное количество методических приемов ее реализации, а именно:

· Мозговой штурм

· Инсёрт

· Дерево предсказаний по теме

· Чтение с остановками

· Графическое отображение полученной информации (фишбоун, концептуальная таблица, денотатный граф, кластеры и пр.)

· Двойной дневник.

· Синквейн, даймонд.

Рассмотрим применение некоторых из них на уроках истории и обществознания в основной школе.

На мой взгляд, метод графического отображения полученной информации является самым распространенным. Здесь ученики учатся анализировать и сжимать полученную при изучении тему информацию, представляя ее в различного вида схемах.

Одним из методов графического представления информации является метод «Фишбоун».

Фишбоун - это упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. В переводе с английского, «рыбий скелет». Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Это графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления (правила) через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов, формулировку вывода по вопросу.

На уроке истории в 5 классе при изучении раздела темы «Религия Двуречья» учащимся предлагается прочитать текст параграфа про религию Древнего Двуречья и заполнить схему фишбоун, используя предложенные слова: Шамаш, Син, Эа, Иштар, язычество, Бог Солнца, Бог Луны, Богиня плодородия, Бог воды, вера в богов. Голова – ключевое слово, хвост – вывод, заключение. Верхние «косточки» - имена Богов, нижние «косточки» - силы природы, находящиеся под покровительством у Богов. В сильном классе слова – подсказки можно обучающимся не давать, достаточно будет только текста параграфа.

На уроке истории в 9 классе, рассматривая тему «Внешняя политика Александра II», обучающимся предлагается на основе текста параграфа составить в тетради схему фишбоун, где голова – ключевое слово, хвост – вывод, заключение, верхние «кости» – факты, нижние – значение.

Использование технологии фишбоун развивает умения учащихся работать с текстом индивидуально или в группах, анализировать полученную информацию, выделять основные события, искать их причины и следствия, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы. 

Следующим способом графического отображения полученной информации являются кластеры, которые представляются в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Принято считать, что данный прием следует применять для систематизации и обобщения информации. Это, безусловно, так. Но и при изучении нового материала кластеры можно и нужно составлять. Для облегчения задачи учеников, можно организовать групповую или коллективную работу, дать опорные слова, или наоборот, создать головоломку из готового кластера, разделив его на фрагменты. Все это в той или иной степени активизирует мыслительную деятельность школьников.

Например, при рассмотрении вопроса о причинах революции на уроке истории в 9 классе учитель предлагает обучающимся составить кластер. Поскольку кластер составляется при изучении нового материала, то детям даются готовые фрагменты, которые необходимо собрать в кластер: тяжелое положение рабочих, малоземелье крестьян, поражение в русско-японской войне, недовольство национальных окраин, нерешенный аграрный вопрос, отсутствие гражданских прав, самодержавие, крестьянская община, русификация, человеческие потери, падение авторитета царя, территориальные потери, отсутствие социального страхования.

В центре тетради ученики пишут название кластера «Причины революции», затем выделяют главные ветви, на которых записывают проблемы, существующие в государстве в рассматриваемый период. От главных ветвей формируют «гроздь», записывая  несколько детализирующих проблему фактов. Такую работу лучше проводить в группах или парах. В результате проведенной работе ученики смогут самостоятельно сформулировать и назвать основные причины существующей проблемы с детализацией фактов.

Еще одним способом  графического представления информации является концептуальная таблица.

Концептуальная таблица - это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Прием используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний.

При изучении темы «Древнее Двуречье» в 5 классе учащимся предлагается сравнить природные условия Египта и Вавилонского царства, заполнив таблицу. Вопросы для сравнения озвучивает учитель: на каком материке располагаются страны, какие реки протекают, особенности и время года разливов рек, главные занятия населения, основной материал для строительства. После таблицы обязательно формулируется вывод. Таким образом, ученики активизируют мыслительную деятельность, вспоминают ранее изученный материал, сравнивают и делают вывод.

Относительно новым способом графического представления информации является денотатный граф.

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано. Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.  

При закреплении темы урока «Татаро-монгольское нашествие на Русь» в 6 классе ученикам дается задание, составить схему, где ключевое понятие «Татаро-монгольское иго». Далее ученики записывают глаголы, характеризующие понятие. От глаголов записываются характеризующие их факты или явления. Таким образом, ученики самостоятельно подводят итог урока, закрепляя и обобщая полученную в ходе изучения темы информацию.

Одним из результативных приемов развития критического мышления при изучении нового материала является инсёрт.

Инсёрт — это прием, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике Инсёрт часто называют и технологией эффективного чтения. Когда учащиеся читают текст с новой информацией, они маркируют  его специальными значками:

V — я это знаю. Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

+ — это новая информация для меня. Отмечается все новое, что стало известно из текста.

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал. Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

После маркировки заполняется таблица

Например, изучая тему урока в  9 классе «Внешняя политика России в правление Александра II» организуется работа с текстом дополнительного чтения «Продажа Аляски». По мере чтения текста, учащиеся делают пометки в тексте, заносят информацию в таблицу. Такая работа является только индивидуальной. Затем поочередно ученики зачитывают свои записи в таблицах. После этого следует повторное чтение текста. Наступает этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

Следующим, не менее продуктивным методом развития критического мышления на уроках истории при изучении нового материала, является прием «Двойной дневник».

При первичном восприятии текста ученики параллельно записывают личные комментарии к событиям, происходящим в тексте, в таблицу. В первой колонке таблицы школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста. Во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Возможные проблемные ситуации:

· Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью; 

· Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;

· Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;

· Ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, смекалку, интуицию учащихся;

· Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;

· Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.

При изучении темы урока: «Начало правление Ивана IV Грозного» в 7 классе ученики читают раздел параграфа «Личность Ивана IV» и заполняют двойной дневник, предварительно разделив тетрадный лист на две части. В первой части листа ученики  записывают факты из биографии будущего царя, во второй части листа - свои замечания, впечатления о прочитанном.

В результате такой работы происходит осмысление текста, учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста, корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией, а также  определяют собственную позицию по изучаемому вопросу.

Еще одним приемом развития критического мышления является мозговой штурм, или прием «ассоциации».

Мозговой штурм – это методика, которую целесообразно проводить в начале урока, при постановке проблемы.

Например, на уроке обществознания в 6 классе обучающимся задается вопрос: «Что такое общение?»

Все варианты ответов фиксируются на доске (разговор, телефон, социальная сеть, интернет, обучение, шепот, ссора, кивание, подмигивание, улыбка, информация, жест и т.д.). Затем, обсуждая и анализируя свои ответы, ученики формулируют определение, виды и цели общения. Весь урок строится на ответах учеников, полученных в результате мозгового штурма.

Распространенным приемом развития критического мышления на стадии закрепления урока является Синквейн .

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. 

Например, изучая тему «Древняя Спарта» в 5 классе, на завершающем этапе урока обучающимся предлагается составить синквейн по теме урока. В 5 классе детям обязательно надо дать памятку написания:

Правила построения синквейна

· Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

· Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

· В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

· Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

· Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Реализация технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания может иметь определенные трудности на практике.

 Во-первых, это вопрос преемственности при переходе из начального в среднее звено. Важно применять данную технологию с момента начала обучения, а в среднем и старшем звене продолжать ее развитие.

Во-вторых, вопрос дисциплины. Зачастую школьники, особенно ученики 5-7 классов в силу психологических особенностей возраста, не умеют слушать и слышать друг друга, в том числе и учителя. Пропускают условия задания и как итог, не могут его выполнить. Здесь учителю важно наладить контакт со всем классом и объяснять условия заданий только тогда, когда все внимание сосредоточено на него. Объяснять условия заданий следует спокойным голосом, даже если приходится повторять дважды, дополнительно на доске начертить таблицу, схему или памятку. С каждым последующим разом ученики приобретут навык выполнения таких заданий.

В-третьих, вопрос взаимодействия учителей – предметников, работающих в одном классе. Безусловно, если все учителя – предметники, работающие в одном классе, будут активно использовать указанные методические приемы на своих уроках, то  эффективность обучения будет высокая. Ученики быстрее и качественнее освоят навыки анализа и обобщения информации, установления  причинно-следственных связей при работе с источником информации по предмету.

Главная задача учителя при реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов– добиться  активной деятельности всех детей в классе на своем уроке. Это возможно в том числе и при использовании на своих  уроках методических приемов технологии развития критического мышления. Такие инструменты помогут ученикам овладеть самым важным качеством – извлекать информацию из разных источников, пропускать ее через себя, анализировать, представлять в различных схемах и вырабатывать собственную позицию в том или ином вопросе.

Таким образом, использование технологии развития критического мышления научит школьников учиться через  деятельность и мыслительную активность, существенно повысив качество образования по изучаемому предмету.

 

Список литературы:

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. -  2011.

2. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. – 2008 № 2.

 

. . . . .