Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Дата публикации: 2024-04-01 12:57:25
Статью разместил(а):
Владимирова Елена Валентиновна

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию

(Опыт формирования умений и навыков работы с заданиями 17-20 в ЕГЭ по обществознанию)

Автор: Владимирова Елена Валентиновна

МБОУ СШ № 30, г. Дзержинск, Нижегородская область

 

Аннотация: В этой статье автор делится опытом работы  по подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию, представлены методы формирования умений и навыков с заданиями 17-20 (работа с текстом). На основе опыта работы выявлены основные ошибки при выполнении данных заданий, разработан алгоритм выполнения заданий, показаны методы и приемы отработки

Ключевые слова: маркировочное чтение, понятия и их существенные признаки, обществознание, подготовка к ЕГЭ.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Цель работы: добиться повышения качества подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию.

Проблемы и противоречия, побудившие искать эффективные подходы  к подготовке к экзамену:

- Между высоким уровнем требований к ЗУН и недостаточным владением учениками приемами учебной деятельности при подготовке к экзамену;

- Между имеющимися теоретическими знаниями по обществознанию и неумением их использовать для выполнения практических заданий.

- Неумение структуировать и систематизировать информацию.

Основная педагогическая идея: используя методы и приемы работы с текстовым материалом создать условия для успешной сдачи ЕГЭ.

Формирование умений и навыков:

· Умение выделять основную мысль текста и его отдельных частей

· Умение комментировать прочитанный текст

· Умение разбивать текст на смысловые части, составлять план текста

· Умение использовать содержание текста в контексте иных источников информации

· Умение формулировать и письменно излагать суждения и аргументы.

Методы работы с 17 заданием.

Задание 17 направлено на выявление умений находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.

Основные ошибки при выполнении этого задания:

1. Не умеют определять позиции вопросов, т.е количество вопросов. При ответе теряют вопросы и соответственно теряют баллы.

2. Выписывают большие фрагменты из текста, т.е избыток информации.

3. Неправильно оформляют задания.

Алгоритм выполнения и рекомендации:

1. Внимательно читаем текст, определяем главную тему и смысловые блоки (простой план).

2. Определяем позиции вопросов. Четкое обозначение вопросов. При подготовке в классе – либо выделяем их маркером, либо нумеруем. Таким образом,  приучаемся к тому, что в 17 задании – необходимо ответить на 3 поставленных вопроса.

3. Постарайтесь максимально точно вычленить требуемое положение текста. Данное задание предполагает только работу с текстом, поэтому находим ответы в тексте и выписываем без кавычек. 

4. Не нужно выписывать лишнее, что-либо конкретизировать. Помните, что ни одно задание не требует простого переписывания одного или нескольких абзацев текста. Ответом могут быть отдельные положения текста. Их можно приводить как дословные цитаты или переформулировать близко к тексту, чтобы сохранить основную мысль.

5. Используем слова-«зацепки», те. зацепляйтесь за основную звучащую фразу либо за слова ассоциации, синонимы.

При отработке задания используем приемы маркировочного чтения

1. Подчеркиваем главное (общеизвестно, применяется часто в работе педагогами).

2. Инсерт (нужно использовать в течение учебного процесса и в среднем звене).

Учащиеся самостоятельно читают текст, маркируя его специальными значками. Навыки также формируются ранее.

Например:

+ я это знаю

? для меня это непонятно и т.д

Работая с текстом ЕГЭ – это будут прономерованные в тексте ответы на 1,2,3 вопросы.

Работая с этим заданием,  не рекомендую работу с черновиком, чтобы не терять время.

1. Цветной текст (нужно использовать в течение учебного процесса и в среднем звене).

Маркированное чтение можно разнообразить и добавить в него красок. Лучше такую работу проводить с текстами, специально распечатанными для каждого ученика на отдельных листах, в качестве тренировочных работ при подготовке к экзамену,   если  работаем с компьютером, то используем выделение цветом. Затем такой "цветной" текст используется в дальнейшей работе при анализе его содержания.

Цветной текст использую во время выполнения практических работ с текстом

Прошу выделить определенным цветом  ту информацию, которая дает краткий и точный ответ на поставленные вопросы. Другим цветом информацию, которая конкретизирует, расширяет данную информацию, таким образом становиться понятным, что требуется написать в качестве ответа, а какая информация будет лишней, и которую не нужно писать в ответе на вопрос. Это помогает заработать на экзамене нужный балл.

Возможные формулировки 17 задания:

1. Автор подчеркивает противоречивость процессов глобализации и информатизации общества в XXI веке. Найдите два подтверждения этому выводу.

2. Как автор характеризует критерии девиантного поведения?

3. Приведите две характеристики из текста. Сами формулировки подсказывают, что должна быть работа только с текстом. 

При поиске ответов на вопросы можно увидеть одинаковое звучание самих вопросов и соответственно ответов на них, например:

Или слова, близкие по смыслу.

1. Позитивное, положительное, эффективное…

Методы работы с 18 заданием .

Данное задание связано с текстом только темой. Нужно опираться на обществоведческие термины, самого определения в тексте нет.

2 подхода:

1. Спрашивают обобщающие, сходные признаки.

2. Спрашивают отличительные признаки.

Например: признаки права как вида социальных норм или отличительные признаки права.

Признаки семьи, отличающие ее от других социальных институтов или признаки семьи как социального института.

1 часть 2 вопроса 18 задания напрямую связана с текстом, поэтому нужно найти данную информацию в тексте.

2 часть 2 вопроса - на связь различных сфер общественной жизни с опорой на 1 часть 2 вопроса.

Методы работы:

1. Рассуждение. Объясните связь любого из указанных в тексте технических новшеств с  благосостоянием населения.

Технические новшества, названные в тексте: Железные дороги, Автомобили, Синтетические волокна.

В чем может проявляться благосостояние населения?

Например:

· Рост доходов населения

· Что может быть следствием занятости населения, низким уровнем безработицы

· Доступность здравоохранения

· Доступность образования

· Предоставление населению различных услуг

· Уровень жизни населения, т.е возможность человека приобрести материальные и нематериальные блага.

Пробуем связать:

Каким может быть влияние? Положительным и отрицательным.

Например, влияют ли железные дороги на благосостояние общества. Ответ – да. Как?

Развитие железнодорожного строительства может привести к появлению новых рабочих мест, что будет положительно сказываться на снижении уровня безработицы, приведет к повышению уровня доходов населения, что будет способствовать росту благосостояния общества.

Пример положительного влияния технических новшеств на благосостояние населения.

Влияют автомобили на благосостояние общества? Ответ – да. Как?

Большое количество автомобилей оказывает негативное влияние на окружающую среду, что может оказать вред здоровью человека, что отрицательно скажется на благосостоянии общества.

Пример отрицательного влияния технических новшеств на благосостояние населения.

2. Таблица.

18 задание.

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
- укажите не менее трёх основных признаков социальной группы как совокупности людей
- объясните связь одного из отмеченных автором социально значимых свойств права с его социальной ценностью

1 часть вопроса 18.

Характеристики социальных групп:

1. Наличие социально-значимых признаков.

2. Наличие определенных социальных норм.

3. Устойчивый характер.

4. Наличие лидера.

2 часть вопроса 18.

Затем обращаемся к тексту, пытаемся найти предложения, в которых передана данная связь.

Выдержка из текста:

Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и, в то же время, обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса (то есть право имеет общественную значимость).

Формулируем ответ:

1. Берем одно из социально значимых свойств права

2. Проводим связь между этим свойством и ценностью  его для общества.

Социально-значимые свойства права

Социальная ценность права

общеобязательность

Правовые нормы отражают общеобязательные требования, предъявляемые к поведению людей, тем самым регулируют и упорядочивают общественные отношения, что вносит стабильность в развитие общества.

Государственная гарантированность

Предоставление и обеспечение прав и свобод гражданам, следовательно, каждый гражданин может быть уверен в том, что его нарушенные права будут восстановлены, а нарушитель будет подвергнут юридической ответственности, то есть справедливость будет восстановлена.

Нормативность, формальная определенность

Нормы права имеют четкость и ясность, точно и конкретно  обозначают,  какое поведение считается правомерным и вводят запрет на противоправное поведение, что позволяет гражданину понять каким образом вести себя в различных ситуациях, что будет обеспечивать правопорядок в обществе.

 

3. Завершите формулировки.

Задание 18.1.

Политико-правовые институты:

1. Разделение властей

2. Федерализм.

Объясните связь каждого из них с демократическим развитием общества и государства.

Алгоритм:

1. Вспоминаем признаки демократии.

2. Вспоминаем признаки политико-правовых институтов.

3. Соединяем, т.е. пишем что для развития одного понятия необходимо существование другого.

Начало:

1. Демократический режим подразумевает народовластие: реальную возможность граждан формировать государственную власть на выборах и контролировать её деятельность. Разделение властей обеспечивает развитие демократии, так как, … ПРОДОЛЖАЙТЕ САМИ!!!

2. Демократический режим подразумевает народовластие: равноправие граждан, их равное участие в жизни государства. Принцип федерализма обеспечивает развитие демократии … ПРОДОЛЖАЙТЕ САМИ

Задание 18.2.

Один из главных инструментов рыночной экономики - экономический расчет…

Объясните смысл указанного автором главного инструмента экономики с экономическим ростом.

1. Экономический расчет.. вспоминаем некоторые понятия ... издержки .. .прибыть и т.д.

2. Экономический рост.

3. Связываем эти понятия.

Начало. Экономический расчет, осуществляемый предпринимателями способствует экономическому росту, так как ... ПРОДОЛЖАЙТЕ САМИ

МОЖНО ПО-ДРУГОМУ. Например: Предприниматель делает то-то и то-то, что способствует экономическому росту.

ТО ЕСТЬ МОЖНО ИДТИ ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ ИЛИ ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ.

Задание 18.3.

Характеристики гражданского права:

Недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела … в том числе и государства

Объясните связь этой характеристики с развитием предпринимательства.

Например: Гражданское право является частным правом, в котором выделяют отдельную  отрасль-предпринимательское право. Гражданское право подразумевает недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, что соотносится с принципом свободы предпринимательства. Свобода предпринимательства способствует … Продолжайте САМИ.

Методы работы с 19 заданием. 

Алгоритм и рекомендации.

Учимся иллюстрировать примерами.

Выполняя задание 19, нужно с помощью примеров конкретизировать какие-либо идеи, теоретические положения, характеристики и т.п. При этом под примером подразумевается конкретный (-ое) факт, явление, действие, случай (реальные или смоделированные), который (-ое) можно локализовать во времени и в пространстве.

При ответе на данный вопрос примеры могут быть:

· Смоделированы учащимися самостоятельно

· Конкретные примеры из истории, реальной жизни

· Если спрашивают примеры в отношении Российской Федерации, то пишем только про российскую действительность, основываясь на реальных событиях и явлениях.

Структура примера:

1. Субъекы.

2. Объекты.

3. Действия.

4. Последствия этих действий.

1. Задания, связанные с моделированием примерами.

1 пример: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права (в каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Формулировка задания содержит все необходимые требования к содержанию и формату ответа. Последовательность записи ответа четко сформулирована

1. Пишем пример.

2. Указываем отрасль права

2 пример: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции политической партии (в каждом случае сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1. Пишем функцию

2. Пишем пример

Задание 2. Ответ. Моделирование примеров.

1) Представительство во властных структурах интересов различных социальных групп (например, гражданин N вступил в партию, выражающую интересы представителей малого бизнеса. На очередных выборах партия набрала необходимое количество голосов для преодоления избирательного барьера и создала свою фракцию в парламенте).

2) Политическая социализация граждан (например, политическая партия провела встречу с избирателями, на которой обсуждался вопрос голосования по поводу поправок в конституцию).

3) Выдвижение политических лидеров (например, гражданин N активно занимался партийной деятельностью, партия выдвинула его кандидатом в президенты государства Z).

Кто?  Что?  Что сделал?  К чему привело? Последствия?

2. Если примеры в отношении Российской Федерации, то пишем только про российскую действительность, основываясь на реальных событиях и явлениях.

Задание: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами порядок взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации: а) с Президентом России; б) с Правительством Российской Федерации; в) с органами судебной власти Российской Федерации.

Правильный ответ должен содержать примеры по каждому пункту, допустим:
а) полномочный представитель Президента России в Государственной Думе представил внесённый Президентом законопроект Z; после принятия законопроекта Думой он был направлен в Совет Федерации.
б) Председатель Правительства Российской Федерации выступил с отчётом на парламентском часе в Государственной Думе, а затем встретился с членами Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
в) Конституционный Суд признал принятый Федеральным Собранием Российской Федерации закон неконституционным.

Задание. Используя обществоведческие знания, на примере Российской Федерации покажите любые три способа обеспечения стабильности конституции, её защиты.

Ответ:

На примере РФ могут быть показаны такие способы:
1) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации.
2) Действует Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии НПА различного уровня Конституции Российской Федерации.
3) Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ, для этого необходимо по определённой процедуре созывать Конституционное Собрание.
4) Поправки к главам 3-8 Конституции не могут вступить в силу без одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

3. Задания, связанные с иллюстрациями примерами, используя знания по истории.

Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.

Ответ:

1. В первобытном обществе происходит переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, это сделало человека менее зависимым от природы, расширило его возможности в удовлетворении своих потребностей.

2. В ходе своего развития человеческое общество совершенствовало свои познания в области медицины. Так в эпоху традиционного общества без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения, что позволило лечить многие болезни, сделать качество жизни людей выше.

3. С переходом к постиндустриальному обществу в жизнь людей стали широко внедряться массовые технологии (интернет, мобильная связь и так далее), что расширило их коммуникативные возможности, сделало более свободным доступ к информации.

Методы работы с 20 заданием.

Задание 20 Предполагает использование информации из текста и конкретных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

1. Аргумент- это собственные развернутые рассуждения, которые что-то доказывают или объясняют.

2. Нельзя путать аргументы с примерами:

· В аргументах не нужна конкретика.

· Аргумент основывается на обобщении.

3. Не нужно «перестраховываться» и писать существенно больше, чем требуется в задании (например, пять-шесть аргументов или примеров вместо трёх): Вы потеряете время и можете допустить ошибки, которые приведут к снижению балла за выполнение задания.

4. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение, поэтому отдельные слова и словосочетания не засчитываются

Так как задание 20 тематически связано с текстом, то алгоритм будет отдаленно похож на алгоритм к заданию 17. Стоит отметить, что пункт 5 сильно отличается, и стоит обратить на это особенное внимание при решении по алгоритму.

1. Внимательно читать текст и определять его тематическую принадлежность. (Также, как и в задании 17, без этого пункта обойтись нельзя. Учитывая то, что задание 20 имеет высокий уровень сложности, читать текст необходимо внимательно как никогда!)

2. Прочитать задание 20 и выделять, сколько элементов должно быть в ответе! То есть, если просят привести два аргумента в подтверждения указанной позиции и один в опровержение, то в ответе будет ТРИ элемента.

3. Подчеркивать (выделять) в тексте предполагаемый ответ. (Как и первый пункт, это помогает сфокусироваться на чем-то одном, снижая риск ошибки по невнимательности.

4. Сформулировать готовый ответ. Здесь можно перефразировать сам вопрос. Это поможет ученику и проверяющему увидеть в ответе стройность, логичность, законченность мысли.

5. Привести аргументы к поднятому вопросу. Стоит отметить, что аргументом является теоретически обоснованное доказательство какой-либо точки зрения. При проверке задания засчитываются только развернутые аргументы. Проще говоря: аргумент = научно обоснованное подтверждение/опровержение.

6. Записать ответ в бланк ответа. Важно помнить, что зачастую нумерация по пунктам значительно облегчает восприятие информации.

 

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Педагогика // М.: Просвещение,1983.-235 с.

2. Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. — Казань: Казан. Ун-т, 2015. — 48с.

3. Выготский Л.С. Психология М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

4. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии // 2е изд. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

5. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Дрофа, 2018. — 606 с.

6. Педагогика: [учебное пособие] / Н. Бордовская, А. Реан. Санкт– Петербург: Питер-Пресс, 2018. — 299 с.

7. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. — М.: КноРус, 2019. — 431 с.

8. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания  // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки–Веди, 2014. — С. 98–106.

9. Шоган В. В. Воспоминание о будущем. Перспективы образования третьего тысячелетия: [монография] // Москва: Вузовская книга, 2013. - 387 с.

10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Учебное пособие. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

11. Сарбалаева А.Д. Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 82-85.

 

. . . . .