Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование приемов проблемного обучения для достижения метапредметных и предметных результатов

Дата публикации: 2024-04-13 15:16:25
Статью разместил(а):
Карамышева Ольга Николаевна

Использование приемов проблемного обучения для достижения метапредметных и предметных результатов на уроках биологии и химии

Автор: Карамышева Ольга Николаевна

МОУ Лицей, г. Черемхово Иркутской области

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об эффективных  формах и приемах проблемного обучения, которые автор применяет в своей образовательной деятельности на уроках химии и биологии.

Ключевые слова: проблемная ситуация, постановка проблемной ситуации, прием решения проблемной ситуации; форма работы по решению проблемной ситуации.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действия, не может достичь цели известным ему способом, это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. 

Этапы проблемного задания:

1. Постановка учителем проблемной задачи.  

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.

3. Применение знаний для решения конкретных задач.

Основными формами работы учащихся при решении проблемной задачи могут быть: работа в группе, в паре и индивидуально.

Использование проблемного обучения наряду с достижением учащимися предметных результатов (научные знания, умения и способы действий) по определенной теме урока позволяет формировать метапредметные результаты, такие как:

- базовые логические действия (умение использовать приёмы логического мышления; использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические умозаключения; делать выводы и заключения);

- работа с информацией (умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников; умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа);

- универсальные коммуникативные действиями (умение задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; приобретение опыта презентации результатов; заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций);

- универсальными регулятивными действиями (умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели; умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий).

Эффективные приемы  проблемного обучения, используемые мной на уроках химии и биологии.

1. Прием «Проблемная ситуация».

11 класс. Биология. Тема урока: «Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические связи».

Постановка проблемной задачи: В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной на берегу залива Минамата, начали умирать люди. Врачи, прибывшие в эту деревню рыбаков, заметили, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом, находящимся поблизости. Каким образом соединения ртути могли попасть в организм людей и животных?

Форма работы: в паре.

Решение проблемы: происходит передача и накопление ртути по цепи.

1. Микроскопические планктонные организмы

2. Мальки рыб

3. Хищные рыбы

4.Человек / Птицы / Хищные животные.

11 класс. Химия. Тема урока «Алюминий».

Постановка проблемной задачи: В быту используется алюминиевая посуда: ложки, вилки, кастрюли. В ней можно жарить и варить еду, хотя алюминий относят к активным металлам, он даже может взаимодействовать с водой, образуя гидроксид алюминия, который может нанести вред организму человека. Так почему же выпускают такую посуду и люди ей пользуются без вреда здоровью? Как правильно эксплуатировать алюминиевую посуду?

Форма работы: индивидуально.

Решение проблемы: На посуде при соприкосновении алюминия с кислородом воздуха образуется тонкая оксидная пленка, которая препятствует дальнейшему взаимодействию алюминия с окружающей средой. Ее разрушить можно с помощью абразивных средств, поэтому алюминиевую посуду нельзя чисть абразивными средствами, металлической сеткой.

2. Прием «Разрешите противоречие».

9 класс и 11 класс. Химия. Тема урока: «Азот».

Постановка проблемной задачи: Антуан Лоран Лавуазье заявил: «Азот - безжизненный», а Д.Н. Прянишников утверждал: «Нет жизни без азота». Как вы считаете, кто прав? Почему?

Форма работы: в группе.

Решение проблемы: «Азот - безжизненный», так как инертный из-за прочности тройной связи, в атмосфере азота нет жизни. «Нет жизни без азота», так азот является основным элементом белков, а жизнь - это состояние белковых молекул. 

3. Прием «Найди и исправь ошибку».

 11класс. Биология. Тема урока: «Развития жизни на Земле. Эволюция растений».

Постановка проблемной задачи: 

1. Первые живые организмы.

2. Водоросли

3. Мхи

4. Папоротникообразные

5. Голосеменные

6. Покрытосеменные.

Ребята, данную последовательность представил ученик на экзамене, за что получил неудовлетворительную оценку. Почему?

Составьте верную последовательность эволюции растений на Земле. Зарисуйте последовательность в виде схемы. Дополните схему, используя дополнительную литературу, отвечая на вопрос, какие усложнения появились у растений в ходе эволюции при переходе от одной группы.

Форма работы: в группе.

Решение проблемы: От водорослей произошли примитивная группа растений риниофиты (псилофиты) от них мхи и папоротникообразные, хвощи и плауны. Мхи - тупая ветвь, папоротникообразные дали начало голосеменным.

6 класс. Биология Тема: «Внутреннее строение стебля»

Постановка  проблемной задачи: Правильно ли составлена таблица «Внутреннее строение стебля»? Есть ли ошибки?

Слой стебля

Ткань

Строение клеток

Значение слоя

I. Кора

А) кожица

Б) первичная кора

В) пробка

Покровная

А) Живые, плотно прижатые клетки

Б,В) Мертвые клетки

Защита, газообмен.

II. Луб

Проводящая, механическая

Сосуды, лубяные волокна

?

III. Древесина

 

Проводящая, механическая

Ситовидные трубки, волокна

?

IY. Сердцевина

?

?

?

Форма работы: в паре.

4. Прием « Фишбоун - «рыбья кость».

Постановка проблемной задачи: Перед вами фото двух мышей «Полевка обыкновенная и полевка восточноевропейская», живущих в разных регионах нашей страны. Полевки схожи внешне, значит, это один вид? Сделайте правильный вывод, заполнив схему:

Полевка восточноевропейская. Полевка обыкновенная.

Форма работы: индивидуально по тексту о полевках.

Решение проблемы: В «голове» этого скелета обозначена проблема. На верхних  косточках учащийся отмечает причины возникновения изучаемой проблемы: схожая окраска, форма тела, форма клюва - питаются одинаково, место обитание.  Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых учащийся по ходу чтения выписывает факты, отражающие  индивидуальность  полевок: разный образ жизни, ареал и др.  Хвост – делают вывод, что при всей схожести – это разные виды. 

  

Литература: 

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

2. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. 

3. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.

 

. . . . .