Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся через творческое самовыражение.

Дата публикации: 2024-04-23 16:04:38
Статью разместил(а):
Мастина Елена Анатольевна

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся через творческое самовыражение

Автор: Мастина Елена Анатольевна 

МБОУ «СОШ № 2 п.Новошахтинский» Михайловского района Приморского края

 

Аннотация: В статье рассказывается о формировании коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности; приводятся формы и приёмы работы на уроках, ожидаемые результаты и место коммуникативных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС к «портрету выпускника школы». 

Ключевые слова: коммуникативные умения, литература, русский язык, творчество. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО. 

 

В современном мире остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые, личностные контакты требуют от современного человека разнообразных высказываний как в устной речи, так и в письменной. Жизнь показывает, что очень немногие из нас умеют правильно и эффективно общаться, завязывать дружбу и поддерживать прочные и долгосрочные отношения. Это говорит о том, что развитие коммуникативных способностей личности – одна из главных задач современной школы.  

Одна из проблем нашего времени - “отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми по причине его зависимости от компьютера, виртуального общения. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения, как языковая и коммуникативная компетенции. Зачастую дети прибегают к сокращению, «немногословию», стараются заменить живую примитивными невербальными способами общения.  

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Именно поэтому я уделяю этому вопросу особое внимание.  

Современное общество испытывает потребность в человеке, который бы отличался высоким уровнем коммуникативной компетенции, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающейся с уважением к мнению других людей, в человеке, который может: 

•    творчески мыслить;   

•    грамотно работать с информацией;   

•    быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;  

•    уметь работать сообща в различных областях;   

•    самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.  

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.  

Именно поэтому цель моей работы в данном направлении: способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции обучающихся через творческое самовыражение  

Для реализации данной цели я должна решить следующие задачи: 

1) определение наиболее эффективных приемов, методов и технологий развития коммуникативной компетенции с целью внедрения их на уроках русского языка и литературы; 

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 

3) вовлечение учащихся во внеклассную работу с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей для участия в различных творческих конкурсах;

4) повышение качества знаний; 

5) включение обучающихся в исследовательскую и проектную работу.  

Ожидаемые результаты: 

 - сформированность коммуникативной компетенции; 

 - устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы, высокая мотивация учебной   деятельности; 

 - прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; 

 - участие в исследовательской и проектной деятельности; 

 - потребность в творческой самореализации. 

Важное место занимают коммуникативные компетенции  в требованиях ФГОС  к «портрету выпускника школы», а именно: 

• способность ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях; 

• умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;  

• творчески мыслить;   

• грамотно работать с информацией;   

• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;  

• уметь работать сообща в различных областях;   

• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.  

Хочу поделиться некоторыми формами и приёмами работы на уроках русского языка:  

- многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.; 

- инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;  

- воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений; 

- этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»; 

- анализ смысловых оттенков значений слова в контексте; 

- сопоставление русских слов со словами и их переводными  аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.; 

- расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами; 

- создание контекста для изобразительно-выразительного средства; 

- соединение в одном предложении далёких по смыслу слов; 

- создание предложений по заданному началу, концу и т.д.; 

- распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.

Одним из увлекательных упражнений для детей стало домашнее  задание на «изыскательную деятельность» (с последующим выступлением в классе). Ученикам предлагалось найти, а потом и рассказать историю  возникновения слов: слоняться (г. Санкт-Петербург, времена Петра I), стушеваться (Ф. М. Достоевский), вокзал (XVIII в. Англ, ). Особенно интересным было выступление со словом «слоняться». Мальчик распечатал даже иллюстрации и процитировал известную басню. 

Понравилось учащимся и упражнение на одном из уроков: Известно, что цвета автомобиля обычно называют весьма изобретательно. Детям по палитре дополнительных цветов предлагалось придумать название тому или иному оттенку.  

На уроках литературы я использую следующие методы и приемы: 

- многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений; 

- речевой портрет героя; 

- пересказ (аналитический, сжатый, комментированный) 

- изменение текста с помощью использования средств выразительности; 

- сравнительный анализ художественных текстов на одну тему; 

- сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, сочинение собственных рассказов и т.д.);  

- стихосложение; 

- ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);  

- соучастие в подготовке лекции учителя; 

- создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.  

Так, например, недавно было проведено занятие: Детям предлагалось послушать отрывки из классических музыкальных произведений и записать, какие картины у них возникали в воображении при прослушивании музыки. Некоторые дети «увидели» Шторм Вивальди, Осенний вальс Шопена, «Утро» Грига. 

В качестве Эксперимента ученикам 9 класса предлагалось написать сочинение – сравнение романа «Евгений Онегин» и любой из экранизаций по мотивам этого произведения А.С. Пушкина. Сначала задание вызвало недоумение, и много вопросов (в том числе, потому что готовых сочинений на эту тему нет), поэтому из сочинения задание приобрело формат дискуссии. Считаю, что урок прошел удачно. 

Очень интересно использовать элементы сократовского метода на уроках русского языка и литературы.  

Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии, которые демонстрировал Сократ. Он подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.  

Сократовский метод строится с помощью следующего алгоритма:

• создание проблемной ситуации;
• формулирование проблемного вопроса;
• востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;
• необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка;
• поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее;
• выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного результата).  

Главное достоинство этого метода - ученик приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя). Остается только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя. 

Нравятся школьникам и задания на «добывание» знаний. 

«Обучение как открытие» - образовательный процесс, нацеленный на «добывание» знаний самими учащимися как результат их творчества в ходе выполнения поисковых и проблемных задач.  

Например, я предлагаю учащимся поисковую задачу. В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в свое время, в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на свое место, мастер своего дела, идти своей дорогой?

В данном случае вопрос, являясь инструментом самостоятельного анализа языковых явлений, играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся. Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения. В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.  

Знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью опыта детей. Это способствует лучшему запоминанию и служит средством мотивации работы учащихся. Для облегчения задания, особенно на раннем этапе использования данной методики, я выделяю важные для понимания моменты.  

Мои принципы  работы на уроках русского языка и литературы состоят в следующем: 

1. Перед началом объяснения новой темы я показываю детям практическую ценность получаемых знаний (как конкретно они пригодятся в жизни). 

2. При объяснении материала я стараюсь придерживаться нейтральной позиции, излагая только факты, чтобы не влиять на мнение учащихся.  

3. Нет неправильного мнения, есть неаргументированное.  

4. Каждый ученик имеет право ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.  

5. Особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность.  

6. Знания не даются детям готовым блоком. К некоторым выводам учеников  я подвожу постепенно, с помощью вопросов (Сократовский метод). 

Работая с детьми почти 30 лет, я вижу, что они с большим удовольствием включаются в творческую работу, показывая свои коммуникативные умения, в своих небольших поэтических и прозаических произведениях раскрывая свой внутренний мир.  За эти годы  мои учащиеся стали Победителями и Призерами творческих конкурсов разного уровня... 

В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям и если школьник от мотива «надо» придёт к мотиву «мне это интересно», «я хочу это знать», то в дальнейшей жизни он сможет поставить перед собой нужные цели и не побоится сложностей, связанных с их достижением.   

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача – помочь им в этом. А Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми, ведь настоящий учитель, на мой взгляд, тот,  кто способен спуститься с высот своих знаний до незнанья ученика и вместе с ним совершить восхождение! 

 

. . . . .

technologi.site