Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Резильентная поддержка учащихся на уроках биологии

Дата публикации: 2024-04-26 23:51:49
Статью разместил(а):
Персашвили Наталья Александровна

Резильентная поддержка учащихся на уроках биологии

Автор: Персашвили Наталья Александровна

ГБОУ Центр образования № 170, Санкт-Петербург

 

Аннотация: Психологическая резильентная поддержка учащихся на уроках биологии позволяет создать условия для успешного освоения учебного материала и сохранения психологической устойчивости и психики учащихся.

Ключевые слова: резильентная поддержка, психологическая поддержка учащихся, уроки биологии.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Психологическая резилентность (от англ. resilience — упругость, эластичность) — это врождённое динамическое свойство личности, лежащее в основе способности преодолевать стрессы и трудные периоды конструктивным путём, это способность человека успешно справляться со стрессом и адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Это свойство можно развивать. Под резилентностью в психологии обозначают способность сохранять в неблагоприятных ситуациях стабильный уровень психологического и физического функционирования, выходить из таких ситуаций без стойких нарушений, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям.

Учебный процесс может стать источником стресса для учащихся, особенно когда они сталкиваются с трудностями в освоении материала. Биология — наука сложная и многогранная, требующая от учеников не только понимания основных принципов, но и умения применять их на практике. В связи с этим возникает необходимость создания условий для психологической поддержки учащихся на уроках биологии.

Резильентная поддержка учащихся на уроках биологии должна быть направлена на развитие у них навыков саморегуляции эмоций, повышение уверенности в своих силах, формирование позитивного отношения к учёбе и самому предмету.

Для достижения этих целей можно использовать следующие методы:

- Проведение групповых дискуссий и тренингов по развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде, разрешению конфликтов.

- Организация игр и упражнений, направленных на развитие креативности, логического мышления, памяти.

- Использование интерактивных форм обучения (виртуальные лаборатории, онлайн-тестирование).

- Создание комфортной атмосферы на уроке: доброжелательное отношение к учащимся, отсутствие критики и осуждения.

- Предоставление возможности выбора заданий и тем для самостоятельной работы.

- Организация дополнительных консультаций для тех, кто испытывает трудности в освоении материала.

- Поддержка со стороны педагога: поощрение успехов, помощь в преодолении трудностей.

- Использование методов арт-терапии для снятия эмоционального напряжения.

- Организация совместных мероприятий (экскурсии, походы) для укрепления дружеских связей между учащимися.

Психологическая поддержка является важным аспектом образовательного процесса, особенно когда речь идет об учащихся, изучающих биологию. Этот предмет требует не только понимания фактов и процессов, но и глубокой эмоциональной вовлеченности, поскольку он касается живых организмов, их поведения, взаимодействия и жизненных циклов. Поэтому психологическая устойчивость учащихся играет ключевую роль в успешном усвоении материала.

Во-первых, важно создать благоприятную обстановку в классе, где ученики могли бы чувствовать себя комфортно и безопасно. Учитель биологии может обратить внимание на психологический климат в классе и поощрять открытое общение, демонстрируя понимание и поддержку к различным эмоциональным реакциям учащихся.

Во-вторых, важно уделять внимание индивидуальным особенностям каждого ученика. Психологическая поддержка включает в себя умение выслушивать, поддерживать и помогать развивать психологическую устойчивость каждого школьника. Это может включать как индивидуальные разговоры с учеником, так и различные упражнения и методики, направленные на развитие психологических навыков.

Также важно помнить о значимости позитивной обратной связи. Учитель биологии может поощрять учеников, подчеркивать их достижения и успехи, что способствует формированию позитивной самооценки и уверенности в своих силах.

Не стоит забывать о том, что психическое здоровье учащихся тесно связано с их физическим состоянием. Поэтому важно создавать условия для здорового образа жизни, включая регулярные физические упражнения, правильное питание и достаточный отдых.

Важно помнить, что в процессе изучения биологии учащиеся могут столкнуться с различными эмоциональными вызовами, связанными с изучением более сложных и интригующих тем, таких как эволюция, генетика или экология. Поэтому психологическая поддержка должна быть ориентирована на помощь учащимся разбираться во внутренних конфликтах и сомнениях, которые могут возникать в процессе учебы.

Учитель биологии также может включать в учебный процесс разнообразные методики и техники, способствующие развитию эмоционального интеллекта учащихся. Это может включать в себя обучение навыкам саморегуляции, управлению стрессом и конструктивному разрешению конфликтов.

Более того, важно учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ученика. Некоторые учащиеся могут нуждаться в дополнительной психологической поддержке из-за личных проблем или трудностей в общении. Учитель может работать с такими учениками индивидуально, предоставляя им необходимую помощь и поддержку.

Помимо этого, также важно содействовать формированию позитивной атмосферы в классе, где учащиеся могут чувствовать себя принятыми и важными. Поддерживающая обстановка способствует не только успешной учебе, но и формированию дружественных отношений между учащимися, что стимулирует их эмоциональное благополучие.

Имея понимание важности психологической поддержки учащихся, учитель может стать не только преподавателем, но и наставником и поддержкой для своих учеников. Благодаря заботливому отношению и вниманию к эмоциональным потребностям учащихся, педагог способствует их общему развитию и успешному обучению.

Создание доверительных отношений между учителем и учениками также играет важную роль в обеспечении психологической поддержки. Учитель должен быть готов выслушать учащихся, поддержать их и помочь решить возникающие проблемы или вопросы. Открытость и понимание реальных потребностей каждого ученика позволяют создать атмосферу взаимного уважения и взаимодействия.

Не менее важно способствовать развитию эмпатии у учащихся, помогая им понимать и воспринимать чувства и эмоции других людей. Умение поставить себя на место другого, понять его точку зрения и чувства, способствует развитию эмоциональной интеллигентности и позволяет учащимся лучше понимать себя и окружающих.

Важно также обучать учащихся навыкам эмоциональной саморегуляции, чтобы они могли эффективно управлять своими эмоциями и реакциями в различных ситуациях. Это позволяет им преодолевать стресс, конфликты и трудности, которые могут возникать как в учебной, так и в повседневной жизни.

Интеграция психологической поддержки в учебный процесс помогает учащимся продвигаться в учебе, развиваться как личности и готовиться к успешной современной жизни в гармонии с собой и окружающими. Поддерживающая и заботливая атмосфера на уроках биологии способствует целостному развитию учащихся и формированию у них навыков эмоционального интеллекта, необходимых для современного общества.

В заключение, психологическая поддержка учащихся на уроках биологии играет важную роль в формировании эмоциональной устойчивости, уверенности и психического здоровья учащихся. Это помогает им не только успешно осваивать учебный материал, но и развиваться как личности в гармонии с собой и окружающим миром. Следовательно, психологическая поддержка играет важную роль в сохранении их психического здоровья и устойчивости. Учителям следует обращать внимание не только на учебные достижения учащихся, но и на их эмоциональное благополучие, так как только в гармонии психики и познания можно достичь действительно качественных результатов.

 

. . . . .

technologi.site