Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Внеклассная работа по математике и методика её проведения

Дата публикации: 2021-01-21 16:26:26
Статью разместил(а):
Абалёшина Карина Александровна

Внеклассная работа по математике и методика её проведения в концепции личностно-ориентированного обучения

Автор: Абалёшина Карина Александровна

МАОУ «Панковская СОШ»

 

Обучение математике является одной из важнейших задач основного общего образования и должно способствовать развитию логического мышления и математической интуиции учащихся, обеспечить овладение учащимися учебными умениями в решении различных внутрипредметных и межпредметных задач.  

Учебный материал, который предлагается учащимся в учебниках математики, рассчитан на «среднего» ученика, но уже с первых классов коллектив начинает разделяться: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом. Всё это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа. Ю.М.Колягин даёт следующее определение внеклассной работе: под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.

Внеклассная работа по математике составляет одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса обучения математике, которая воздействует на сознание и поведение учащихся как личности, углубляет и расширяет их знания, умения и навыки. Проведение внеклассных занятий вызывает у одних учащихся интерес к математике, а у других закрепление уже полученных знаний.

Математика, как ни один другой, изучаемый в школе, предмет, располагает возможностью постоянно обучать учащихся логике на практике. В процессе усвоения математических знаний решается задача развития у учащихся навыков проведения логических рассуж­дений и характерных для дедуктивного мышления умений находить логические следствия из данных начальных условий, способностей абстрагировать, т.е. выделять в конкретной ситуации сущность во­проса, отвлекаясь от несущественных деталей. На внеклассных занятиях  учащиеся овладевают умениями анализировать рассматриваемый вопрос, обобщать, специализировать, выделять необходимые и до­статочные условия, определять понятия, составлять суждения, на­ходить пути решения поставленной задачи. Все это формирует мыш­ление учащихся и способствует развитию грамотной устной и письменной математической  речи, а также таких качеств выражения мысли, как порядок, точность, ясность, крат­кость, обоснованность.  

Одной из целей внеклассной работы является своевременная ликвидация имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Также можно выделить и другие цели:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям.

2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

3. Оптимальное развитие математических способностей и привитие учащимся определённых навыков научно - исследовательского характера.

4. Воспитание высокой культуры математического мышления.

5. Развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что существует некоторая произвольность в выборе тем занятий, занимательность. Также математические кружки обладают некоторой особенностью. Одна из них – недостаточно развитый, несформировавшийся и ещё неустойчивый интерес к предмету у большинства учащихся, принимающих участие в этой работе. Вместе с тем  именно на этом этапе у учащихся такой интерес может и должен начать формироваться.

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они более подробно представлены в многочисленной педагогической и методической литературе. Различают  три вида внеклассной работы по математике.

1. Работа с отстающими учащимися (организация и проведение дополнительных занятий по математике).

2. Работа с  учащимися по развитию интереса в изучении математики.

3. Работа с одарёнными детьми.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости.

Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и схожи с третьим видом внеклассной работы, также они зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так, например:

1. Развитие и углубление знаний по программному материалу.

2. Привитие им навыков исследовательской работы.

3. Развитие представлений о практическом применении математики и т.п.

Для того, чтобы внеклассная работа с отстающими учениками была более эффективна, отечественными учёными, а именно М.Ю. Колягиным, Б.Н. Делоне и другими, были выделены следующие положения:

1. Внеклассные  занятия по математике желательно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой). Эти группы учащихся должны быть достаточно схожи как в пробелах знаний, так и в способностях к обучению.

2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).

3. Занятия с отстающими учениками в школе целесообразно проводить не несколько раз в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.

4. После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.

5. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер. При проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из "Дидактических материалов", а также учебные пособия (и задания) программированного типа.

6. Учителю математики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по математике более эффективными.

Если говорить об учащихся, которые проявляют интерес к изучению математики, то учитель должен преследовать следующие цели:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

5. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики.

7. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Предполагается, что данные цели должны быть реализованы учителем в учебное время, но так как время урока ограничено, то данные цели можно так применять и при проведении внеклассной работы.

Внеклассная работа по математике для учащихся 5-7 классов должна быть разнообразной. Здесь должно быть привлечение исторического материала, изучение биографии учёных, обязательно решение занимательных задач,  задач повышенной трудности, использование математических игр, головоломок.  Организовывая внеклассную работу, необходимо применять такие приёмы и методы, которые бы отвечали потребностям всех учащихся.

Основной формой внеклассной работы являются математические кружки и элективные курсы.

Математический кружок - одна из действенных форм внеклассной работы. Вызывая интерес у учащихся, математический кружок развивает кругозор учащихся, а также творческий подход к решению математических задач. Чаще всего такие занятия организуются для учащихся, которые заинтересованы в данном предмете, но стоит отметить, что отстающие учащиеся также изъявляют желание посещать занятия математического кружка. К таким учащимся следует отнестись внимательно и постараться укрепить их желание в изучении данного предмета.

Другая основная форма внеклассных занятий по математике – это элективные курсы. Данные занятия предполагают обязательное посещение учащихся. Элективный курс, который будет посещать ученик, он выбирает самостоятельно. Данные занятия строятся на практической направленности и на дифференцированном подходе к учащимся. Элективные курсы предполагают углублённое изучение материала. Они также способствуют удовлетворению познавательных интересов в раз­личных областях деятельности ученика и поддер­живают изучение основных предметов на заданном государственным образовательным стандартом уровне.  

Внеклассные занятия также можно разнообразить следующими формами: 

1. Математические викторины, конкурсы.

Тем, для проведения математических викторин и конкурсов большое количество. Это может быть биография учёных-математиков, раздел какой-либо учебной темы. Целью данных викторин и конкурсов может быть следующее: развитие кругозора учащихся; развитие грамотной математической устной и письменной речи;  привитие интереса к решению занимательных и  логических задач. Рассмотрим викторину для учащихся пятого класса « В мире математики». Данная викторина содержит ряд вопросов на математическую тематику.

2. Математические вечера.

Цели и характер проведения математических вечеров немного отличен от привычного образа действий, когда учащиеся занимаются математикой, решают задачи, доказывают теоремы. На таких вечерах могут присутствовать не только те учащиеся, которые успешно занимаются данным предметом, но и те, которые только начинают проявлять интерес. Проведение математических вечеров преследует некоторые цели, которые мы постарались выделить:  заинтересовать учащихся;  рассмотреть серьёзный математический материал в занимательной форме; вызывать у учащихся стремление самим формулировать и решать различные задачи.

Обычно  вечер  начинается  с  доклада на  математическую  или  историческую тему.  Заслуживают  предпочтение  такие  темы,  в  которых  любой  присутствующий ученик мог бы разобраться. Чаще всего, имеют место темы, связанные с биографией учёных, их юность, с какого момента они стали заниматься математикой и, что их на это натолкнуло. Также можно, например, рассмотреть тему, связанную с компьютеризацией.

Сейчас широко применяются информационно-коммуникационные технологии. Используя метапредметные связи, на уроках математики возможны применения компьютеризации, например, решение тестов в компьютерной форме, использование виртуальных лабораторий, интерактивных досок,  а также различных интернет ресурсов. Можно заметить, что, например,  астрономия также связана с математикой.

Тему «космоса» также можно рассмотреть при проведении математического вечера. Занятия такого вида вызывают острый интерес у учащихся, что позволяет им пофантазировать, они учатся рассуждать, опираясь на свои знания, а также на интуицию. Организация математического вечера требует значительной подготовительной работы. При этом сама подготовка не менее полезна для учащихся, чем проведение мероприятия, особенно если в этой подготовке участвуют многие учащиеся.

 

. . . . .