Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности

Дата публикации: 2020-01-14 18:03:17
Статью разместил(а):
Чебакова Елена Николаевна

Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности

Автор: Чебакова Елена Николаевна

МОУ "Широкинская СОШ", Забайкальский край

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос необходимости формирования правильного типа читательской грамотности как важнейшей компетенции современного человека. Рассматриваются эффективные методические приемы работы с текстом, делающие процесс учебной деятельности более продуктивным.

Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, виды текстовой информации.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Чтение – это окошко, через которое дети видят 

 и познают мир и самих себя. 

В.А. Сухомлинский

Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью

Эдмунд Берк

В Концепции ФГОС одно из основных положений - это  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.  

Кем бы ни был в  будущем ученик, какую бы профессию ни избрал, он всегда должен быть читателем, уметь не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливая  и интерпретируя ее.  Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Неуспешность в учебной деятельности во многом связана с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию  зависит успех ученика и его желание учиться. Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных,  практических задач  и в повседневной жизни. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Так тест PISA оценивает следующие читательские умения:

1. Найти и извлечь информацию.

2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.

3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста. 

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

Как научить детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? 

Как мы традиционно работают с новым текстом на уроке? Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. В итоге текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей не мотивирована  и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

 Традиционное чтение

До чтения

Учитель готовит к восприятию текста, рассказывая о писателе, объясняет значение непонятных слов.

Во время чтения учитель сам читает текст, дети слушают.

После чтения дети отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя

 Смысловое  чтение

До чтения

Ученики прогнозируют содержание текста. Возникает мотивация к тексту.

Во время чтения возникает читательская интерпретация.

После чтения

Беседуем и уточняем позицию автора

 

Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:

•         фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

•         подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

•         концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Три этапа работы с текстом:

1) До чтения текста. Предположение, о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение)

1. Чтение названия и его анализ

2. Рассматривание иллюстраций к тексту.

3. Прогнозирование: о чем может идти речь в данном произведении?

Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения.

2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:

- задать вопрос автору по прочитанному (В),

- предположить ответ (О),

при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).

- Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.

3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. ( Докажите, что…, Почему? Какой…?)

Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Технологические приёмы,  используемые в технике продуктивного чтения:

  1. Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает уди­вительный факт), разгадка которой  будет открыта на уроке при работе над новым материалом, выстраивает проблемную ситуацию.  Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

  1. Оценка текста.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены? Какое слово чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел текста самый большой? Как, по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

  1. Задай вопрос (Прием «тонких и толстых»  вопросов»).

Во время само­стоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы,  требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

К примеру,  задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?»,  «Где…»,  «Почему…» и т.д. «Что?…» (Что описывает данный отрывок ?)

«Когда…?», (Когда произошло названное событие)

 «Где…», (Где? )

«Почему…» (Почему она так поступила?)

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление.

Чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораз­до быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закреп­ляем только что изученный материал.

Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.

  1. Вырази собственную позицию.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

5. Приём «Инсерт».

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
– – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

6. Приём  «Кластер».

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

7. Приём «Ключевые слова».

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

8. Приём «Верные и неверные утверждения».

 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение.Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

9. Приём «Синквейн».

Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности.

Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов  (описание).
Существительное (перефразировка темы).

Какие образовательные результаты обеспечивает технология смыслового чтения?

  1. Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), слушать и понимать других 
  2. Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию, делать выводы 
  3. Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  1. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму), высказывать свое предположение 

Концепции ФГОС требует от учителей организовать учебную деятельность так, что бы учащиеся вели  самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Главное  преимущество технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это главный принцип ФГОС – «Научить учиться».

Литература:

1. Галактионова Т.Г, Филиппова ЕС. Приобщение к чтению как педагогическая задача в реализации стандартов нового поколения. Чтение детей и взрослых. Книга и развитие личности. – СПб. АППО, 2012.  

2. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках.

3. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова. – Москва, «Просвещение», 2010.

 

. . . . .