Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обобщение опыта работы по теме «Лексика и фразеология» (5-6 классы)

Дата публикации: 2021-10-11 17:15:15
Статью разместил(а):
Дворецкая Елена Николаевна

Обобщение опыта работы по теме «Лексика и фразеология» (5-6 классы)

Автор: Дворецкая Елена Николаевна

 МБОУ «Школа № 21», г. Рязань

 

Аннотация: В данной статье представлен комплекс упражнений по лексике и фразеологии на материале художественных произведений, предназначенных для изучения в 5-6 классах. Материал может помочь учителю и в работе на уроках русского языка.

Ключевые слова: литература, русский язык, лексика, фразеология, комплекс упражнений.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Литература - базовая учебная дисциплина, формулирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в форматировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большей силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Основа литературного образования - чтение и изучение произведений словесного искусства, обладающих высокими художественными достоинствами, воспитывающих нравственные чувства у школьников.

Современный уровень развития образования требует от учащихся умения анализировать текст.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения в единстве формы и содержания является основой анализа текста.

В реализации умения проводить анализ текста большую роль играет лексико-стилистическая работа, способствующая развитию внимания к поэтике текста.

Систематическая работа над лексикой на уроках литературы формирует у учащихся владение русским литературным языком при создании собственных устных и письменных высказываний.

Именно поэтому представлялось важным и необходимым создание комплекса упражнений по лексике и фразеологии на материале
художественных произведений, предусмотренных программой литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной.

Главной задачей работы по лексике и фразеологии на уроках литературы является обучение учащихся творческому владению родным языком для выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование репродуктивной деятельности учащихся (осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров).

В работе над составлением упражнений были поставлены следующие цели:

- Обучающие:

1. Формирование у учащихся понимания, что русский язык имеет богатейшие возможности для выражения мыслей и чувств.

2. Обучение умелому применению теоретических знаний при анализе литературного произведения.

3. Способствовать овладению учащимися лексическим богатством русского языка, развитию речи учащихся, формированию навыков словарной работы.

Развивающие:

1. Развитие памяти, креативных способностей учащихся.

2. Формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью.

3. Развитие аналитических навыков: умения сравнивать, сопоставлять, действовать по аналогии, исследовать текст.

4. Развитие у учащихся способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей.

5. Развитие способностей к межличностному и межкультурному диалогу;

6. Развитие у учащихся интереса к чтению, понимания смысла художественного произведения через его словесную форму.

- Воспитательные:

1. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной язык.

2. Формирование эстетического вкуса учащихся как ориентира в художественном мире.

3. Воспитание творческого читателя, воспринимающего произведение литературы как явление искусства.

Содержание и структура комплекса упражнений по лексике и фразеологии.

Данная система упражнений разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе программы литературного образования под ред. В.Я. Коровиной.

Упражнения составлены на материале литературных произведений, изучаемых в 5-6 классах. Данные упражнения выполняются на уроках литературы после чтения художественного текста при анализе идейного содержания, художественных образов и языка, так как в этом случае не нарушается у учащихся целостное впечатление от прочитанного.

Отдельные задания могут выполняться на уроках русского языка (это задание по морфемике), на уроках развития речи: объяснить значение пословиц, рассказать о каком-нибудь случае, который подтверждал бы смысл той или иной пословицы.

Словарно-стилистической работой можно заниматься в литературном кружке и на факультативных занятиях. Упражнения выполняются как в классе, так и дома, устно и письменно.

Отбор материала и характер выполнения заданий зависят от уровня развития учащихся, их подготовленности и от этапа, на котором идет работа над литературным произведением.

В работе над системой упражнений по лексике и фразеологии на уроках литературы использовались разные приемы работы с художественным словом. Вот примеры некоторых из них:

1. Объясните значения выделенных слов в приведенных предложениях:

В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

(Плещеев, «Весна»)

2. Замена объясняемого слова его синонимом:

Объяснить значение слов, привести синонимы к ним: пробудилися, хлынуло, скрылись (из стихотворения Никитина «Утро»)

3.  Подбор антонимической пары: в приведенных ниже предложениях найдите антонимы, выделите среди них слова с разными корнями и однокоренные.

По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда.

Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.

На восход и на закат - все такие же горы.

Казакам далеко, а татарам близко. (Л. Толстой «Кавказский пленник»).

4.  Работа с народно-разговорными словами. Подбор литературных синонимов к выделенным словам. Указание устаревших слов. Такое задание, например, можно предложить учащимся при изучении басни И.А. Крылова «Осел и Соловей» в 6 классе.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

«Изрядно, - говорит: - сказать не ложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

5. Выяснение значения слова в контексте:

При работе с произведением А.С. Пушкина «Дубровский» можно предложить такое задание: какое значение имеют выделенные слова в приведенных ниже предложениях? Какие другие значения этих слов вы знаете?

• Дубровский был отменно сердит, прежде никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений, зная приятельскую связь его с их господином.

• Егоровна, добрая старуха, некогда ходившая за его сыном, теперь сделалась и его нянькою. Она смотрела за ним, как за ребенком.

6. Замена устаревших слов и сочетаний словами современного русского языка.

(уста-губы, ланиты-щеки, десница-правая рука, шуйца-левая рука и.т.д.)

7. Работа с частями речи, определение из роли в данном отрывке или в стихотворении в целом. При изучении стихотворения «Весна» Плещеева назовите глаголы, передающие динамичность весенних изменений в природе.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

8. Комментирование лексического значения слова через морфемный разбор: При изучении произведения Некрасова «Железная дорога» учащиеся получают задание:

а) прокомментировать значение слова безобразъе в сроке: «Нет безобразья в природе...»;

б)  произвести морфемный разбор слова безобразъе;

в)  при разборе над этим же стихотворением Некрасова разберите по составу слова красноречивый, воззванье и определите их
значение в сроке: «Красноречивым воззваньем не разогреешь рабов ...».

9. Выяснение значения слова по словарям:

• По словарю выясните значение слов приватно, пробавляется. К какому словарю следует обратиться? (задание выполняется при изучении рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»)

• При изучении произведениях В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» уместно следующее задание: определите по словарю значение слова предварять.

10. В разработанной системе упражнений значительное место занимает работа с фразеологизмами.

Учащиеся объясняют значение устойчивых выражений. Например, при изучении в 6 классе рассказа В.М. Шукшина «Срезал» учащиеся определяют значение следующих выражений: рубануть сплеча, на нет и суда нет, баба с возу - коню легче, все средства хороши, тянуть на себя одеяло.

При изучении произведения В. Распутина «Уроки французского» в 6 классе ребятам можно предложить задание по подбору синонимов и антонимов к фразеологизмам: закричать что было мочи, места себе не находить.

11. Практика работы в школе показывает, что учащихся затрудняет подбор слов и выражений, которые позволили бы им не повторять одно и то же слово в своих письменных работах и устных ответах. Указанные недочеты в речи учащихся обусловили включение упражнений, которые, с одной стороны, раскрывают школьникам мастерство писателя в использовании лексических средств языка, с другой - помогают ввести в активный словарный запас учащихся необходимую для этих целей лексику.

Например, задания при изучении произведения А. Грина «Алые паруса» включают следующие вопросы:

Подберите из современного русского языка синонимы к выражению «Если была надобность». Составьте с ним предложение.

Продолжите синонимический ряд: вскипать обидой, выходить из себя ...

Приведите синонимы к слову «гримасничать». Составьте с одним из них предложение.

12. Ряд заданий связан с происхождением слов и употреблением их в современной речи. При изучении стихотворения Д. Самойлова «Сороковые…» учащиеся выполняют задание: с помощью словаря иностранных слов определить происхождение и значение слова эшелон «перестуки эшелонные»

13. Некоторые упражнения направлены на выполнение лексической характеристики слова. Например, при изучении произведения Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» учащимся предлагается задание дать лексическую характеристику словам: соваться, заядлые (футболисты), расхрабрить, корчить (из себя взрослую), продрался (сквозь хохот класса), некудышний (подвиг).

14. В системе упражнений есть задания, связанные с выяснением значения не только новых, ранее неизвестных слов, но и с уточнением смысла известных слов, имеющую   особую   семантику   в   данном   контексте.    Эти   упражнения способствуют отработке умения определять   прямое и переносное значение слов. Например, при изучении в 5 классе рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» предлагается следующее задание: какое значение имеет глагол пройти в приведенных предложениях?

Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел.

Вот как прошла гроза, а везде по деревне бегут ручьи.

С тех пор прошла про Жилина слава, что он мастер.

15. Конечно же, в системе упражнений целый ряд заданий предусматривает анализ языковых явлений и работу с изобразительно-выразительными средствами языка:

• При работе с загадками в 5 и 6 классах можно предложить следующее задание: назовите знакомые вам образные средства языка, используемые в данных загадках.

• При изучении русских народных сказок уместно следующее задание: подберите постоянные эпитеты к словам: лес, дуб, море, солнце, стрелы, ворон, сокол.

16. В системе упражнений по лексике и фразеологии предусмотрены и творческие задания:

Составьте небольшой рассказ о своей летней работе на пришкольном участке, включив в него несколько оборотов,
например: терпение и труд все перетрут, дорога каждая минута, без сучка, без задоринки, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Это задание можно предложить учащимся 6 класса:

• При изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» составьте небольшой рассказ о Герасиме, уместно используя некоторые из приведенных ниже слов: Герасим, дворник, господский слуга; Муму, собачка, питомица Герасима, его любимица, спасенный щенок; барыня, госпожа; приказание барыни, повеление госпожи, господская роля, исполнить, сдержать слова, подчиниться; смотреть, глядеть, не сводить глаз.

• При изучении сказки - были М. Пришвина «Кладовая солнца» уместно следующее задание: расскажите о том, как Травка служила своему хозяину, используйте в своем рассказе специальные охотничьи слова.

Данная система упражнений по лексике и фразеологии апробирована в течение нескольких лет на уроках литературы в 5-6 классах. Работа с упражнениями дала мне возможность, прежде всего, разнообразить формы занятий на уроках литературы, пробудить творческую активность детей, развить у учащихся чувство языка, повысить воспитательный потенциал урока.

Упражнения данной системы помогают мне в реализации межпредметных связей русского языка и литературы, направленных на постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

Представленная система упражнений по лексике учитывает особенности преподавания литературы в 5-6 классах и способствует развитию у учащихся данной возрастной группы осознанного, творческого чтения, внимания к книге.

Использование этого комплекса упражнений помогает мне в организации работы с художественным текстом произведения, в планомерном обучении учащихся созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. в реализации деятельного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.

 

Список литературы:

1. Учебник литературы в 2х частях. 5 класс.6 класс. Автор В. Коровина. М., «Просвещение».

2. А.Т. Арсирий, Г.М. Дмитриева. «Материалы по занимательной грамматике русского языка» 1 и 2 части.

3. Ю.А. Ларионова. «Фразеологический словарь современного русского языка».

4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

 

. . . . .