Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблемный подход к обучению математике как способ активизации когнитивной деятельности

Дата публикации: 2021-11-03 20:13:51
Статью разместил(а):
Камагина Наталья Петровна

Проблемный подход к обучению математике как способ активизации когнитивной деятельности и развития креативных способностей учащихся

Автор: Камагина Наталья Петровна

МАОУ "СОШ № 12 им. В.П. Чкалова", г. Щелково

 

Анотация: В этой статье автор делится своим опытом применения проблемного метода обучения на уроках математики для  интеллектуального развития учащихся, побуждая их к активному мышлению и укреплению познавательных интересов.

Ключевые слова: проблемное обучение, мышление, познавательный интерес, способы создания проблемы.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Технологии проблемного обучения давно не новы. Всем известно, что в теории М.Т. Махмутова, проблемное обучение есть тип развивающего обучения, в котором обьединяются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с освоением ими готових научных выводов; система методов построена с учетом цели и принципа познавательной самостоятельности учеников, стойкости мотивов обучения и умственных способностей в ходе освоения  ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системою проблемных ситуаций. Кудрявцев Т.В. дал такое определение «Проблемное обучение основывается на создании, принятии и решении этих ситуаций учениками, в ходе совместной деятельности учеников с учителем при оптимизации самостоятельности первых и под  управлением последнего.»

Концепция современного образования выделяет одну из ключевых компетенций - математическую компетенцию. Это культура логичного и алгоритмичного мышления; умение использовать математические методы для решения прикладних задач в разных сферах деятельности, способность к пониманию и использованию простых математических моделей. Умение строить алгоритм ее решения. Считаю, что использование проблемного метода обучения на уроках математики способствует развитию продуктивного мышления учащихся, формированию предметных и общих компетентностей, а так же умению использовать их в жизненых ситуациах.

Поэтому проблемный метод обучения  в своей работе, считаю приоритетным, но ни в коем случае основополагающим.

Использование проблемного метода на уроках математики имеет свои особенности и осуществляется по следующему плану:

Подготовительный этап.

Учитель предполагает:

- Какой должна быть последовательность размышлений учащихся, что приведет к постановке проблемы;

- Чем проблема будет обусловлена;

- Когда эффективней всего провести подготовительную работу (до или после постановки проблемы);

Алгоритм работы:

1. Актуализация опорных знаний,учений  путем целенаправленного повторения и обьяснения подготовительных упражнений на уроке.

2. Создание на уроке проблемной ситуации. Постановка цели урока в виде обучающей проблемы.

3. Осмысление, восприятие обучающей проблемы.

4. Постановка гипотезы, построение предположений о возможности решения проблемы.

5. Экспериментальное воспроизведение правильной гипотезы.

6. Теоретическое обоснование гипотезы, обобщение решения утверждения.

7. Закрепление усвоенного материала. Повторение и анализ процесса решения проблемы. Творческое использование добытых знаний.

8. Проверка качества и глубины усвоения учениками проблемного задания, проведение короткосрочных самостоятельных работ.

Суть проблемного обучения становится внутренним мотиватором, что побуждает детей искать новые знания и новые способы деятельности, а в руках учителя сильным инструментом влияния на них. Возникает противоречие между необходимостью в новых знаниях и знаниями, которыми обладает учитель, что способствует активизации познавательной деятельности учащегося и удержания стойкого интереса к предмету. В таком случае поиск новых путей выхода из проблемной ситуации для школьника, является основным механизмом развития его способностей и высоких психологических функций.

Предлагаю следующие варианты создания проблемной ситуации на уроках математики:

1. Через умышленное допущение ошибки учителем.

В понятии детей учитель - это компьютер, который никогда не может ошибиться. И они часто «слепо» копируют его решение.

Пример. Тема «Арифметические действия с десятичными  дробами»

(х+5,5)-7,9=19,4

Х+5,5=19,4-7,9

Х+5,5=11,5

Х=6

Так как при провеке не сходится, дети решают проблему. После этого ученики внимательно следям за учителем. Результат- внимание и заинтересованность в течении урока.

2. Через использование интересных заданий.

Игра «Третий лишний» (игра индивидуальная).

Цель: проверка знаний математических понятий (математических; единиц измерения; геометрических и т.п.).

Материал: заранее заготовленные карточки со словами.

Ход игры: вычеркнуть слово, лишнее в ряду (не подходящее по смыслу). Выигрывает тот, кто быстрее вычеркнет лишние слова во всех строчках (обычно 5-6 строк)

Усложненный вариант: 1) ограничение во времени; 2) дать объяснение принципа выбора лишнего слова.

Например:

Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи – такого разряда единиц не существует)
Прямоугольник, куб,  квадрат, треугольник  (куб – объемная фигура)
Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол – не является геометрическим инструментом)
Алтын,  пядь,  пятак, четвертак (пядь не является  монетой.)
Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро – является мерой объема, а не длины)

2. Создание проблемных ситуаций, связанных с жизнью.

Согласно российским законам заработок человека облагается так называемым подоходным налогом, который равен 13% зарплаты. Какую сумму в качестве подоходного налога должен заплатить человек, заработавший 12 000 рублей и сколько он получит  «на руки»?

3. Решение проблемы через решение задач на внимание и сравнение.

Использую ребусы.

3. Решение задачи через разные способы решения одной задачи.

Решить задачу уравнением: На полке стояло несколько книг, после того как с неё сняли 8 книг, а затем положили 17, на ней стало 22 книги, сколько книг было на полке первоначально? (Решение задачи в теме «Уравнение» 5 класс).

А вчера второклассник решил задачу без уравнения. Давайте и мы решим по действиям.

4. Создание проблемной ситуации через выполнение небольших исследовательских заданий.

Итак, ребята, сегодня на уроке наша задача найти универсальный способ для нахождения длины окружности, познакомиться с одним удивительным числом и применить наш способ для решения практических задач.

Тема нашего урока: “Длина окружности”, запишите в тетради.

Давайте теперь вспомним основные элементы окружности. 

Вспоминаем обозначения для диаметра и радиуса, обычно длину окружности, обозначают С. Как вы думаете, в каких единицах, она измеряется?

Какова связь между диаметром и радиусом? D=2R

Как вы думаете, от чего зависит длина окружности?

ГИПОТЕЗА: Длина окружности зависит от диаметра окружности (радиуса).

Сегодня на уроке мы докажем или опровергнем эту гипотезу.

3. Практическая работа в парах. Вычисление числа π.

Возьмите в руки круг. Проведите диаметры.

Измерьте линейкой диаметр. Результат измерений запишите в таблицу.

Как вы думаете, для чего нужна нить?

Измерьте нитью длину окружности, приложите к линейке, результат измерения запишите в таблицу.

Сравните диаметр и длину окружности. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Чем больше диаметр, тем больше длина окружности. Но во сколько раз?

Найдите отношение длины окружности к диаметру, и округлите до сотых.

Сравните результаты. Что интересного заметили?

Вывод: окружности у всех разные, а отношение длин к диаметрам почти одно и то же.

Исследование проведено.

Разнообразные проблемные ситуации не только помогают активизировать умственную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, память, внимание, но и повышают интерес к математике как науке, способствуют решению жизненных задач. Для того чтобы сохранить детскую заинтересованность и создать действительно современный урок, сэкономить время и сделать образовательный процесс ярче, обязательно сопровождаю проблемный метод с помощью информационных технологий, а именно элементов дистанционного обучения для дифференциации домашнего задания.

Результаты личного педагогического опыта свидетельствуют об:

- ожидаемом повышении мотивационно обучающей познавательной деятельности у учащихся;

- креативном использовании учениками знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики и в практической деятельности;

- отрабатывании учениками математических знаний, умений и навыков разного уровня сложности;

- нагляном переходе от формального заучивания до действий по поиску знаний через постановку предположений, их подтверждения или опровержения;

- сознательном использовании учениками навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемный метод обучения математике очень эффективный. При систематическом использовании влияет на интеллектуальное развитие и является важным способом пробуждения у детей активного мышления и эффективным стимулом развития и укрепления познавательных интересов.

 

. . . . .