Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Возможности семиотических исследований в трудовом обучении

Дата публикации: 2021-11-20 15:25:49
Статью разместил(а):
Москвитина Анастасия Юрьевна

Возможности семиотических исследований в трудовом обучении

Автор: Москвитина Анастасия Юрьевна

 

Семиотика – это научная дисциплина, занимающиеся изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех знаков, с учетом их использования в составе сообщений и характера этих сообщений, использующих эти разные типы знаков.

Возможности использования семиотических исследований в образовании безграничны. Его использование поможет многим учителям, преподавателям по-другому взглянуть на образование. Что если любое творчество учащихся, пусть даже обычный ручной шов, несет в себе какую-то важную информацию. Почему некоторые ученики легко поддаются обучению шить, а некоторые даже выполнение узелка удается с трудом.

Семиотическое исследование – это научная дисциплина, изучает общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков, с учетом их использования в составе сообщений, а также особенностей различных знаковых систем и сообщений, использующих эти разные типы знаков.

При технологическом обучении необходимо учитывать, что трактовка символов тесно связана с личностью самого лица, которое взялось за толкование, с его социальным, культурным и географическим окружением, с его сознанием. Но в первую очередь с его намерениями.

Проведенный анализ литературы позволяет утверждать, что имеются следующие продуктивные противоречия между:

· Различными трактовками понятий «деятельность», «знак», «знаковая система», «символ», «миф»;

· Традиционной системой трудового обучения и возможностями формирования культурных ценностей посредством проведения семиотических исследований;

· Существующими требованиями по описанию педагогического опыта и возможностями его семиотического описания.

Вычленение данных противоречий позволяет выделить ключевую проблему исследования в работе, связанную с необходимостью применения возможностей семиотических исследований в трудовом обучении.

Объект исследования: трудовое обучение.

Предмет исследования: использование семиотических исследований в трудовом обучении школьников.

Цель: поиск эффективных путей использования семиотических исследований в трудовом обучении школьников.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в МБОУ «Ертская СОШ им С.И. Тарасова», МБОУ СОШ № 17 и МБОУ СОШ № 7. В эксперименте участвовали ученики 4, 5, 7, 8 классов.

В начале опытно-экспериментальной работе пытались понять причины, влияющие на способности учащихся, какие факторы влияют больше наследственная предрасположенность, навыки или личные качества учащихся. Потом искали пути для внедрения семиотических исследований в трудовом обучении.

В первой части участвовали ученики разных классов, с пятого по восьмые, провели урок на тему ручные швы. Но перед этим провели анкетирование, чтобы узнать наследственную предрасположенность, навыки выполнения ручных швов и сравнить почерк с работой ручных швов.

Пятые классы проходили тему в первые, а старшие уже были знакомы с техникой выполнения ручных швов. Таким образом, хотела сравнить, что больше влияет на качество шва: умения, навыки или индивидуальные способности ученика.

Для удобства анализа ручных швов, примерно, классифицировала ручные швы по качеству выполнения (не учитывая композиционное решение, только технику выполнения).

1. Высокое качество. Соблюдены все параметры выполнения.

2. Среднее качество делается на сужающиеся и на искаженный ритм шва. Сужающийся шов – это прямой ровный шов, но сужается к концу.

3. Ниже среднего. Кривые, разлапистые швы.

4. Плохое качество. Не правильно выполненные швы, перепутанные петли, кривые и не аккуратные.

Высокое качество показали ученики старших классов. Результаты проведенного эксперимента показаны на таблице №1.

Класс

Высокое качество

Среднее качество

Ниже среднего

Плохое качество

5

---

25%

37,5%

37,5%

7

28,6%

43%

14,3%

14,3%

8

12,5%

75%

12,5%

---

Во втором эксперименте приняли участие ученики четвертого класса, в классе всего 9 учеников: 5-девочек и 4-мальчиков. Ученикам была предоставлена возможность самим выбрать любой цвет ткани и ниток. Их задача была вспомнить прошлое занятие и самим самостоятельно вышить узор (символ).

В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы было замечено, что мальчики неадекватно реагируют на голубой и синий цвет. Решили провести семиотическое исследование в два этапа. На первом этапе узнали, какой миф у них существует со знаком голубого цвета. Затем на втором этапе попытались повлиять на их представление об этом цвете, через беседу об истории, значении и символе этого цвета.

Использовали схему по А.Ф. Лосеву: «знак» - как тезис; «символ» - как антитезис; «миф» - как синтез.

После проведения беседы получили, такой результат; из четверых мальчиков свое мнение поменяли трое, один мальчик остался при своем мнении. Выходит, повлияла на миф, через изучение символа определенного знака.

Таким образом, в ходе проведения опытно-экспериментальной работы были выявлены три параметра, определяющих основные направления семиотического исследования в трудовом обучении – это по качеству выполнения ручных швов, по цвету и по символам вышитых на платочках.

На качество выполнения ручного шва влияет: во-первых, умения и навыки, во-вторых, индивидуальные особенности ученика.

Цвет воздействует на школьников по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет.

Символы же заключают в себе определенные смыслы и значения, которых сфокусированы особенности конкретно-исторической социокультурной целостности. Формулируется вывод о поливариативности символа в разных контекстах. Расшифровка символа будет варьироваться в зависимости от социокультурного опыта человека: от его знаний, связанных с повседневной практикой, религиозной принадлежностью, общекультурным, эстетическим уровнем.

 

. . . . .