Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с одарёнными детьми в условиях ФГОС

Дата публикации: 2021-12-08 23:47:03
Статью разместил(а):
Бичегкуева Валентина Сергеевна

Работа с одарёнными детьми в условиях ФГОС

Автор: Бичегкуева Валентина Сергеевна

МБОУ "СОШ № 38 (многопрофильная) им. В.М. Дегоева", г. Владикавказ

 

Аннотация: Автор делится своим опытом работы с одарёнными детьми в 5-11 классах. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы, а также всем педагогам средней школы.

Ключевые слова: одарённые, преемственность, ФГОС, кружок, олимпиады.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

В результате моей повседневной учебно-воспитательной работы на протяжении 26 лет я пришла к одному важному выводу: каждый ребёнок обладает определёнными способностями, многие школьники талантливы, но есть дети, которых можно назвать по-настоящему одарёнными. Иногда под неприметной «обёрткой» среднего ученика могут скрываться удивительные способности, которые расцветают при определённых условиях. Максимально раскрыть потенциал школьника – задача каждого педагога современной школы.

В образовательных учреждениях Российской Федерации, согласно статье 77 Федерального закона об образовании, осуществляется:

- выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования;

- организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей;

- проведение всероссийской олимпиады школьников в целях развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2015 года были утверждены «Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», в которых ключевая роль отводится интеллектуальным олимпиадам и творческим конкурсам.

21 июня 2021 года министерством Просвещения Российской Федерации была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности». Основные цели и задачи этой программы:

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся:

2020 г. - 65,45 процентов;

2021 г. - 69,29 процентов;

2022 г. - 73, 41 процентов;

2023 г. - 77,58 процентов;

2024 г. - 81,70 процентов;

2025 г. - 85,24 процентов.

- обеспечение роста численности детей, охваченных дополнительным образованием; обеспечение роста доли детей и молодёжи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты, от общей численности детей и молодёжи в возрасте от 7 до 35 лет.

Работу в данном направлении я начала в 2015 году с создания кружка «Русское слово», который функционирует для учащихся 5-6 и 7-8 классов. На первом занятии каждому ученику предлагается ответить всего лишь на 3 вопроса:

1) Что нового я хочу узнать, посещая кружок?

2) Чему я хочу научиться?

3) Для чего мне нужны эти знания и умения?

Многие пятиклассники ещё с начальной школы имеют опыт участия в различных конкурсах, в олимпиаде «Русский медвежонок», поэтому с удовольствием продолжают готовиться к новым испытаниям. Ученики проявляют живой интерес к работе кружка, поскольку информация, которую они получают на занятиях, выходит за рамки школьного учебника, она подаётся в игровой и занимательной форме, что однозначно привлекает учащихся среднего звена. Здесь они узнают много нового и интересного об этимологии слов, о фонетике, лексике, фразеологии и других разделах русского языка, знакомятся с различными видами словарей, учатся правильно с ними работать

Важнейшей задачей для меня является развитие у детей творческих способностей, отработка умения писать сочинения на разнообразные темы. Они с удовольствием пишут творческие работы на следующие темы: «Сбежавшие книги», «Спор частей речи», «Зарифмуйте правила», «Однажды в стране Омонимии …» и другие. Дети сочиняют сказки, басни, пишут письма героям литературных произведений и их авторам. Подобные задания развивают коммуникативные и творческие способности учащихся, расширяют их кругозор, помогают образно и выразительно излагать мысли. Именно эти школьники с удовольствием участвуют в предметных олимпиадах, показывая высокие результаты, и именно они впоследствии выходят на муниципальный, региональный и всероссийский уровень.                                                                                                                      

Работа с учащимися 9-11-х классов

В старших классах возрастает мотивация школьников к участию в олимпиадах, поэтому важно объяснить им следующие аспекты:

- необходимость прочных базовых знаний школьной программы по русскому языку и литературе;

- необходимость дополнительных знаний, выходящих за рамки школьной программы (здесь хорошим подспорьем является фундамент, заложенный кружком «Русское слово»);

- обязательное знакомство учащихся с олимпиадными заданиями прошлых лет и тщательная их отработка.

В своей работе с учащимися старших классов я руководствуюсь следующими методическими принципами:

1) Заниматься систематически, а не по необходимости (когда требуется срочно и быстро). Только в этом случае можно рассчитывать на хорошие результаты. Важно, чтобы дети понимали, что багаж накопленных знаний они смогут использовать не только на олимпиадах, но и в дальнейшей жизни.

2) Добиться личной заинтересованности ученика в успехе, в противном случае старшеклассник не будет тратить своё драгоценное время на подготовку к олимпиаде, ведь ему ещё предстоит сдавать ОГЭ/ЕГЭ.

3) Дать правильную психологическую установку участнику олимпиады, настроить на умение доводить дело до конца, проявлять бойцовские качества. Ведь олимпиада – это своеобразное соревнование, в ней выявляются победители, поэтому ученика следует ориентировать не только на правильный ответ, но и на творческий поиск более точного, более глубокого ответа.

Приступая к подготовке к конкретному этапу олимпиады, я в первую очередь знакомлю учащихся с методическими рекомендациями по проведению ВОШ. Так как практически все эти умения в той или иной степени отрабатываются на уроках литературы, основное внимание я уделяю следующим аспектам:

1. Следить за «юбилейными» писателями: знать их биографии, ключевые события жизни, связь с эпохой, названия основных произведений, имена и фамилии героев, их характеристики.

2. Хорошо знать базовые произведения школьной программы, к которым относятся: «Слово о полку Игореве», «Недоросль», «Ревизор», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени» и другие.

3. Знать произведения разных авторов, имеющих одинаковые названия или похожие сюжетные линии.

4. Знать основные критические статьи, их авторов, краткое содержание.

5. Уметь выполнять целостный и сопоставительный анализ текстов.

6. Изучить работы победителей и призёров прошлых лет, ознакомиться со структурой олимпиадной работы.

При подготовке к олимпиадам по русскому языку необходимо учитывать важные моменты:

- олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии, поэтому следует уделить этому разделу большое внимание; можно воспользоваться орфоэпическим минимумом ЕГЭ;

- в тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы и лексического значения, поэтому следует чаще обращаться к этимологическому словарю;

- необходимо знать грамматические нормы употребления форм множественного числа существительных, способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных, нормы согласования и управления;

- задания по лексике и фразеологии обязательно включаются в олимпиады всех уровней;

- помнить, что при оценке творческого задания предъявляются высокие требования к грамотности.

В результате учащиеся приобрели следующие навыки:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности; сотрудничество со сверстниками и с учителем;

- готовность и способность к образованию и самообразованию;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного сотрудничества;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Также были достигнуты предметные результаты, главные из которых – расширение и углубление знаний о языке, повышение языковой и речевой культуры, умение решать нестандартные задачи, успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Подводя итоги, могу с уверенностью сказать, что я довольна полученными результатами. Цели и задачи, которые я поставила перед собой, достигнуты, а именно:

- соблюдая преемственность начальной школы и среднего звена, я продолжила работу с одарёнными детьми, показавшими хорошие результаты в олимпиадах и конкурсах в 1-4 классах;

- была организована работа со всеми учениками, проявившими живой интерес к работе кружка «Русское слово»;

- в результате одарённые дети стали постоянными участниками, призёрами, победителями всевозможных олимпиад и конкурсов;

- учащиеся, не показавшие высоких результатов, углубили свои знания по русскому языку и литературе, расширили свой кругозор, научились писать сочинения, свободно, аргументированно излагать свои мысли, работать со словарями;

- школьники приобрели важнейшие навыки, необходимые каждому человеку: постоянное стремление к новым знаниям, умение непрерывно и качественно работать над своим образованием, упорство в достижении поставленных целей;

- знания и умения, полученные на занятиях, помогают выпускникам лучше справиться с ГИА.

Эти результаты дают мне основание продолжить работу в данном направлении.          

 

. . . . .