Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Тьюторское сопровождение обучающихся специализированного класса инженерно-технологического направления

Дата публикации: 2022-01-16 16:17:48
Статью разместил(а):
Чулкова Елена Павловна

Тьюторское сопровождение обучающихся специализированного класса инженерно-технологического направления

Автор: Чулкова Елена Павловна

МБОУ «СОШ № 4 р.п. Линево», р.п. Линево, Новосибирская область

 

Аннотация: В этой статье автор делится опытом тьюторского сопровождения внеурочной деятельности обучающихся специализированного класса инженерно-технологического направления. Формы и методы, используемые для сопровождения построения и реализации индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут.

 

Введение.

В настоящее время в рамках НТИ (программа глобального технологического лидерства России к 2035 году) во многих школах созданы профильные классы инженерно-технологического направления. Цель таких классов: создание оптимальных условий для развития необходимых компетенций будущих выпускников, профессионального самоопределения обучающихся.

В основе реализации профильного обучения лежит индивидуализация. Тьюторское сопровождение образовательного процесса школьников создает условия для индивидуализации каждого обучающегося, для развития его самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных способностей.

Целью деятельности тьютора в школе является: создание условий для построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося инженерно-технологического класса, для личностного его развития, самореализации и профессионального самоопределения. 

Задачи:

1. Сопровождение обучающегося в построении и реализации индивидуального образовательного маршрута, с учетом образовательных и профессиональных интересов.

2. Создание образовательного пространства для самоопределения и самореализации обучающихся.

3. Создание ситуации успеха обучающихся.

Обеспечение потребности обучающихся в специализированных классах инженерно-технологического класса осуществляется посредством индивидуализации обучения, что требует создание особых условий. Одним из важных аспектов достижения этой цели является разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося.

Построение индивидуального образовательного маршрута.

Построение индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.

Первый этап – этап выявления уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей. На этом этапе идет совместная работа обучающихся, родителей, тьютора, педагога-психолога. Диагностический инструментарий достаточно широкий: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, ранжирование, индивидуальное собеседование с обучающимися, родителями и учителями. Обязательно на этом этапе работу с родителями, они знают об интересах и склонностях своих детей лучше, могут озвучить свои запросы на их будущий профессиональный выбор.

Разработаны анкеты для родителей и обучающихся, опросники для беседы со всеми участниками учебного процесса, включая педагогов. В первый год создания специализированного класса особо тщательно проводится диагностическая работа. Несмотря на это в течение года индивидуальный образовательный маршрут корректируется. Обучающиеся могут сменить курсы внеурочной деятельности, дополнить конкурсы и олимпиады, в которых хотели бы принять участие.

Второй этап - определение цели и постановка задач, проектирование ИОМ. Исходя из результатов диагностики, совместно с ребенком и его родителями определяется краткосрочный (на учебный год) план, включающий: оценку по основным профильным предметам, чему хотел бы научиться, что узнать и где поучаствовать (приложение) и наметить долгосрочный план (будущая профессия, достижения). 

В начале каждого учебного года проходит презентация внеурочных курсов обязательных (согласно учебному плану специализированного класса) и по выбору. Ребята знакомятся с программой курсов внеурочной деятельности и делают самостоятельно выбор в соответствии с интересами и запросами. Знакомство с образовательными событиями всероссийского, регионального и муниципального уровня позволяют обучающимся определиться с возможностью попробовать проявить свои способности в своем направлении. Потребности и интересы ребят часто выходят за рамки кадровых возможностей нашей школы и тогда осуществляем поиск возможных ресурсов за пределами нашего учреждения.

Школа сотрудничает с ВУЗами, ОУ СПО, ОУ детского технического творчества, региональным центром выявления и поддержки одарённых детей, научно-техническими лаборатория при ВУЗах и другие. Сотрудничество с этими учреждениями дает еще больше возможностей для самоопределения и самореализации обучающихся. Тьютор должен быть постоянно в курсе всех образовательных событий муниципального и регионального уровня, консультируюсь с педагогами школы и информирую обучающихся и их родителей. Ведет поиск образовательных событий, мастер-классов, образовательных профильных смен. Большую роль в осуществлении такой деятельности играет заинтересованность команды специализированных классов и администрации школы.

В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком составляется карта краткосрочных планов и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося. Определяется срок действия маршрута. Все обучающиеся специализированного класса школы разрабатывают ежегодно ИОМ, в течение года анализируют результаты выполнения и корректируют по необходимости.

Этап довольно сложный в 7-8 классе, так как еще нет осознанного понимания, на что необходимо больше обратить внимание, как расставить приоритеты. Требуется систематическая индивидуальная консультация. Приоритетным в выборе курсов внеурочной деятельности и участия в образовательных событиях является интерес, в течение года ребята могут их менять. В 8-9 классе ребята уже более осознанно делают выбор. В 10-11 классе четко и определено происходит определение курсов, событий и направления проектной деятельности, так как уже практически все обучающиеся определились с выбором дальнейшего пути после школы (поступление в ВУЗы, ОУ СПО). ИОМ проектируется на один год.

Третий этап -  контроль, оценка и корректировка ИОМ.  На основе наблюдения, анализа успеваемости, анкетирования, собеседования с обучающимся их родителями и педагогами.  

Четвертый этап - анализ и самооценка. В конце каждого года с обучающимися организуется соотнесение планов и результатов, анализ причин невыполнения, итоги своих достижений.

Собеседование, опрос:

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года (чего я хотел добиться)?

Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели (что я должен сделать)?

Удалось ли мне реализовать задуманное (что я сделал для достижения цели)?

Какова эффективность моих действий (чему научился и что еще необходимо сделать)?

Последний этап - рефлексия. Проводится индивидуальное собеседование, анкетирование «Что запомнилось, чему научился», а также анкетирование родителей и учителей.

Создание условий для успешности.

Одной из основных задач деятельности тьютора является создание ситуации успеха. Использование ситуации успеха способствует повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях. 

Вся деятельность в этом направлении основана на сотрудничестве, что является необходимым условием для личностного самоопределения обучающихся. Способствует, открытию перед обучающимся перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя.

Совместно с обучающимися, с родителями и учителями определяются олимпиады, конкурсы, проекты, где более возможен успех, с учетом интересов и желания. Иногда тьютор убеждает в необходимости такой деятельности. Каждому обучающемуся помогает найти то образовательное событие, где может достичь успеха. Поощряется стремление участия, обучающегося настраиваем в первую очередь на достижение личностного результата: узнал новое, научился, подружился, сумел. Результаты участия, достижений фиксируются в Портфеле достижений обучающихся и в Портфолио класса, в таблице мониторинга. Мониторинг участия и достижений ведется в течение всего года.

О высокой активности и стремлении обучающихся инженерно-технологического класса говорят достижения на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Участие в турнирах юных инженеров, в конкурсах, различных научно-исследовательских и инженерных конференциях школьников, олимпиадах по предметам 1 и 2 уровня и многие другие (очень большой выбор дистанционных конкурсов и олимпиад). Еще одним эффективным ресурсом являются образовательные профильные смены и программы инженерно-технологического направления, которые организуются на базе регионального ресурсного центра, других региональных учреждений, ВЦ «Орленок, ВЦ «Смена» и другие. Необходимо дать возможность всем поучаствовать в этих сменах, чтобы приобрести коммуникативные навыки, проявить свои способности, познакомиться с различными современными научными и инженерными технологиями, выполнить проекты и успешно защитить его. Предварительно проводится собеседование с обучающимся и его родителями.

Формы тьюторского сопровождения.

Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые консультации. Разработана тематика тьюторских часов. В 7-8 классе они направлены на командообразование, это игры, тренинги, дискуссии, создание мини-проектов.  В 9-10 классе на личностное развитие,  профессиональный выбор, знакомство и упражнения на развитие «гибких»  навыков: умение ставить цели, планировать  (СМАРТ цели, Диаграмма Ганта и др.), управление временем (Матрица времени и др.), лидерство, решение проблем, критическое мышление, коммуникативные навыки.

Тематика тьюторских часов:

Целеполагание. Карта краткосрочных и долгосрочных планов:

  • Твой индивидуальный образовательный маршрут.
  • Тренинг на командообразование.
  • Тренинг «Самоорганизация и самоконтроль как фактор успеха».  
  • Мой портфель достижений. Успешная презентация.
  • Публичное выступление.
  • Инженерный и научно-исследовательский проект.  
  • Компетенции будущего «Жесткие и мягкие навыки».
  • Ставим цели. «SMART – цели».
  • Диаграмма Ганта в проектной деятельности.
  • Защита своего Портфеля достижений (демонстрация личных образовательных результатов обучающихся и коллективное их обсуждение (с позитивной точки).
  • Рефлексия успеха.
  • и другие.

Технологии, используемые в тьюторской деятельности.

Технология проектно-исследовательской деятельности. Тьютор является наставником нескольких детско-взрослых и детских проектов, участников конкурсов различного уровня (в инженерном и социально-значимом направлении). На тьюторских часах особое место уделяется проектной деятельности. Тьютор консультирует и оказывает помощь всем обучающимся специализированного класса в выполнении проектов (в поиске информации, ресурсов, наставников, людей к которым можно обратиться за помощью, подключение родителей).

Технология работы с портфолио. Технология работы с Портфелем достижений обучающегося важной составляющей рефлексивной деятельности обучающихся. Разработана рекомендация по структуре «Мой портфель достижений». В конце года на тьюторском часе проходит защита своего Портфеля достижений. Где ребята анализируют свою деятельность за год и проводят самооценку, сравнивают свои успехи с предыдущим годом, делают выводы и ставят перспективы на следующий год. При этом цель создания Портфеля достижений - доказательство движения в обучении, успешное приложение усилий. Значение Портфеля достижений обучающегося: система формирования общих компетенций, создание ситуации успеха, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, раскрытие индивидуальных способностей, мотивации дальнейшего роста, приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы.

Технологии образовательного туризма. Технология образовательного туризма позволяет познакомить обучающихся с различными профессиями: в течение года много организуется экскурсий на предприятия, в ВУЗы и ОУ СПО, в институты СО РАН, музеи технического направления и другие. Обучающиеся знакомятся с профессиями в направлении специализации класса, с учреждениями подготовки специалистов,

Используются эффективно информационные технологии, тренинговые, игровые, технология критического мышления, сингапурская методика и другие.

Вывод.

Тьюторское сопровождение направлено на индивидуализацию образовательного процесса. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута каждым обучающимся специализированного класса инженерно-технологического класса дает возможность для личностного развития, самореализации и профессионального самоопределения.

Тьютор помогает раскрыть свои способности обучающимся, понять в каком направлении необходимо двигаться. Помогает найти максимальное количество образовательных ресурсов для дополнительного образования. Информирует о всех образовательных событиях по направлению и помогает с выбором участия в них для достижения личностного успеха. Помогает найти наставников для проектной деятельности. Поощряет и убеждает обучающихся в активной деятельности для успешной реализации задуманного. Является проводником между обучающимися, родителями и педагогами при возникновении проблем.

 

Список литературы:

1. Адольф В.А. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС/ Высшее образование в России. – 2012.

2. Балашова С.Е. Работа с одаренными детьми и учащимися, имеющими положительную мотивацию к обучению: Управление качеством образования. – 2010.

3. Дьячкова М.А., Томюк О.Н. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: Учебное пособие для студентов. – Екатеринбург, 2016.

4. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании. – 2011.

5. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика/ Н.В. Пилипчевская. – Красноярск, 2009.

6. Становление личности школьника: индивидуальное сопровождение: учебно-методическое пособие / отв. ред. доц. В.Л. Холод. - Белгород – Головчино. – БелГУ, 2013.

 

. . . . .