Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Модель смешанного обучения на уроках физики "Перевёрнутый класс"

Дата публикации: 2022-03-19 13:56:10
Статью разместил(а):
Умнова Татьяна Саликовна

Модель смешанного обучения на уроках физики "Перевёрнутый класс"

Автор: Умнова Татьяна Саликовна

 

Мы живём во времена стремительно меняющегося мира, эпоху информационных технологий, где педагог не столько источник знаний, сколько проводник к ним. Современные дети могут найти информацию за считанные минуты, и, если педагог продолжает учить так же, как делал это вчера, он становится им неинтересным. Внедрение ФГОС нового поколения вывело использование информационно-коммуникационных технологий субъектами образовательного процесса на уровень метапредметных результатов, пронизывающих весь процесс обучения. Вызовы времени требуют от учителя использования новых инструментов и методов построения новых моделей обучения [3, стр.3].

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1, стр.15].

Обучение с участием учителя является важной частью смешанного обучения. Учитель демонстрирует ученикам модели мышления и поведения, способы построения взаимоотношений. Онлайн-среда даёт учащимся возможность самим контролировать темп, время, образовательный маршрут и место обучения и помогает развить саморегуляцию, навыки планирования и контроля. И самое главное: для многих учащихся онлайн-среда оказывается первым и единственным местом [1, стр.15].

В своей работе, я применяю модель «Перевёрнутый класс». Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевёрнутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения из-за того, что не все учителя готовы проводить уроки в классе в практическом, интерактивном формате. [1, стр.23].

Модель «перевёрнутый класс» является одним из типов ротационной модели обучения. Основной чертой данной технологии является «переворот» стандартного урока: Перевёрнутое обучение подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.

Для реализации смешанного обучения, применяю сервис, который помогает мне реализовать онлайн-обучение. Это инструмент GoogleClassroom, в котором мною созданы курсы для 7-11 классов. 

GoogleClassroom - это универсальное место для преподавания и обучения. Простой в использовании, и безопасный инструмент помогает управлять, измерять и обогащать учебный опыт.

Учащиеся заходят дома на сервис GoogleКласс под своим логином и паролем, работают в среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. На уроке происходит закрепление изученного материала и актуализация полученных знаний. Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке. При работе с новым материалом использование GoogleClassroom, даёт возможность мне проверить понимание нового материала учащимися. Для этого создаю соответствующие задания и загружаю их в GoogleClassroom. Делаю рассылку ученикам. К материалу прилагаю небольшое задание или тест для того, чтобы ученик сам мог себя проверить. Место, время, темп и количество просмотров обучающего, видео учащийся определяет сам. В GoogleClassroom могу оставлять объявления, а учащиеся задавать вопросы или оставлять свои комментарии. К сообщению можно прикрепить текстовый файл, видео, рисунок или фотографию.

Информация об успешности освоения дома нового материала каждым учеником позволяет мне скорректировать план работы на уроке. Можно организовать ролевую игру для учащихся, которые хорошо освоили новый материал, и в это время поработать с группой учащихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или  не разобрались в нём.

На обычных уроках я только успеваю дать новые знания, проверить понимание на основе элементарных упражнений и задать домашнее задание, чаще всего это упражнения на применение. Высокие и самые сложные продуктивные уровни усвоения знаний я не успеваю применять на уроке. Получается, то, что легко выполняем в школе, а сложные задания на классификацию, систематизацию и прочее оставляю учащимся разбираться самостоятельно без моей поддержки. При этом ФГОС требует от нас, учителей, формирования таких качеств, как самостоятельность, сотрудничество, критическое мышление, поиск и применение информации, решение проблем. Возможно ли успешное формирование этих качеств на традиционном уроке? Учителя используют всё своё мастерство, пытаясь успеть на уроке не только дать знания, но и создать условия для формирования навыков анализа, синтеза и оценки. Активно применяют современные технологии обучения и разнообразные формы работы. И всё же понимают, что времени при такой организации урока всегда не хватает. 

Исходя из опыта своей работы, я могу сделать вывод, что применение модели обучения «Перевёрнутый класс» целесообразно применять при изучении сложных обширных тем, для понимания которых требуется активная позиция учащихся и время на осмысление.  

 

Литература:

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. / Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. - Москва: Буки Веди, 2016. - 280 с.

2. Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. Том 3. – СПб.: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. – 117 с.

3. Смешанное обучение: возможности и риски. Организация образовательного процесса по технологии на основе моделей смешанного обучения / Сост. Аверкова М.А. – Пенза, 2020. – 44 с.

. . . . .