Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Место и роль игры в современном процессе обучения

Дата публикации: 2022-10-23 19:52:51
Статью разместил(а):
Пироженко Ирина Юрьевна

Место и роль игры в современном процессе обучения

Автор: Пироженко Ирина Юрьевна

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Санкт-Петербург

 

Аннотация: Статья посвящена возможности реализовать педагогическое взаимодействие и групповую работу студентов, соответствующую современной концепции личностно-ориентированного образования, через организацию дидактической игры на занятиях со студентами.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, мыслительный процесс, групповая работа, дидактические игры. 

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

Общение составляет существенную сторону реальной жизни человека. Изучение психики человека, в том числе познавательного процесса, предполагает рассмотрение их в процессе общения, то есть, в плане не только отношения «субъект-объект», но и «субъект-субъект(ы)». В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. В общении конкретный индивид овладевает фондом духовного богатства, созданным другими людьми, благодаря чему преодолевает ограниченность своего индивидуального опыта. Вместе с тем, через общение он вносит в этот фонд то, что создал сам.

Общение выступает как процесс взаимодействия субъектов, подчеркнем, именно взаимодействия, которое не может быть описано в терминах просто действия или действий. В общении проявляются именно те качества людей, которые свойственны им как субъектам, то есть то, что принято называть субъективным миром человека. Процесс общения взаимный, и каждый из его участников вступает в него как сознательное существо.

Генетически исходная форма общения в жизни индивида – непосредственное (лицом к лицу) общение. Иногда думают, что такая форма существенна только для ранних этапов психического развития, а позднее она свертывается, уступая место общению опосредованному. В действительности, являясь генетически исходным, непосредственное общение не утрачивает своего значения в течение всей жизни человека. По мере развития индивида в системе общественных отношений развивается и непосредственное общение, обогащаются его средства и способы, изменяются его сфера и функции.

По-видимому, характер влияния общения на мыслительный процесс зависит от системы различных факторов: сложности решаемой задачи, уровня знаний и интеллектуальных способностей лиц, решающих задачу совместно, соотношения их личностных особенностей.

В.А. Кольцова в 1977 году показала, что общение оказывает существенное влияние на процесс овладения понятиями, в общий фонд каждый вносит дополнения, уточнения и в результате дается полный анализ признаков понятия. В процессе совместной деятельности общение выполняет своего рода компенсирующую функцию по отношению к каждому из его участников. По данным В.А. Кольцовой общение оказывает различное влияние на сильных, средних и слабых обучающихся. Наиболее существенно его значение по отношению к среднеуспевающим. Оно поднимает их уровень знаний до уровня сильных. Неверно, что при совместной деятельности происходит осреднение результатов, напротив, при правильно организованном общении наблюдается тенденция повышения результатов у каждого обучающегося.

Создание проблемной ситуации является важной составной частью педагогического взаимодействия. Условием развивающего педагогического взаимодействия является также определенный тип взаимоотношений между студентами, между преподавателем и студентами: сотрудничество, взаимоуважение, согласование действий участников образовательного процесса при самостоятельности выполнения действий. Такой подход к педагогическому взаимодействию соответствует современной концепции личностно-ориентированного образования.

Авторы личностно-развивающих концепций (В.В, Сериков, Т.В. Машарова, Б.Ф. Ломов, В.В. Богорев, Н.Ф. Радионова и др.) указывают на необходимость обращения к таким формам организации учебной деятельности как режим диалога, совместного поиска, сотрудничества, коллективно-распределительной деятельности, полагая, что именно такая деятельность обнаруживает новый личностный смысл процесса познания.

Групповая работа, по мнению исследователей (Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский, Н.Ф. Феденко, Р.Ю. Волковыский), дает опыт взаимодействия в незнакомых ситуациях, требующих выбора поведения и переноса знаний, умений, навыков.

Проведенное О.А. Кимеевой исследование опыта использования групповой работы в массовой практике показало, что лишь 5% педагогов систематически используют групповую работу. Существует противоречие между результатами имеющегося передового опыта использования групповой работы и применения его в массовой практике.

Одной из возможностей реализовать педагогическое взаимодействие между студентами и преподавателем, а также групповую работу студентов соответствующую современной концепции личностно-ориентированного образования, является проведение дидактических игр на занятиях со студентами.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.

«Склонность к игре – удел не только детства или ранней юности. Разве нельзя думать, что склонность к игре, которая является, как любопытство, естественной склонностью ребенка, но не является чем-то ребяческим в пренебрежительном смысле этого слова, также способствует развитию науки? На этот последний вопрос следует дать положительный ответ.» (Луи де Бройль. По тропам науки. – М.: Наука, 1982).

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов и закрепление знаний, приобретаемых на занятиях.

На занятиях по математике игра приобретает особое значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.

Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение. Элемент соревнования в игре приводит к повышению самоконтроля, четкому соблюдению правил и, главное, к активизации деятельности учащихся.

Приведем пример такого вида занятия - дидактической игры «лото». Занятие по дисциплине «Дискретная математика». Учебная цель: Обобщить знания по темам «Множества и отношения» и «Элементы комбинаторики», воспитательная цель: совершенствовать коммуникативные умения.

Правила игры:

В игре участвуют 3 команды по 5-7человек. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов.

Преподаватель (или ведущий игры) достает из мешка бочоночки с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочоночек и ставит его на соответствующий номер на карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочоночек остается у ведущего, и право ответа передается другой команде, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон в ходе игры можно «выкупить» тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на занятиях обобщающего повторения по теме или по всему курсу.

Вопросы:

Вопрос (1) Заданы произвольные множества А, В и С. Укажите, какое множество является конъюнкцией

15A∩B"> <![endif]-->      15Aв€ЄB"> <![endif]-->     15Bв†’C"> <![endif]-->     15BВ¬C"> <![endif]--> 

Вопрос (2) Какое утверждение является верным для пустого множества:

15Ојв€…=1"> <![endif]-->      15в€…в€Єв€…"> <![endif]-->      15в€…в€€в€…"> <![endif]-->      15в€…в€€в€…"> <![endif]-->     15в€…Г—в€…=0"> <![endif]-->

Вопрос (3) Даны множества K={a, b, c} и L={b, c, d, e, f, g, h}. Укажите верное утверждение:

15K∩L=b,c"> <![endif]-->      15K∩L=e,f,g"> <![endif]-->      15K∩L=a,b,c,d,e,f,g,h"> <![endif]-->     15K∩L=a"> <![endif]--> 

Вопрос (4) Если отношение задано неравенством: 15x-2y<0"> <![endif]--> ,то данному отношению принадлежит следующая пара чисел:  (0;0);   (5;2);   (2;-1);  (2;2)

Вопрос (5) Заданы множества А = {5,9,12,17} и В = {5,9,12}. Верным для них будет утверждение:

«Множества А и В равны»

«Множество В есть подмножество множества А»

«Множество А есть подмножество множества В»

«Множества А и В не содержат одинаковых элементов»

Вопрос (6) Высказывание "А и В" называется: (дизъюнкция, конъюнкция, импликация, инверсия)

Вопрос (7) Высказывание "А или В" называется: (дизъюнкция, конъюнкция, импликация, инверсия)

Вопрос (8) Высказывание "если А, то В" называется (дизъюнкция, конъюнкция, импликация, инверсия)

Вопрос (9) Дано универсальное множество U= {1,2,3,4,5,6,7} и в нем подмножества

 А={6,7}, B= {2,4,5,6}, C={1,3,5,6}.      Найти    15Aв€ЄB"> <![endif]--> 

Вопрос (10)  Для операций  Выбрать верный порядок убывания старшинства.

Вопрос (11) Определите количество перестановок из букв слова «таблица», в которых буква «т» стоит на первом месте, а буква «а» - в конце слова, равно ...

Вопрос (12 Заданы множества B={3,0,2} и C={-2,-4}, запишите их декартово произведение.

Вопрос (13) Верным утверждением будет:

1526в€€N"> <![endif]-->         154,87в€€N"> <![endif]-->      15313в€€Z"> <![endif]-->      155в€€Q"> <![endif]--> 

Вопрос (14) Высказывание A – «Все люди смертны»; высказывание В – «Нет вечной жизни на Земле». Сформулируйте высказывание, являющееся импликацией А→В.

Вопрос (15) Сдают 2 карты из колоды, содержащей 36 карт. Чему равна вероятность, что обе будут иметь масть «пики»?

Вопрос (16) Монета подбрасывается три раза. Определите вероятность того, что все три раза выпадет орел.

Вопрос (17) Игральный кубик бросают три раза. Чему равна вероятность, что на верхней грани три раза выпадет четное число очков, не меньшее 4?

Вопрос (18) Из приведённых величин случайными являются:

- число очков, выпадающих при однократном бросании игральной кости

- число пальцев у человека на обеих руках

- число морганий глазами

- число 15e=2,718281828…"> <![endif]--> 

Вопрос (19) Из приведенных ниже вариантов надо выбрать тот, который удовлетворяет вероятности наступления некоторого события: 1,7;   -0,5;   10;   0,5

Вопрос (20)  Определите число всевозможных способов, которыми можно извлечь из 6 различных учебников 3.

Вопрос (21)  Сформулируйте классическое определение вероятности события.

Вопрос (22)  Сдают 2 карты из колоды, содержащей 36 карт Чему равна вероятность того, что обе будут черными?

Вопрос (23)  Сдают 2 карты из колоды, содержащей 36 карт. Чему равна вероятность того, что обе будут иметь масть "пики"?

Вопрос (24)  Монета подбрасывается три раза. Чему равна вероятность того, что все три раза выпадет орел?

Вопрос (25)  Какова вероятность выпадения 12 очков при игре в кости? (Игрой в кости называют игру, при которой однократно подбрасывают два игральных кубика, а выпавшие очки суммируются)

Оборудование и средства обучения: компьютерный класс с  мультимедийным проектором, слайды или листы раздаточного материала с вопросами, мешок с бочонками и карточки с номерами, контрольная карта (с ответами для ведущего).

Следует отметить важную роль преподавателя при организации игры. Преподаватель должен положить начало творческой работе студентов, но контроль и руководство не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности, иначе будет уничтожена сама сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности.

Для игры «лото» составляется, как и для большинства дидактических игр, контрольная карта. Преподаватель может поручить студентам составление таких карт и подготовку раздаточного материала к игре.

 

Литература:

1. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Ред.-сост. И автор коментариев В.А. Барабанщиков. – М.: Педагогика, 2012. – 295с.

2. Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. – СПб.: Союз, 1999. -95 с.2.

3. Соболева Т.С. Дискретная математика: учебник для студ. вузов / Т.С. Соболев, А.В. Чечкин; под. ред.. А.В. Чечкина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 256с. (Университетский учебник. Сер. Прикладная математика и информатика).

 

. . . . .