Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Соотношение норм права и морали: взгляд из области обществознания

Дата публикации: 2023-11-20 23:15:01
Статью разместил(а):
Воскобой Наталья Анатольевна

Соотношение норм права и морали: взгляд из области обществознания

Автор: Воскобой Наталья Анатольевна

МБОУ СОШ № 4, г. Лиски, Воронежская область

 

Аннотация: Соотношение между нормами права и морали является важным аспектом для понимания современного общества и его системы ценностей. В контексте обучения обществознанию, студенты часто сталкиваются с вопросом о том, как данные концепции взаимодействуют и влияют на жизнь людей, институционализацию общественных норм и формирование законодательства. В данной статье мы проведем анализ соотношения норм права и морали с учетом ключевых теоретических подходов из области обществознания.

Ключевые слова: право и мораль, общество и история.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

Перед тем, как рассматривать соотношение норм права и морали, важно определить их сущность и значения. 

Определения и сущность понятий:

Нормы права

Нормы морали

Представляют собой утвержденные обществом правила, регулирующие поведение индивидов в обществе.

Отражают общественные убеждения о том, что является «‎правильным» и «‎неправильным» с моральной точки зрения. 

Нормы права имеют институциональный характер, поддерживаемый государством и его органами.

Нормы морали обычно не имеют формальной юридической силы, но все же оказывают значительное влияние на поведение людей в обществе.

1. Понятие права.

Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. С самым ранним понятием права человечество столкнулось в древнем мире. И первое упоминание о праве известно с начала третьего тысячелетия до нашей эры в Египте и Двуречье.

В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно неизвестно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр. Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:
1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;
2) религиозные - убийство священных животных, чародейство;
3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;
4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание;
5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Официальные нормативные документы известны с древнейших времен, самый старый из них – законы Шумерского царя Ур-Намму (3 тыс. лет до н.э.). В курсе истории государства и права изучаются такие древние памятники права, как законы Хаммурапи, Ману, 12 таблиц, «Русская правда» Ярослава Мудрого.

С термином «право» и без специального изучения юридических дисциплин неоднократно сталкивается каждый человек. Наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право личной собственности на автомашину, право на получение высшего образования и т.д.), это так называемое субъективное право, т.е. право, принадлежащее конкретному лицу, и как законодательство какой-либо страны (например «гражданское право Польши», «уголовное право Республики Ингушетия» и т.д ) - что так называемое объективное право, изучением которого в основном и занимаются все юридические дисциплины.

Определений права, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, в современной юридической науке предложено великое множество. 

Подробнее характеризуя такое явление как право, остановимся на следующих моментах.

Одно из основных свойств права – нормативность.

Право состоит из норм-правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе с латинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев. Право как регулятивная система состоит из отделений («можно»), запретов («нельзя») и связываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет неперсонифицированный, не конкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

Право устанавливается государственными органами. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции издает нормативные акты, в которых содержатся нормы права.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное или санкционированное государством в качестве регулятора общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами(волей) населения страны, обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения

Норма права призвана выражать общеобязательное установление в виде высказывания, относительно которого можно утверждать:

  1. Оно содержит некоторое общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократно повторяющиеся, типичные ситуации.

  2. Указанное правило представлено в нем в качестве предложения, отдельной части сложного предложения или нескольких взаимосвязанных предложений, позволяющих применять данное правило. Связи отдельных предложений, образующих правовую норму, могут выглядеть весьма различно, как это имеет место в отсылочных и бланкетных нормах, но только не по единой схеме «если - то иначе».

2. Понятие морали.

Мораль (лат. Moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.

Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Правовой морали соответствуют четыре проявления:

  1. Мораль как знак, символ, миф. На этой ступени в символическом и мифическом сознании человека присутствуют в свернутом виде все последующие проявления морали и права.

  2. Мораль и право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный».

  3. Правовая мораль как социальная норма. На этой ступени человек приобретает новое качество, он становится «социальным»

  4. Правовая мораль как знание. На этой ступени «человек социальный» превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила, этикет, юридические законы, освобожденные от нравственного содержания.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают, по единой шкале Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

«Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков),выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

В морали выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную,ориентирующую,мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение

Воспитательная функция морали состоит в том, что на участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль – это результат размышления людей о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. 

Один из философов - А.А. Гусейнов так определяет особенности морали.

а) она характеризует способность человека жить сообща и представляет собой форму отношений между людьми;
б) она не подчинена закону причинности и принципу полезности;
в) моральный закон не допускает разведение субъекта и объекта;
г) мораль - это тяжелый груз, который человек добровольно взваливает на себя. 

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии.

Я считаю, что каждый человек, кроме больших общечеловеческих моральных принципов, имеет свои, собственные. Они заключаются в отношении к ближайшим людям, к окружающему миру, к учебе. Мелочные, на первый взгляд, поступки закладывают основы характера человека.

Проверено не одним поколением: тот, кто совершил аморальный поступок хотя бы один раз – не сможет удержаться и в дальнейшем. Вот так и рождается мораль приспособленца, лжеца, а иногда, и негодяя.

Поэтому я считаю, что о высоких принципах не надо кричать, их надо доказывать на деле. Только тогда моральные принципы каждого из нас станут моральными принципами общества, когда мы будем руководствоваться положительными намерениями. 

Итоги.

Заключительные выводы по соотношению норм права и морали определяются в значительной мере реалиями конкретного общества, его культурой, историей и политическими условиями. Успешное функционирование общества требует гармоничного взаимодействия норм права и морали, учитывая как общие ценности, так и различия, существующие между ними.

В заключение, понимание соотношения норм права и морали представляет собой сложную и многогранную проблему, требующую постоянного анализа и обсуждения в контексте современного общества.

Эта статья призвана стимулировать академическое обсуждение и продвигать более глубокое понимание соотношения норм права и морали в общественном контексте.

 

Список литературы:

  1. Бауэр С. История Древнего мира. Т.1 / С. Бауэр. - М.: АСТ, 2019. - 480 c.

  2. Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие / О.А. Сухорукова. - М.: Форум, 2019. - 281 c.

  3. Ильин В.В. Философия истории / В.В. Ильин. - М.: МГУ, 2003. - 380 c.

  4. Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. - М.: Астрель, 2013. - 478 c.

  5. Шиповская Л.П. Обществознание (спо) / Л.П. Шиповская. - М.: КноРус, 2016. - 160 c.

 

. . . . .