Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные подходы профессиональной подготовки культуролога к экскурсионно-педагогической деятельности

Дата публикации: 2024-04-08 16:33:08
Статью разместил(а):
Михайлина Лариса Гордеевна

Современные подходы профессиональной подготовки культуролога к экскурсионно-педагогической деятельности

Автор: Михайлина Лариса Гордеевна

ГБОУ СО «Гимназия № 1 (Базовая школа РАН)»

 

Аннотация: В статье рассматриваются подходы профессиональной подготовки культуролога к экскурсионно-педагогической деятельности в соответствии с функциями и ролью современного музея в становлении культуры личности в условиях современного общества. Профессиональная подготовка культуролога к экскурсионно-педагогической деятельности рассматривается как самореализация личности в ходе решения учебно-профессиональных задач.

 

Современная ситуация характеризуется изменением характера взаимоотношений человеческой личности с социумом в условиях постиндустриального общества, в связи с чем стала актуальной проблема культуры и культурной регуляции коллективной и личной жизни людей, в гуманитарной науке - перенос интереса с человека-продукта культуры на человека-творца культуры.

В этой связи перед российским обществом встали задачи: активизации научной деятельности по изучению проблем трансляции культурного опыта, вопросов воспитания подрастающего поколения; подготовки специалистов-культурологов, обучающих людей общекультурной эрудиции, формирующих приемлемые для общества параметры культурной компетентности.

Введение человека в систему основных ценностно-смысловых установок возможно осуществить средствами современного музея, который рассматривается как социокультурный феномен и как форма существования культуры с позиций теории коммуникации (Камерон Д.); как феномен, возникший, функционирующий и развивающийся в системе культуры (Каган М.С.), однако на сегодняшний день музей выполняет лишь образовательную (просветительскую) функцию (Шляхтина Л.М.) [1].

Согласно квалификационным характеристикам, специалист-культуролог подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: конкретно-исследовательской, культурно-просветительской, преподавательской, организационно-управленческой, проектно-аналитической (Приказ МО РФ № 686 от 02.03.2000 г.). Анализ учебных программ выявил, что курс «Музейная педагогика», включенный в состав учебных предметов по названной специальности, рассматривает данную дисциплину прежде всего с позиций суммарной характеристики традиционных форм просветительско-образовательной деятельности, а не как область педагогического знания, на основе которой строится образовательная деятельность музея. В реальной профессиональной деятельности культурологи чаще всего осуществляют культурно-просветительскую (образовательную) профессиональную деятельность.

Цель статьи: выявить современные подходы подготовки культуролога к экскурсионно-педагогической деятельности, обеспечивающие формирование культуры экскурсантов.

Для достижения цели исследования необходимо рассмотреть следующие вопросы: Какова сущность экскурсионно-педагогическая деятельности как элемента музейной педагогики? Каковы задачи экскурсионно-педагогической деятельности культуролога? Каковы подходы подготовки специалиста-культуролога к экскурсионно-педагогической деятельности?

Рассмотрим эти вопросы.

Какова сущность экскурсионно-педагогической деятельности как элемента музейной педагогики?

Музейная педагогика (Фризен К.) определяется как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, ее предметом являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, передача культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды [2, с. 7]. Музейная экспозиция является специфическим «средством предъявления» памятника зрителю, ведущей формой предъявления памятника зрителю является экскурсия.

В словарных статьях экскурсия определяется как посещение достопримечательных объектов, форма и метод приобретения знаний, осуществляется под руководством специалиста-экскурсовода (БСЭ 1978 г., т. 29, с. 63); рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы (Краткий педагогический словарь 1989 г., с. 300-310). Таким образом, экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче; это наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах.

Функции экскурсии: познавательные, образовательные, информационные, воспитательные, функции научной пропаганды и др.

На наш взгляд, экскурсию следует относить к группе занятий, которая определяется терминами «учеба» и «самообразование», так как, являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.

Важнейшее место в деятельности экскурсовода занимает педагогика - наука о закономерностях воспитания, образования и обучения детей и взрослых. Общение с экскурсоводом оказывает воспитательное воздействие на экскурсантов: воспитывает изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения. В связи с этим можно говорить не просто об экскурсии, а об экскурсионно-педагогической деятельности культуролога. И как следствие о необходимости специальной подготовки специалистов, сочетающей в себе как основы экскурсионной теории, так и педагогической.

В педагогической теории экскурсия выступает как один из методов обучения. Этому методу обучают специально в педагогических вузах. Но в этом случае на первое место выходит именно педагогическая направленность обучения с помощью метода обучения - экскурсия. Наша задача - включить педагогическое содержание в профессиональную экскурсию, которую ведет не профессиональный педагог, а специалист-культуролог.

Каковы задачи экскурсионно-педагогической деятельности культуролога?

Экскурсионно-педагогическая деятельность осуществляется через педагогический процесс, который проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых) на основе музейно-экскурсионного памятника с привлечением разнообразных технологий, позволяющих включить в педагогический процесс интеллект и эмоции. Экскурсионно-педагогическая деятельность ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности. С позиций теории деятельности - это познание окружающего мира, преобразование действительности, ценностное отношение (Каган М.С.).

В экскурсионно-педагогической деятельности культуролог опирается на принципы: принцип личностной ориентации; принцип учета возрастных особенностей аудитории; принцип развития личности в действии, а также дидактические принципы. Составной частью профессионального мастерства экскурсовода является педагогическое мастерство: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники. Для экскурсионно-педагогической деятельности культуролога характерны компоненты: конструктивный (оформление материала); организаторский (организация сообщения); коммуникативный (установление контакта с группой), познавательный (рефлексия экскурсионного процесса) [3].

Культуролог в процессе экскурсионно-педагогической деятельности выполняет обязанности педагога и решает две педагогические задачи: дидактическую - вооружение экскурсантов знаниями; воспитательную - формирование мировоззрения, норм поведения. Усвоение знаний и практических навыков осуществляется в процессе решения экскурсантом задач:

1) увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема;

2) услышать об этих объектах необходимую информацию;

3) ощутить значение исторического события;

4) овладеть навыками анализа объектов.

Формы экскурсионно-педагогической деятельности: демонстрация, урок и другие методические приемы: показ, рассказ, проблемный вопрос – направлены на создание учебно-образовательных ситуаций. Таким образом, экскурсионно-педагогическая деятельность как элемент музейной педагогики, направлена на создание условий для решения экскурсантом образовательных задач постижения ценностей культуры, имеет свою структуру, функции, формы взаимодействия с экскурсантами и делает процесс усвоения культуры индивидуальным, что обеспечивает становление носителя культуры.

Каковы подходы к подготовке специалиста-культуролога к экскурсионно-педагогической деятельности?

В современной теории познания понятие «система» является общеметодологическим. Системный подход к анализу явлений предполагает анализ ее структур как на уровне системы в целом, так и каждой ее подсистемы. Педагогическая система есть социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными, и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности (Кузьмина Н.В., Беспалько В.П. и др.). Подготовка студентов-культурологов к музейно-экскурсионной деятельности является частью, элементом обучения их в рамках общей профессиональной подготовки, представляющей собой систему, элементы которой (лекции, семинары и др.) направлены на формирование специалиста культуролога.

Деятельностный подход также лежит в основе профессиональной подготовки культурологов к экскурсионной деятельности как реальный процесс взаимодействия человека с миром, взятый в его целостности (Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Давыдов В.В. и др). В философии деятельность определяется как активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов (М.С. Каган), процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами (Буева Л.П.) [4]. В системе субъект-объектных отношений Каган М.С. выделяет четыре вида деятельности: преобразовательная; познавательная; ценностно-ориентационная; коммуникативная, результатом данных видов деятельности являются: преобразование природы, общества, человека; знания об объекте; духовные ценности; общение [5]. 

Базовыми видами для деятельности культурологов являются три основные вида человеческой деятельности - познание, труд, общение (Ананьев Б.Г.). Базовым видом деятельности в системе профессиональной подготовки культурологов является учебно-познавательная деятельность как главный способ самовыражения и самоосуществления личности в жизни (Атутов П.Р., Поляков В.А.) и имеет цель, мотив, предметное содержание, способы, результаты.  

С позиций общей теории деятельности понятие «учебно-познавательная деятельность» можно рассматривать как одну из форм сотрудничества педагога и студента, в процессе которой студенты овладевают предметными знаниями и приёмами, при этом на первый план выдвигается обучение умениям самоконтроля и самореализации личности в ходе решения учебно-профессиональных задач. Взаимодействие основных видов деятельности культурологов: учебно-познавательной, практической, деятельности общения - необходимое условие формирования у студентов готовности к музейно-экскурсионной деятельности. Взаимосвязь теории и практики в формировании готовности культурологов к музейно-экскурсионной деятельности реализуется в цели, содержании, методах и формах организации учебно-познавательной деятельности. 

В современной педагогике антропология выступает базовым основанием для построения педагогических теорий, стратегий и парадигм образования. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и поэтому характеризуется следующими потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным. Опираясь на положение о структуре развитой личности, умения рассматриваются как свойство личности, как подструктура опыта, через которую индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества [6, с. 127-128]. Приобретенные студентами в процессе обучения умения находятся в тесной взаимосвязи с такими подструктурами личности как мотивация, потребности, интересы, что и определяет в совокупности уровень сформированности готовности студента-культуролога к музейно-экскурсионной деятельности. 

Важное методологическое значение в профессиональной подготовке культуролога имеют акмеологический и индивидуально-творческий подходы (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.). Осуществление этого подхода позволяет вскрывать и приводить в движение личностные резервы человека, выявлять факторы и условия, обеспечивающие овладение деятельностью и достижение вершин профессионализма [7]. Акмеологическая доминанта позволяет определить профессиональное и личностное развитие студента, его динамику, самосовершенствование личности культуролога как профессионала.

Индивидуально-творческий подход означает, что овладеть музейно- экскурсионной деятельностью можно только в создании условий для самореализации личности, в актуализации и стимулировании стремления студентов к профессионально-личностному развитию. Таким образом, системно-деятельностный, антропологический, акмеологический и индивидуально-творческий подходы позволяют решать комплекс задач по подготовке культурологов к экскурсионно-педагогической деятельности. 

Подведём итоги. Исходя из функций и места современного музея в становлении культуры личности, очевиден переход от культурно-просветительской (образовательной) деятельности экскурсовода к экскурсионно-педагогической деятельности, которая делает процесс освоения культуры индивидуальным, что обеспечивает становление носителя культуры экскурсанту в ходе решения образовательных задач; готовность культуролога к решению соответствующих образовательных задач в экскурсионно-педагогической деятельности обеспечивается наличием в профессиональной подготовке культуролога системно-деятельностного, антропологического, акмеологического и индивидуально-творческого подходов.  

 

Библиографический список:

1) Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. - 1994. - №4. - С. 445-460

2) Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999. С. 7.

3) Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.

4) Буева Л.П. Человек: деятельность и общение: Монография. - М: Мысль, 1978.-216 с.

5) Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328с.

6) Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.

7) Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М., РАГС, 2000.

 

. . . . .