Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Общая цель работы тьютора

Дата публикации: 2022-09-11 13:56:38
Статью разместил(а):
Чижевская Надежда Борисовна

Общая цель работы тьютора

Автор: Чижевская Надежда Борисовна

МБОУ "Троицкая СОШ имени С.Н. Воронина"

 

Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня увеличивается количество различных специалистов – представителей так называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств для их достижения. 2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор.

Основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.

Можно заметить, что тьютор – педагог, который наделен разным функционалом в зависимости от сферы его деятельности.

Первоначально представление о тьюторском сопровождении разрабатывалось в некой оппозиции к педагогике массовой школы, и идеи тьюторского сопровождения наиболее быстро и продуктивно реализовывались в практиках дополнительного или дистанционного образования, при обучении взрослых. Но всё же находились такие школы, лицеи и другие учреждения общего образования, которые принимали на себя решение новых сложных задач, часто несвойственных и непривычных школе как институту, но обеспечивающих возможности индивидуального движения учащихся и его

Сопровождения.

Однако на сегодня уже сложился ряд условий и вызовов, которые делают возможным более массовое использование технологий тьюторского сопровождения в школе и распространение профессии тьютора.

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Современное общество предъявляет ряд новых требований к выпускнику или даже еще к ученику школы. Многие из них «озвучены» в рамках компетентностного подхода в образовании. Предполагается, что стать полноценным членом общества может человек, освоивший такие общеобразовательные компетентности как умение добывать и перерабатывать информацию, решать проблемы, участвуя в нестандартных ситуациях, налаживать коммуникацию и т.п.

Присоединимся к точке зрения, полагающей, что сущностное отличие компетентности от просто умения в том, что она предполагает такое присвоение знаниевых основ, при котором формируется личная готовность ученика к употреблению их в деятельности. Действительно, родители, работодатели и представители следующих за школой этапов обучения хотели бы видеть выпускника школы не только образованным, но и активным и инициативным в отношении к предстоящей деятельности, будь она производственной или образовательной. Однако работа с этими умениями в ходе разворачивания компетентностного подхода начата недавно, понимание ее сути варьируется. В некоторых случаях берутся за создание особых предметов обучения, объясняющих и тренирующих отдельные компетенции, в других запускают проектную работу учеников и фокусируют взгляд педагога на их становлении.

Так или иначе, но в практике работы массовой школы отсутствуют зафиксированные способы обращения к индивидуальному движению учащихся по освоению этих компетенций на основе дифференциации учебных планов, учебных программ и комплексов. Дифференциация позволила перейти от единого учебного плана и единообразия в организации школьной жизни к много- и разнообразию.

Сегодня продолжается поиск моделей современной старшей профильной школы и предпрофильной подготовки, ориентированных на оказание помощи школьнику в выборе профессии, на личностное и профессиональное самоопределения, осознание ответственности выбора, рефлексию этого процесса. Самооценка результатов становится сущностной характеристикой изменений на старшей ступени общего образования. Необходимы специальные усилия, направленные на актуализацию процессов становления старшеклассника как субъекта самоопределения и образовательного выбора.

Творческая деятельность учащихся возникает сегодня в общем образовании, но пока остается «стихийным приобретением» для образовательного пространства школы. Учителя признают элементы творчества как дополнительную продуктивность обучения, но часто остаются бессильны показать, в чем состоит это приобретение. А подчас реализация творческих намерений учеников мешает учителю осуществлять учебно-воспитательный процесс, он не в состоянии «канализировать» их, справиться с лавиной разбуженных детских инициатив.

Для того чтобы творческая деятельность и образовательная самодеятельность учащихся стала полноценным компонентом содержания образования, необходимо выявлять и качественно оценивать их значение для отдельных этапов образовательного пути. Выделение этих «особенных» детей происходит по разным основаниям, в эту категорию попадают одаренные дети и дети с задержками и отклонениями в развитии, учащиеся-инвалиды, которые способны посещать общеобразовательные учреждения, дети с разными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д.

Происходящее, с одной стороны, следствие процесса изменений общественных представлений о норме развития и способах ее жесткого закрепления. А с другой – свидетельство того, что многие дети не выдерживают груза задач, возложенного на них современным обществом, а значит, не имеют достаточных средств восстановления, компенсации, поддержки. Развернуть для них индивидуальное сопровождение в массовой школе и позволяет достичь дополнительной продуктивности образования

Учитель, как известно, представляется в педагогическом процессе и обладателем определенного знания, и, одновременно, образцом действия, предлагаемого ученику. Следовательно, поддержать его действия в реальной классно-урочной ситуации, усилить их результат могут такие действия ученика, которые обращены к учителю. Становятся понятны, из этих соображений, например, требования дисциплины и тишины в классе или поощрение учителем содержательных предметных вопросов – это примеры «легкого», т.е. как бы естественного, установления обращения ученика за знанием или образцом действия к учителю. Учитель в первую очередь ориентируется в своей деятельности на:

- содержание учебного предмета и те способы действия, которые необходимы для его освоения;

- концентрацию ученика на учительском действии и слове;

- соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя;

- ограничение содержания общения c ребенком тем, что необходимо в передаче образцов от учителя к ученику;

- послушание и прилежание ребенка.

Позиция тьютора имеет принципиально другие основания к действию, и перечень ориентиров совсем иной:

- образовательный опыт ученика – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;

- его инициатива в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьнопредметными областях знаний;

- любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении;

- ситуация общения и установление личного контакта с учеником;

- воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям;

- коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной ситуации деятельности

Тьютор должен наиболее важными компетенциям :

Общекультурных (грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к эмпатии, уважение прав и свобод человека, умение анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность, навыки самопрезентации);
- психолого-педагогических;
- коммуникативных;
- компетенциях в области предмета;
- компетенциях в области современных информационных технологий.

О тьюторстве можно прочитать в трудах зарубежных авторов, но мы обратились к определению роли тьютора, данному П.Г. Щедровицким: «Тьютор является консультантом учителя. Он может помочь самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса». Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).

Мне кажется, что именно в инклюзивном образовании тьютор необходим. Тьютор, в данной области, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Я считаю, что, работа учителя и тьютора должна осуществляется в тандеме, тогда совместная учеба здоровых и «особенных» детей идет на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не возникнет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети с ОВЗ вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

 

Литература:

1. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы. В сб.: Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск, 2008.

2. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.: учебное пособие для вузов. – М., 2009.

3. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – Кемерово, 1998. 4. Смирнов С.А. Философия. Образование. Культура. – Новосибирск, 1999. 

 

. . . . .