Профессиональная культура учителя литературы – важнейший фактор обеспечения и развития образования
Профессиональная культура учителя литературы – важнейший фактор обеспечения и развития образования
Автор: Шевченко Валентина Дмитриевна
МБОУ «Шараповская СОШ», с. Шараповка, Белгородская область
Аннотация: В данной статье рассматривается профессиональная культура учителя литературы, которая является важнейшим фактором обеспечения и развития современного процесса обучения. Подробно анализируются личностные и профессиональные способности учителя, основываясь на данных научной педагогической литературы. Статья предназначена для учителей литературы.
Ключевые слова: профессиональная культура, учитель литературы, качества педагога, современный процесс обучения.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке, потому что он всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но всё это не облегчает, а осложняет его жизнь. В настоящее время очень часто говорят о профессиональной культуре учителя, которая является одним из факторов обеспечения современного процесса обучения.
В педагогической литературе сосуществуют термины «модель учителя», «требования к учителю», «качества педагога». По существу, они охватывают равную совокупность вопросов, но подход авторов в каждом случае имеет гносеологический характер.
Термин «модель учителя», как мысленно созданный образ оригинала идеального профессионала, применяется в рамках исследования различных аспектов педагогической профессии. «Модель» по определению подразумевает не все качества объекта, а лишь существенные. Поэтому в практической деятельности использование данного термина весьма ограничено.
Термины «требования к учителю» и «качества педагога» используются многими педагогами и психологами. Необходимо иметь в виду, что многие процессы в педагогике проявляют себя исключительно как тенденции, и это затрудняет формулировку некоторых понятий и терминов. Существование зависимости между совокупностью качеств педагога и закономерностями педагогики выражается в социальных функциях учителя и в специфике его деятельности. Если верно определены по научным принципам эти функции и особенности, то и «качества педагога» будут выявлены не субъективным образом, а на объективной основе.
Многочисленные исследователи проблематики педагогического процесса достаточно подробно изучают и анализируют структуру деятельности педагога, его особенности и свойства. В этих работах прослеживается ряд общих принципов и моментов.
Прежде всего, авторы выделяют педагогические способности, умения и навыки, выводимые из различных видов профессиональной деятельности учителя. Среди них следует выделить организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико-оценочные и некоторые иные умения и способности.
Общим является признание взаимосвязанности разных видов педагогической деятельности, в которой способности и умения представляют собой целостную структурированную систему. Личностная характеристика учителя доминирует по отношении к его профессиональной характеристике.
Ф.Н. Гоноболин выделяет следующие способности, значимые в профессиональной деятельности учителя:
- способность понимать учащегося;
- способность доступно излагать учебный материал;
- способность повышать заинтересованность учеников;
- способности организатора;
- педагогический такт;
- умение предвидеть результаты своей работы.
К группе педагогических способностей относят также:
- педагогическую наблюдательность и воображение;
- требовательность характера;
- ясность, простоту и убедительность речи.
Данные способности дают возможность учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность.
Педагогическое воображение имеет особое значение для конструктивной деятельности, реализуясь в «проектировании» будущего уровня знаний ученика, его характера, привычек и умений заранее определять подходящие методики. Педагогическое воображение обеспечивает развивающее воспитание и обучение.
Педагогический такт выражается в коммуникативной сфере педагогической деятельности и представляет собой способность к выстраиванию верных отношений с учениками, родителями, коллегами, определяет чувство меры, позволяющее предупредить формирование конфликтных ситуаций.
Дидактические способности позволяют учителю передавать учебный материал в доступной, понятной для детей форме, формировать интерес к предмету, активизировать самостоятельную мысль ученика.
Перцептивные способности – это способность воспринимать внутренний мир воспитанника и ученика, это психологическая наблюдательность, основанная на тонком понимании личности и психических состояний учащегося.
Речевые способности составляют умение учителя ясно выражать мысли и чувства.
Организаторские способности предполагают умение сплотить и вдохновить ученический коллектив и рациональным образом вести собственную работу.
Авторитарные способности подразумевают непосредственное эмоционально-волевое влияние на учеников и умение учителя заслужить у них авторитет.
Коммуникативные способности формируют формы и содержание общения с детьми, помогают выработать правильный подход к ученику, основанный на целесообразных взаимоотношениях и педагогическом такте.
Педагогическое воображение – это прогностические способности, выражающиеся в умении предвидеть последствия своих действий на процесс воспитательного проектирования личности ученика, понимание перспектив развития определённых качеств учащегося.
Особое значение имеет для учителя способность к распределению внимания между несколькими направлениями деятельности.
Таким образом, в современной научной педагогической литературе выделяются личностные и профессиональные способности учителя. К ним относятся организаторские способности и конструктивные, коммуникативные и гностические, дидактические и перцептивные, прогностические и суггестивные, экспрессивные и аналитико-оценочные. В комплексе можно выделить две группы способностей - личностные и имеющие профессиональную специфику, причём первые, по мнению учёных, играют ведущую роль в отношении последних.
Феномен профессионально-педагогической культуры предоставляет возможность исследовать учебный процесс в контексте технологий, ценностей и направлений творческой личностной реализации учителя литературы. Для филолога культура выступает, как механизм передачи социального опыта, и выражает, с одной стороны, содержание его профессиональной деятельности, с другой – представляет собой инструмент, позволяющий учителю принимать участие в создании, обновлении и трансляции культуры.
На основе изучения теоретического материала, я выделила профессионально значимые качества учителя литературы.
Прежде всего, это наличие общего понятия о культуре, её общественном значении, составных частях и особенностях функционирования в различные периоды истории. В связи с общим понятием важно осмысление связи образования и культуры, культуры и литературы, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры и практическое умение применять эти знания в педагогической деятельности и общении, направленных на трансляцию художественно-духовных ценностей на уроке литературы.
Учителю-филологу важно иметь представление о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, как единство индивидуального и общего, в котором выражается слитность истины художественного образа с правдой эпохи, отражаемой в художественном произведении. Культурный контекст составляет необходимое и обязательное условие понимания сущности художественного образа.
При осмыслении школьной программы и разработке собственной педагогической концепции, определяющей характер изучения творческого наследия писателей и анализа конкретного литературного произведения, для учителя важно умение ориентироваться и применять знания о связи культуры и художественного образа.
В комплексе основных качеств учителя-филолога входит его способность проводить многоаспектный анализ литературного текста в единстве идейного, нравственно-эстетического и языкового уровней, на основе которого формируется собственная педагогическая концепция интерпретации художественного произведения на уроке литературы.
С этим сочетается умение анализировать конкретное произведение в историко-функциональном аспекте, ориентируясь на учеников как субъектов общения и деятельности, со свободным высказыванием ими собственных оценок и мнений, что важно для личностного самоопределения и осваивания ведущей позиции в диалоге.
Важным компонентом профессионально-педагогической культуры учителя литературы является способность понимать способы воплощения национального в литературном произведении, осознавать бытие человека в органическом единстве с историей, духовным космосом и традициями народа, знать истоки и архетипы национального менталитета и национального характера, воспринимать язык литературного текста как носитель национальной культуры.
Значимым умением для учителя литературы является способность сочетать собственно литературное развитие учеников с развитием их эстетических способностей, на основе использования на уроках приём анализа художественных произведений.
Эти профессиональные качества и способности учителя обусловлены спецификой предмета литература и соотносятся с освоением эстетических способов общения, с формированием ценностных ориентаций учащихся.
Как показывает педагогическая практика, особую и наибольшую трудность в условиях реформирования современной школы для учителя-филолога представляет освоение и реализация инновационных принципов, идей и установок, которые содержат создающиеся учебные комплексы по литературе.
Инновационная и культурологическая специфика современных учебных комплексов требует значительного повышения профессиональной квалификации учителя литературы. Она выражается в возникновении положительной мотивации в процессе освоения тем и проблем, в формировании комплексного методологического подхода к урокам литературы, в выработке собственной педагогической концепции обучения, в подлинном обогащении знаний и совершенствовании своих профессиональных умений и навыков, в расширении круга ценностных ориентаций.
Современная педагогическая наука делает акцент на правомерности и эффективности роли учителя – соучастника «образовательных событий», в которых осуществляется концентрация личного эстетического и культурного опыта учеников. В этом контексте формируется сложная в педагогическом отношении задача, стоящая перед учителем и предполагающая организацию на уроке совместной работы учителя и учащихся, в процессе которой будут осваиваться новые способы нестандартного решения образовательных и культурных задач.
Педагогическая цель деятельности учителя литературы в этих условиях состоит не в подведении ученика к заранее спланированному ответу на отдельный вопрос, а в формировании культуры восприятия художественного произведения, важнейшим итогом которого становится духовное самоопределение школьника в ходе и результате сознательного выбора собственной позиции.
Как показывают исследования, эмоциональная сфера учителя литературы является главным источником факторов, влияющих на взаимодействие с учениками. Школьники придают особое значение именно личностным качествам учителя – чуткости, тактичности, справедливости, объективности и пр. Ученики в процессе личностного формирования проецируют эти качества на себя.
Таким образом, профессиональная культура учителя литературы – важнейший фактор обеспечения и развития современного процесса обучения.
Список литературы:
1. Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы // Автореф. дисс. Кандидат псих. наук. – Казань, 2001. 23 с.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия. 1995. 328 с.
3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога.// Педагогика. 2003. № 10. 72-94 с.
4. Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования. М.: Наука. 2003. 183 с.
5. Кириллина И.И. Влияние личности учителя-словесника на формирование и развитие интереса учащихся к литературе как учебному предмету. // Автореф. дисс. Кандидат псих. наук. Л., 2008. 16 с.