Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование физических возможностей детей в хореографическом коллективе средствами народного танца

Дата публикации: 2022-10-20 19:26:38
Статью разместил(а):
Благова Светлана Владимировна

Формирование физических возможностей детей в хореографическом коллективе средствами народно танца

Автор: Благова Светлана Владимировна

МБУ ДО ДДЮТ «Планета талантов», г.о. Лобня, Московская область

 

Аннотация: Статья посвящена особенностям формирования физических возможностей детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе средствами народного танца. Статья адресована руководителям детских хореографических коллективов, педагогам-хореографам, концертмейстерам хореографических коллективов. 

Ключевые слова: хореография, младший школьный возраст, народно-сценический танец.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Для занятий хореографией огромное значение имеет физическое развитие ребенка, его физические возможности, поскольку невозможно требовать от ребенка, чтобы он выполнял упражнения, для которых еще не созрел физически.

Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития ребёнка. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придаёт гибкость и эластичность корпусу, является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.

Воспитание и развитие детей и подростков средствами искусства всегда было актуальной проблемой. Значение его неизмеримо возросло в современных условиях развития общества, когда воспитательная система во многом разрушена, когда продолжается девальвация нравственных ценностей. Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства – живопись, скульптура, музыка, хореография и др., пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка.

Хореография – искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и красиво двигаться – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения детей, занимающихся танцем, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, тренировки, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения, функциональными особенностями и возможностями организма.

Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира. Основой основ изучения хореографического искусства является народный танец с его веками выверенной методикой и культурой народа.

Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в занятие способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право и левостороннее движение развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Развитие организма ребёнка происходит гармонично, каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создаёт необходимые возможности адаптации к действительности.

Младший школьный возраст (6-8 лет). Для детей 6-8 лет прежде всего характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них невелик. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей из-за большой прослойки хрящевой ткани могут привести к образованию плохой осанки и искривлениям позвоночника. Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений.

Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются. Их эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Дети возраста 6, 7, 8 лет отличаются большой пластичностью, податливостью. Они легко перенимают то, что им показывают. Одна из основных задач хореографа на данном этапе - формирование правильной, красивой осанки, и исправление дефектов, если они обнаружатся (кифоз, лордоз, сколиоз). Для этой цели вводятся элементы партерной гимнастики. Её упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах, и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Обучение детей этого возраста начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Большое организующее значение принадлежит музыке. Именно поэтому на первом этапе обучения первоочередной задачей является приобретение слуховых и двигательных навыков и постепенное их осознание.

Тренировка ориентирования в пространстве начинается с ходьбы в различных рисунках. На первых порах планомерное освоение разнообразных шагов на целой стопе, на полупальцах, на demi - plie способствует развитию осанки и равновесия, и является подступом для освоения и правильного восприятия танцевальных движений.

Учитывая, что внимание детей этого возраста быстро притупляется, следует подкреплять логическое восприятие образным. Так, тренируя равновесие и осанку, можно включать движения, имеющие изобразительный характер. Для развития чувства танцевального движения следует последовательно развивать различные координации.

В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.

Учащиеся во время обучения должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в этом возрасте взрослые должны в полной мере способствовать всемерному гармоничному физическому развитию, в частности использования занятий хореографией, особенно средствами народного танца, ведь в народном танце заложено «генетическое» начало нормального физического развития, выверенное «методикой и культурой народа».

Народный танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Опыт балетмейстерской педагогической работы позволяет совершенствовать методики преподавания и находить индивидуальные педагогические решения, с помощью которых будет расти профессиональное мастерство и улучшаться техника исполнителя народного танца.

На занятиях по народному танцу эффективными в работе являются такие методы, как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда учащиеся в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, следовательно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная разгрузка.

Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории – непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д.

Методы обучения приобретают действенную силу лишь тогда, когда педагог-балетмейстер ясно представляет цели и задачи обучения на занятии, в совершенстве владеет знаниями в области хореографии и хорошо знает возрастные, индивидуально-психологические особенности учащихся.

Реализация замысла занятия проходит в процессе работы педагога с классом, и главными его проводниками требований к воспитанникам являются два основных метода: показ движений и словесное объяснение.

В процессе обучения хореографии вопрос о правильном взаимодействии показа и словесного объяснения, о роли каждого из них, умелом их сочетании, выдвигается на первый план и имеет большее значение в деле обучения и воспитания воспитанников.

Первоначальное представление о движении воспитанники получают только из показа педагога, никакие словесные объяснения не в состоянии дать образ движения в целом, однако и роль словесного объяснения не менее важна. И здесь задача педагога – установить равновесие, найти гармонию между ними, разумную меру применения того и другого метода на уроке, чтобы сочетание показа и объяснение давало максимальный педагогический эффект.

В силу своих психофизических особенностей воспитанники воспринимают образ движения в целом, не дифференцируя, не выделяя составных частей и отдельных технических моментов. Дети гораздо легче исполняют движения, просто копируя педагога, не задумываясь над тем, что и как надо делать. Более того, подробное, скрупулезное объяснение техники исполнения часто даже мешают «схватить» движение.

Поэтому, на начальном периоде обучения показу придается исключительное значение еще и потому, что на этом этапе закладывается фундамент танцевальной азбуки, вырабатываются исполнительские навыки.

Поэтому к показу предъявляются следующие требования: он должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным. Давая представление о движении, необходимо наглядно показать все детали. В то же время показ должен быть лаконичным, чрезмерное количество показов отрицательно отражается на усвоении. Словесное объяснение комментирует показ, выделяя и подчеркивая наиболее важные моменты, не перегружает объяснениями. Словом, педагог пользуется, главным образом, для корректировки исполнения учащихся, требуя качество исполнения. Например, подтянись на опоре, вытяни подъем до предела и т.д.

В последующем обучении характер показа, опираясь на знания, умения и навыки, полученные ранее, меняется. Он несет больше обобщения. Не заостряя внимания на отдельных моментах, можно «в полноги» дать общую схему движения, но при этом наглядно выделить наиболее технически важный, главный момент движения и словесный метод приобретает большее значение, слово несет большую нагрузку, чем раньше.

Таким образом, два важнейших метода работы педагога-хореографа – показ и объяснение, связаны с одним из центральных моментов всего обучения – организацией мышления, развитие творческого начала у воспитанников в процессе занятий народным танцем.

Для достижения результативности исполнения движений от учащихся требуется большее число повторений. Последовательным должно быть и исправление ошибок и неточностей. Необходимо следить за тем, чтобы приобретаемые навыки не превращались в динамические стереотипы. Это важно ещё и потому, что с возрастом, в соответствии и с изменениями размеров тела, изменяется и техника движений. Сгибание и разгибание конечностей, амплитуда движений, частота повторений, должны воздействовать на те или иные группы мышц. По мере освоения комплекса, отдельные упражнения могут выполняться с нарастающей интенсивностью и с большим количеством повторений. Каждое упражнение следует выполнять под музыку.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребёнка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно - физическому. Это сочетание духовного и физического очень необходимо человеку.

Народный танец привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.

Таким образом, можно резюмировать, что в младшем школьном возрасте имеются большие возможности для коррекции развития детей, оптимизации двигательного режима, приобщения к здоровому образу жизни.

В процессе занятий народными танцами у детей развиваются физические, музыкальные, эстетические, нравственные способности. Движения народного танца также влияют на постановку корпуса, рук, ног, головы ребёнка; дети осваивают приёмам правильного дыхания, развить свободу и грациозность движений, улучшается их координация.

Дети приобретают навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения. Учатся координировать работу головы, корпуса, рук и ног. У детей увеличивается гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц. Дети осваивают хореографическую нумерацию точек зала, знают основные направления движения, умеют использовать пространство танцевального зала относительно зрителя.

Наряду с этими данными у детей развивается музыкальный ритм и слух. Дети знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки. Они учатся определять размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок; распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.). Дети получают удовольствие от занятий танцем.

Но в то же время нужно отметить, что необходимо очень строго следить за физической нагрузкой на занятиях. Интенсивные нагрузки на занятиях хореографией с одной стороны способствуют гармонизации физического развития, но с другой - могут стать причиной нарушения осанки.

 

Список литературы:

1. Барышникова Т. Основы хореографии. М., 2001.

2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка. - М.: ИЦ «Академия», 2002.

3. Борисов-Дрондин А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса. Учебно-методическое пособие. - Самара, 2003.

4. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: «Академия», 2002.

5. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике. Гимнастика. 1975, Выпуск I.

6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. [Текст]. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001.

7. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: ФИС, 1984.

8. Нельсон А., Кокконен Ю. Анатомия упражнений на растяжку. Попурри, 2008.

9. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М.: Медицина, 1996.

10. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб: ИГПУ, 1996.

 

. . . . .