Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Портрет педагога раннего возраста. Профессиональные компетенции профессии

Дата публикации: 2022-12-11 18:04:30
Статью разместил(а):
Коробова Елена Иннокентьевна

Портрет педагога раннего возраста. Профессиональные компетенции профессии

Авторы: Коробова Елена Иннокентьевна,

Урбакова Анастасия Станиславовна,

Бикбаева Мария Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 41», г.Иркутск

 

 «От того, как прошло детство, кто вёл

 ребенка за руку в детские годы, что вошло

 в его разум и сердце из окружающего мира –

 от этого в решающей степени зависит, каким

 человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский.

В детские годы, беря ребенка за руку, ведем мы, педагоги, начиная с раннего детства. Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Это важнейший период в жизни человека, который требует правильного воздействия со стороны взрослых, использования определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста. При работе с маленькими детьми воспитатель сталкивается с рядом специфических трудностей.  

По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество. Воспитатель является образцом для подражания для своих маленьких подопечных.Таким образом, личность воспитателя должна отличаться завидной безупречностью.

Сегодня мы поговорим о том, каким же должен быть такой воспитатель. Мы попробуем «нарисовать» портрет педагога раннего возраста.

Особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого. И только педагог подготовленный способен выполнить эти требования и преодолеть специфические трудности.

Итак, начинаем с готовности педагога к образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

Выделяется 2 типа готовности педагога. (А.А.Майер) Какие они?

Что включает в себя теоретическая готовность, какими теоретическими знаниями должен владеть педагог при работе с детьми раннего возраста?

Теоретическая готовность проявляется во владении медицинскими, психолого-педагогическими, методическими знаниями, представлении о путях совершенствования этих знаний, восприимчивости к новым педагогическим технологиям.

Как представлена практическая готовность в портрете педагога раннего возраста?

Это способность целенаправленно использовать теоретические знания в практической работе, готовностью и умением ставить конкретные образовательные и воспитательные задачи и решать их в процессе адаптации и социализации воспитанников, в образовательном процессе, с творческим подходом к выполнению педагогических задач и организации ситуаций общения, совместной образовательной деятельности в группе раннего возраста.

Что же такое профессионально важные качества воспитателя?

Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Говоря о профессиональной готовности  и компетенциях педагога раннего возраста, признавая его огромную роль  в развитии малышей, мы не можем не принять во внимание  этапы исторического развития подготовки специалистов к работе с детьми раннего возраста.

Согласно классификации Куделиной Е.М., выделяются такие условные этапы:

Первый этап - стихийно-интуитивный, характеризуетсяотсутствием специальной подготовки взрослых к работе с детьми в детских приютах. Суть подготовки заключалась в обучении воспитателей элементарным навыкам ухода за младенцами.

Второй этап - первоначальный, характеризуется появлением потребности овладения работниками приютов специальными знаниями и умениями для работы с маленькими детьми. С этого периода интенсивно развивается теория и практика подготовки специалистов для работы с детьми дошкольного возраста. Но акценты на подготовку специалистов для работы именно с детьми раннего возраста не ставились.

Третий этап – научный, характеризуется обогащением содержания, организации и методики подготовки специалистов для работы с детьми «первого детства».

Четвертый этап, современный - характеризуется новым подходом, компетентностным (практико-ориентированный), отражающимся в интегрировании достижений предыдущих этапов и личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком.

Именно на этом этапе мы говорим о том, что характеристики профессиональных компетенций включают знаниевые, деятельностные и отношенческие компоненты, связанные с формированием системы профессиональных действий и деятельности.

Давайте рассмотрим педагога через призму специфических особенностей раннего детства, которые предъявляют воспитателю массу требований. Процесс общения воспитателя с малышами играет огромное значение и является фундаментом нормального психического развития личности ребенка.

Работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели.

Особенность первая — неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными.Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.

Особенность вторая. Необходима эмпатия.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Оно дает нам возможность лучше понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает малыша, раскрывает ему свое понимание его переживания и ищет подтверждения своей правоты.

Особенность третья. Необходимость включения в детскую деятельность.

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Только взрослый может организовать и поддерживать интересную для малышей игру. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием. 

Особенность четвертая. Необходимость личной обращенности к ребенку.

Еще одной особенностью работы педагога с детьми раннего возраста является необходимость личной обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.

Только в этом случае малыш может принять и понять предложения воспитателя. Между тем воспитатели часто пытаются объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей.

Они показывают какой- либо способ действия с игрушками или объясняют что-то новое. Но в этих условиях малыши не воспринимают новую информацию. Они могут действовать, подражая другим, заражаясь общей активностью, но новое содержание они при этом не усваивают. 

Особенность пятая. Позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Оно означает полное признание человека без всяких условий, типа «Я люблю тебя только тогда, когда ты делаешь всё правильно». Это требование принять достаточно сложно. На первый взгляд оно вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен быть искренним, а значит, — выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие другого относится к восприятию личности в целом, но не к одобрению неправильного поведения малыша. Ребенок должен быть свободен в общении со взрослым; ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для его жизни, опыта. Он должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Взрослый постарается понять его и помочь. Другими словами, вы можете выражать по отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеете права оскорблять его личность.

Особенность шестая.  Воспитателю необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.

Особенность седьмая.  Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь от воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.

Особенность восьмая. Умение находить индивидуальный подход к каждому ребенку – важное по имени, ласковое прикосновение, т.е. личное внимание и персональное обращение взрослого.

Определенные требования предъявляются к речи  воспитателя в общении с детьми. Она должна быть:

- по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;

- эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;

- правильной, отчетливой, неспешной;

- понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;

- более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и по форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Исходя из вышеобсуждаемого, можно сделать вывод, что значительную роль в развитии личности ребенка раннего возраста, в его эмоциональном благополучии играет личность педагога, выполняющего две основные функции:

Материнская – проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка, в охране жизни и здоровья детей, в заботливом, ласковом отношении к малышам, готовность прийти на помощь, защитить, утешить.

Развивающая – включает систему педагогических умений, которыми должны обладать воспитатели.

Вывод: эти требования необходимы для каждого дошкольного педагога, но применительно к раннему возрасту приобретают особую значимость, т.к. в этот период сфера отношений ребенка со взрослым в воспитательном плане выходит на первый план.

И еще, мы можем долго и много рассуждать о профессиональных компетенциях педагога, но никто из нас не имеет права забывать о том, что  скрываются они все-таки за нашей речью и внешним видом.

Желаем успехов и удачи в вашем нелегком труде!

 

. . . . .