Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Одежда как элемент невербальной коммуникации в работе преподавателя: опыт эмпирического исследования

Дата публикации: 2022-12-30 14:16:34
Статью разместил(а):
Король Оксана Васильевна

Одежда как элемент невербальной коммуникации в работе преподавателя: опыт эмпирического исследования

Автор: Король Оксана Васильевна

ГАПОУ «Краснодарский информационно-технологический техникум»

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования о роли одежды в невербальной коммуникации на уровне преподаватель - студент.

Ключевые слова: коммуникация, невербальное общение, педагогическая деятельность.

 

Коммуникация (от лат. communico — делать общим) — это смысловой аспект социального взаимодействия [1]. Общаясь, люди обмениваются мнениями, идеями, интересами, точкой зрения, различными представлениями, настроениями, чувствами, установками и т.д., то есть тем, что принято называть информацией. И тогда сам процесс коммуникации можно рассматривать просто как обмен информацией. Но каждый человек знает: важно не только что ему сообщают, но и как, каким образом.

Но не всегда важно, что говорим, в большинстве случаев важно, как мы себя ведем, выглядим, представляется. А. Пиз, например, утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. [2].  

По мнению психологов, в процессе взаимодействия людей 60–80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств и только 20–40% - за счет вербальных. А значит языком невербального общения необходимо уметь владеть профессионально.  

Одежда в свою очередь тоже является элементов невербального общения.  Именно одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) без слов говорят о таких вещах, как наш социальный статус, сфера деятельности, возрасте и т.д.

Следовательно, не правильный выбор одежды, не соответствие ее жизненным обстоятельствам и событиям может испортить наш имидж. Имидж личности выражаются, в частности, в выборе одежды. В деловом мире это особенно актуально, т.к. наши партнеры так же воспринимают нас визуально, т.е. по внешнему виду, одежде. Этим и продиктована актуальность выбранной темы.  

Целью данной работы является рассмотрение роли одежды в невербальной коммуникации преподаватель - студент. Объектом исследования является процесс невербального общения, предмет — одежда как элемент невербального педагогического общения. 

Методы исследования: эмпирические: наблюдение, сравнение; описательный метод при характеристике невербальной коммуникации и функций невербальных сигналов через одежду; сравнительный анализ. 

В процессе общения для передачи информации, выражения мыслей и чувств люди используют не только слова. Огромную роль играют также невербальные средства (от англ. non-verbal - без использования слов, несловесный). Как подчеркивают исследователи, невербальная коммуникация порой дает нам гораздо больше сведений, чем слова.  

В научной литературе к основным видам невербальных средств относят: кинетические (жест, прикосновение, поза, мимика, взгляд и др.), и фонационные (интонация и ее составляющие: тон, сила звучания, тембр, пауза и др.).  

Так же обнаруживаем различное количество классификаций средств невербальной коммуникации. В плане изложенного представляет интерес классификация средств, данная М. Аргайлом:  

1) Телесный контакт, выступающий в разнообразных формах — удары, толчки, поглаживания и др. 

2) Расстояние между общающимися — люди стоят ближе к тем, кто им нравится. Когда присутствует несколько человек, расстояние между ними отражает их отношение друг к другу. Изменение расстояния между людьми сообщает о желании начать или закончить разговор. 

3) Ориентация — угол, под которым люди сидят или стоят по отношению друг к другу. Ориентация меняется в зависимости от ситуации. Близкие друзья сидят рядом, враги стремятся занять положение напротив друг друга. 

4) Внешний вид — основная цель управления внешним видом преподнести себя, передать сообщение о себе. Таким образом люди сообщают о своем социальном положении, занятии. Внешний вид информирует также о настроении человека. 

5) Положение, поза, до некоторой степени, имеют универсальное значение, как и мимика. В отличие от выражения лица, они обусловливаются также культурой. Существуют общепринятые условности, конвенции относительно того, какое положения следует принять в той или иной ситуации. Поза может передавать межличностные отношения, указывать на социальное положение. Поза меняется в зависимости от эмоционального состояния и поддается контролю значительно меньше, чем мимика и голос. Известно, что поза создает целостную картину невербального поведения личности, хотя и может быть расчленена на отдельные составляющие [3].  

Существуют и иные подходы к классификации. Например, невербальные средства коммуникации И. Горелов [3] подразделят на:

- фонации;

- мимику;

- жесты, (включая ритуальные) и пантомимику;

- предметные действия.

Конкретизируя, М. Аргайл [3] классифицирует жесты по функциональному признаку на:

- иллюстрированные и другие связанные с речью знаки;

- конвенциальные жесты;

- движения, выражающие эмоции;

- движения, выражающие личность;

- ритуальные жесты.

Некоторые психологи выделяют пять групп жестов:

- жесты-иллюстраторы, поясняющие речь;

- жесты-регуляторы (движения, сигнализирующие об изменении активности субъекта в процессе коммуникации);

- жесты-адапторы (движения, отражающие эмоциональное состояние человека в ситуации общения — потирание рук, почесывания затылка);

- жесты, непосредственно выражающие состояние аффекта. Кроме того, жесты бывают простые, состоящие из одного движения (например, поднять руку в аудитории, выразив этим желание сказать), составные — несколько однородных движений (аплодисменты), сложные — несколько неоднородных движений (сплюнуть через правое плечо).

Они также различаются по обращенности на себя или на другого, а также взаимные (рукопожатие). Жесты можно классифицировать с точки зрения того, какая часть тела участвует в их исполнении: палец, рука, нога и т.д.

Все эти виды невербального общения имеют смысловую значимость только в контексте конкретного разговора и беседы. Всегда стоит учитывать культурные, личные и социальные особенности собеседника, обстановку и контекст разговора. Излишнее считывание неявных сигналов иногда может само привести к коммуникативной неудаче.

Одной из важнейших особенностей невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства (осязание), хеморецепции (вкус, обоняние) и терморецепции (чувство тепла — холода). В соответствии с этим систему невербальных коммуникативных средств принято подразделять на отдельные подструктуры:  

- визуальная, или оптическая - сюда входит физиогномика, причем не только особенности лица и черепа, но и особенности телосложения, и способы преобразования внешности (одежда, косметика, очки, украшения, борода, усы, татуировки и т. п.); кожные и физиологические реакции (потоотделение, покраснение, расширение зрачка и др.); а также кинесика - движения (экспрессия) рук, ног, головы, туловища, мимика и пантомимика, выражение глаз, направление взгляда и визуальный контакт, походка, поза и т.п.

- акустическая, или звуковая — просодика (темп, тембр, высота звука, громкость, ритм, интонация, речевые паузы и их локализация в тексте) и экстралингвистика (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов и т.п.); 

- тактильно-кинестезическая и терморецепторная - такесика (статические и динамические прикосновения — рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание и т.п.) и физические воздействия (подталкивание, удары, ведение за руку, контактный танец и др.), а также температурные ощущения и воздействия;

- ольфакторная и хеморецепторная — система запахов (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи тела), а также особые запахи, вызываемые специфическими для мужчин и женщин веществами — феромонами, которые влияют на подсознание человека; 

- проксемическая или дистантная - пространственная и временная организация общения (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и т.д.) [4]. 

Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. Доказательствами важности и универсальности невербального общения могут стать целые профессиональные или социальные группы людей – артисты немого кино, глухонемые, спецназовцы, подводники, саперы и т.д. у которых во многих жизненных ситуациях только невербальное общение и остается. 

Невербальные средства общения выполняют различные функции:  

1) дополняют вербальное сообщение, передавая тот же смысл («Передайте, пожалуйста, эту книгу» + указательный жест); 

2) замещают пропущенный вербальный компонент («Вы пойдете сегодня на семинар?» — отрицательный жест); 

3) вносят дополнительную информацию (иногда противоречащую смыслу вербальной, например, положительный вербальный текст, произнесенный соответствующим образом, может приобрести отрицательную окраску); 

4) регулируют вербальную коммуникацию (например, заканчивая предложение, вы понижаете голос, отворачиваетесь, давая партнеру понять, что вы все сказали, теперь его очередь говорить); 

5) выражают эмоции (так, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы свидетельствуют о гневе); 

6) показывают отношение к собеседнику (например, собеседник нравится — улыбка, долгий взгляд; собеседник не нравится — взгляд в сторону, равнодушный тон, тело повернуто в другую сторону); 

7) отражают собственные личные качества (я общительный — широкие жесты, энергичный тон и др.) [5]. 

Телодвижения, жесты, позы, выражения лица, голосовые изменения и другие экспрессивные проявления кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный круг значений, и выполняют функцию сообщения. 

Итак, невербальная коммуникация — это совокупность неречевых коммуникативных средств — система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности и играющих важнейшую роль в смысловом понимании людей друг друга. 

Но нужно отметить, что и одежда тоже является одним из средств невербальной коммуникации. Известно, что с древних времен человек украшает одежду или тело различными предметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном, перед нами знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений многое говорит о социальном статусе).  

Востребованность презентативности, универсальности и демократизма в ее устойчивых постоянных единицах нашли себя в феномене «деловой костюм», который обозначен вполне конкретно и поэтому легко узнаваем. Его, как женский, так и мужской, отличают особый стиль, закрепленный в комбинаторике (пиджак, брюки или юбка), сочетании наличия обязательных аксессуаров (галстук, кашне, шарф или косынка и пр.), ограничение в цветовой гамме, конструкция силуэта.  

В ряду основных требований делового этикета манера одеваться занимает особое место. В некоторых организациях и учреждениях, чтобы исключить произвол, индивидуальные пристрастия или элементарную неосведомленность, требования к внешнему виду складываются в кодексы и вводится форма.  

В педагогической деятельности невербальная коммуникация занимает особое место. Абсолютно все преподаватели (педагоги) используют те или иные невербальные средства общения. Среди всех невербальных средств общения наиболее употребляемыми являются мимика, контакт глаз и жестикуляция, что является естественным явлением в педагогическом процессе, где общение играет важную роль. Но и внешний вид, манера причесывается, умение преподнести себя, т.е. попросту говоря имидж, играет немалую роль. 

Педагогической среде принято в одежде избегать ярких цветов, откровенных нарядов, массивных украшений и т.д. Но нередко в образе педагогов можно увидеть обратное. 

Так, в профессиональном опыте автора был период работы в образовательном учреждении, где директор школы ввела в обязательном порядке форму не только для обучающихся, но и для учителей. 

Цель, такой унификации в одежде, была достаточно обоснованной. Глобально она звучала так: объединить всех участников образовательного процесса; минимизировать отвлекающие факторы, в т.ч. и в одежде обучающихся и учителей; исключить возможное несоответствие образу педагога, особенно в среде молодых учителей. 

Здесь нужно сказать, что форма отчасти решила некоторые практических задач: не нужно было думать, что одеть завтра. В то же время такая унификация лишала проявлений индивидуальности в одежде, что очень отмечают дети. Уравнивала всех, и детей, и педагогов, т.е. стиралась некая статусная иерархия. Это можно отнести к отрицательным моментам, т.к. статус «учителя» должен быть выше и это как раз может проявляться во внешнем виде, одежде.

И здесь хочется процитировать Десмонда Морриса: «Одежда— слишком удобное средство демонстрации своего положения в обществе, чтобы сводить ее к неброской защитной робе». Действительно в описанном случае, одежда педагогов выглядела как рабочая роба [6].  

Другой пример, который будет описан, наоборот представляет ситуацию, когда нет строгого регламента в одежде преподавателя. И, в этом случае педагоги, ориентируясь на свой вкус, не всегда выглядели уместно в стенах образовательного учреждения. Например, излишне обтягивающая одежда из кожи, или использование не уместно ярких, можно сказать ядовитых цветов в одежде. Подобная вульгаризм в одежде не лучшем образом отражается на статусе педагога.  

Из представленных примеров складывается следующий вывод. В работе преподавателя, учителя, воспитателя одежда играет особенную роль. Так как именно по одежде, по тому образу, который создал педагог прежде, чем он начинает вести занятия, обучающиеся его воспринимают. Дети всегда с интересом рассматривают преподавателя. 

Итак, невербальная коммуникация в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, преимущественно «работая» на подсознательном уровне психики, являясь важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Оно является одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению. 

Невербальные средства. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым. 

Создавая индивидуальный образ, мы примеряем роль в социуме с учетом своих внутренних позиций. Главным критерием служит не мода, а цвет и направление стиля. К примеру, экстраверты выбирают сочные и эффектные тона. А интроверт предпочитает мрачные нейтральные оттенки (серый, беж, пастель, черный), холодные полутона. Крупные украшения и броские аксессуары могут стать признаком эгоцентризма и демонстрацией высокого социального статуса. А могут просто нравиться владельцу.  

Можно одеваться уместно, можете одеваться для своего собственного комфорта, можете одеваться дабы покорить сердца и ума тех, от кого зависят ваши цели. Но так или иначе вам могут пригодиться секреты невербальных языков, которые используются людьми повсеместно. С помощью таких языков вы говорите не с людьми, а с их подсознанием, а оно имеет большую власть над людьми и играет важную роль при принятии главных решений. 

 

Литература:

1. Основы теории коммуникации: учебник и практикум для вузов / Т.Д. Венедиктова [и др.]; под редакцией Т.Д. Венедиктовой, Д.Б. Гудкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. 

2. Пиз Аллан. Язык телодвижений. — М.: Изд-во Эксмо, 2017. — 272 с.  

3. Собольников В.В. Невербальные средства коммуникации: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / В.В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. 

4. Андрианов М. Невербальная коммуникация. 

5. Долгова И.В. Этика делового общения: учебник и практикум / И.В. Долгова. — Москва: КНОРУС, 2021. 

6. Моррис Д. Наблюдая за человеком: Фундаментальное исследование ВСЕХ невербальных сигналов / Десмонд Моррис; пер. с англ. Н.Караева. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2017.

 

. . . . .