Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные образовательные технологии образования

Дата публикации: 2023-01-27 13:30:04
Статью разместил(а):
Панулина Маргарита Юрьевна

Современные образовательные технологии образования

Автор: Панулина Маргарита Юрьевна

МБОУ "СОШ № 10", ст. Медведовская, Тимашевский район, Краснодарский край

 

Ключевые слова: модернизация образования, педагогическая технология интеллектуальных карт, кейс-метод, принцип эмоциогенности.

 

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают все ступени системы образования. Возросли требования к методам и приемам в образовании и к уровню образованности школьников в целом.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности обучения, воспитания и развития школьников, позволяет прогнозировать, предвидеть результаты и перспективы развития образования. Основная задача педагогов образовательной организации – выбрать такие современные педагогические технологии, которые сформируют не только базовые способности, навыки и умения, необходимые для развития гармоничной личности, но и подготовят учащихся к самостоятельному решению широкого спектра задач и вопросов, возникающих в повседневной жизни и профессиональной среде.

Непременно данные технологии должны соответствовать ФГОС нового поколения. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Одной из наиболее эффективных инновационных образовательных технологий является технология интеллектуальных карт.

Мыслительная или интеллект-карта – это не только уникальный и доступный способ запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). При построении мыслительных карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. В том числе, этот метод возможно использовать при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, благодаря своей наглядности.

Составление мыслительной карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелок, шрифтов). Этот метод полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Поскольку то, что учащийся проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала, целесообразным является предоставление заданий, требующих дополнить интеллектуальную карту или создать подобную самостоятельно.

Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:

- анализ различных объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для определенной классификации объектов;

- выявление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт обучающийся учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания различных научных областей, будь то естественнонаучный или гуманитарный предмет.

Помимо применения технологии интеллектуальных карт, эффективной образовательной технологией проблемного обучения является кейс-метод.

Кейс-метод (casemethod, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной или вымышленной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность обучающегося к практической деятельности через актуализацию и практическое применение полученных знаний.

Суть кейс-метода в работе с учащимися заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. Вместе с учителем анализируется ситуация, выявляется и анализируется проблема или задача, предлагаются способы ее решения, и выбирается лучший вариант. При этом развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

Методы кейс-технологии, которые можно использовать в процессе обучения разнообразны: кейс-прогнозирование; кейс-инцидент; проблемно-ролевой кейс; эвристический кейс; неоднозначная ситуация; кейс-диспут и другие.

Как педагогическая технология этот метод универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает педагог, может стать частью занятия или какой-либо деятельности. Благодаря этому план работы может быть гибким.

Самое главное, кейс-метод помогает формировать у обучающихся умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи. Кейс-метод повышает интерес учащихся к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с учителем и сверстниками, получать необходимую информацию.

Таким образом, интерактивное, инновационное обучение с использованием современных образовательных технологий, несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать возможности учащихся с учетом их психологических особенностей, обогатить знания и умения, побуждает к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Применение новых педагогических технологий и инноваций, т.е. принципиально новых способов, методов взаимодействия педагогов и учащихся, призвано обеспечить эффективное достижение результата педагогической деятельности.

 

. . . . .