Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование музыкального вкуса младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2023-01-30 19:45:44
Статью разместил(а):
Дубцова Дарья Дмитриевна

Формирование музыкального вкуса младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Авторы: Дубцова Дарья Дмитриевна

МБОУ "СОШ № 30 имени Героя Советского Союза Б.В. Бирюкова", г. Коломна

и Хотенцева Ираида Алексеевна, канд. пед. наук

ГОУ ВО МО "ГСГУ", г. Коломна

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования музыкального вкуса младших школьников в школьном образовательно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: музыкальный вкус, уроки музыки, музыкальные произведения, музыкальная культура, учащиеся, внеклассные мероприятия.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

В современной музыкальной педагогике проблема формирования музыкального вкуса является одной из актуальных, поскольку ФГОС НОО определяет задачу нравственного воспитания младших школьников как одну из приоритетных, а формирование представлений детей об эстетических идеалах и ценностях, ценностное отношение к произведениям искусства, являющегося проявлением музыкального вкуса, отражает нравственные ориентиры и нравственное развитие ребенка в целом.

Музыкальное образование в общеобразовательной школе строится по нескольким направлениям – учебной деятельности на уроках музыки, во внеурочной и внеклассной работе и в процессе самовоспитания музыкального вкуса. Авторы, изучив различные подходы к проблеме в психолого-педагогической и методической литературе, предлагает некоторые собственные пути решения проблемы формирования музыкального вкуса младших школьников через обогащение музыкальными впечатлениями в учебной деятельности на уроках музыки, развитие дифференцированного музыкального восприятия с анализом и пониманием музыкального языка, а через него художественного образа музыкального произведения.

Во внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности автор предлагает вовлекать детей в различные виды творческой исполнительской деятельности, а в самовоспитании музыкального вкуса, как один из эффективных методов предлагает вводить проектный метод с последующими презентациями результатов проекта, тем самым обогащая не только свой опыт музыкально-интеллектуальной деятельности, но и опыт музыкального восприятия учащихся, которым будут представлены результаты работы над проектом.

Культура начала XXI века тесно связана со всей сферой человеческой жизни, становясь проводником между прошлым, настоящим и будущим. Таким образом, понятие «музыкальный вкус» на современном этапе развития слилось с гораздо более обширным понятием «музыкальная культура», целью которого является развитие личности, формирование личных установок, понимание своей роли, жизни и мира.

В настоящее время жизнь ребенка сопровождает современная музыка, которая часто лишена смысла, бездарна и проста по звучанию. Музыка обесценивается, превращаясь в шум. Дети не умеют вслушиваться в нее, выделять тонкости и особенности. 

Современные дети часто выбирают для себя «легкую» и непринужденную музыку, слушая ее при помощи своих телефонов. Часто дети включают любую музыку, лишь бы было не тихо. Психологи считают, что данное отстранение от общества и погружение в звуковой шум является признаком духовного одиночества. Это так же показывает, что в современных реалиях просто необходимо развивать музыкальный вкус и учить детей распознавать качественную музыку, учить не только слушать, но и слышать ее. 

Таким образом, проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.

О необходимости развития вкусовых предпочтений при освоении музыкального языка детьми говорится в работах известных музыкантов-исследоватей (Н.А. Ветлугина, Л.В. Дмитриев, Д.Б. Кабалевский, О.А. Опраксина, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, B.А. Школяр, Н.М. Черноиваненко и др.)

Вкус  – эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как философской дисциплины. Согласно определению Канта, вкус есть «способность судить о прекрасном»; он, по выражению российского философа В. Бычкова «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Универсумом» [4, С. 152]. Вкус определяется избирательностью, приверженностью какому-то направлению. Эстетический вкус означает наличие предпочтений и собственного мнения о конкретных объектах. Всеядность и неразборчивость означает отсутствие вкуса, причиной которого является недостаточность интереса к данному виду творчества (отсутствие художественного вкуса порождено недостатком интереса к изобразительному искусству, отсутствие вкуса в поэзии порождено недостатком интереса к поэзии и так далее). 

Музыкальный вкус – способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения музыкального искусства. Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием музыки. Индивидуальные особенности, восприятие человеком музыкального искусства, его окружение, все это влияет на формирование музыкального вкуса. 

В современной музыкальной педагогике проблема формирования музыкального вкуса школьников не утратила своего значения и является одной из актуальных. ФГОС НОО определяет задачу эстетического воспитания младших школьников как воспитание ценностного отношения к произведениям искусства, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, в том числе и в области музыкального искусства.

Музыкальная культура личности характеризуется мерой освоения ценностей искусства. Как механизм совершенствования духовного облика человека музыкальная культура формируется через развитую способность слушателя оценивать музыкально-эстетические явления. Элементарные вкусовые предпочтения ребенка проявляются в его интересе и желании слушать определенные музыкальные произведения, эмоционально откликаясь на них. Отношенческая позиция к музыке выражается, главным образом, в музыкально-эмоциональных переживаниях. Затем накапливаются музыкально-эстетические знания, которые позволяют ребенку выражать свое мнение о звучащей музыке, иногда аргументировать личные музыкально-вкусовые предпочтения. Говоря об основах музыкального вкуса, имеется в виду первоначальные музыкальные предпочтения ребенка. Осознанное восприятие содержания музыкальных произведений образует смысловое основание для музыкально-оценочной деятельности младших школьников.

Музыкально-эстетический вкус не является врожденным качеством личности, но он может формироваться в процессах воспитания и образования. Освоение и присвоение ребенком музыкально-художественных ценностей будут способствовать формированию системы ценностных ориентаций и духовному совершенствованию личности в целом.

Формирование художественно-эстетического вкуса возможно на основе таких компонентов эстетического сознания, как эстетические эмоции, чувства, интересы, потребности, идеалы, ценностные ориентации.

Музыкальный вкус – это форма художественного вкуса.

Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо знакомить детей с полноценными в художественном отношении музыкальными произведениями – народными, классическими и современными. И наша главная задача состоит в том, чтобы создать педагогические условия эффективного формирования у младших школьников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства на уроках музыки и во внеурочной деятельности и, в конечном итоге, формирования музыкального вкуса.

Для ребенка младший школьный возраст является важным этапом. В данный период он знакомится со школой, меняется привычный образ жизни. Младший школьный возраст является периодом трансформации и преобразований в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте формируется основа нравственного и эстетического воспитания школьника, осознаются основные моральные нормы  поведения. В младшем школьном возрасте закладываются системы побуждений и стремлений ребенка – то есть то, к чему школьник будет идти и стремиться в течение своей жизни.

Рассматривая эмоциональную составляющую в процессе развития психических функций младших школьников, необходимо отметить, что формирование эмоций тесно связывают с различными социальными ситуациями, который ребенок переживает в процессе своей жизни.

Так, переживание определенных ситуаций отражаются на эмоциональном состоянии ребенка, это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции.

Основой познавательного процесса младших школьников, по мнению Г.В. Иванченко, являются ощущения – «восприятие школьников предметов и явлений при их непосредственном влияния на органы чувств» [6, С. 63].

Ощущения позволяют школьнику познавать и ощущать такие характеристики предметов как величина, форму, цвет, плотность, температуру, вкус, запах. При помощи ощущений ребенок  воспринимает звуки. Ощущения позволяют ему проводить исследование движения и пространства.

С помощью ощущений формируются уже более сложные психические процессы, такие как  восприятие, мышление, воображение.

Проблемами восприятия в отечественной психологии занимались такие крупные ученые, как А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др. 

Н.Б. Берхин определяет восприятие как «быстрый процесс, создающий образ предметов и явлений окружающего мира в сочетании их свойств и частей при их непосредственном влиянии на органы чувств» [3, С. 99]. 

Восприятие базируется на ощущениях, однако, нельзя сказать, что восприятие это совокупность ощущений. Восприятие более сложный психологический процесс, который не ограничивается ощущением формы, цвета, структуры и т.п.

С целью формирования высших чувств (моральных, эстетических, познавательных), у младших школьников должны быть сформированы представление о хорошем и плохом, красивом и уродливом, а также – познавательная потребность, т.е. потребность во внешних впечатлениях.

Необходимо отметить, что чувства у детей формируются не сразу. Сначала  дети могут ощущать и воспринимать  лишь важность событий, далее, при развитии психологической составляющей личности дети уже могут осознавать значимость происходящего, проявлять чувства. 

Необходимо так же отметить, что для детей младшего школьного возраста характерна неразрывность высших чувств. Так, школьники часто воспринимают «хорошее» в качестве предметов и определенных событий, вызывающие у них и эстетические чувства (хороший – равносильно тому, что красивый), и этические (хороший – равносильно определению «добрый»), и интеллектуальные (хороший – т.е. интересный). Тот же самый предмет вызывает переживание, в котором объединены эстетические, этические, познавательные чувства.

В исследованиях Д.Б. Эльконина подчеркивается, что «в младшем школьном возрасте характерными особенностями ребенка являются: интенциональность (направленность сознания на какой-либо предмет), воображаемое миросозерцания, естественное развитие чувств и воображения, непроизвольное, а позже регулируемое чувством или замыслом подражания, создание моральных идеалов, исследовательский характер познания, конформизм в эстетических и нравственных оценках» [7, С. 102]. 

Психо-физическое развитие младших школьников представляет собой достаточно многогранный и сложный процесс. На устойчивое и плодотворное развитие ребенка в данном возрасте влияет множество факторов. В данном возрасте происходит резкая трансформация и изменение образа жизни ребенка, появляются новые обязанности, изменяются отношения ребенка с окружающими. 

«В младшем школьном возрасте происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью» [7, С. 86], как подчеркивал Д.Б. Эльконин. 

Всё это отражается на формировании и закреплении другой манеры отношений к людям, коллективу, к обучению и связанным с ними обязанностям, что в конечном итоге формирует характер, волю, увеличивает круг интересов, развивает способности. 

В младшем школьном возрасте происходят изменения в мотивационной сфере поведения, которое отражается в понимании совокупности мотивов отношений детей к искусству, красоте, окружающему его миру и в разделении этих мотивов на эмоциональные, а именно желания, хотения, влечения и т.п.

По определению Фархутдиновой С. Г., «Музыкальный вкус – способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства. Это зависит и от индивидуальных особенностей самого человека, его особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство» [8, С. 59].

Ребенок с детства слышит музыку, различные мелодии, звуковые сочетания. Он привыкает к звучанию народной музыки. Учится распознавать особенности музыки, то есть к достижению младшего школьного возраста у ребенка уже имеется определенный багаж знаний и музыкальных представлений. 

Для формирования музыкального вкуса, общеэстетического развития школьников на учебных занятиях необходимо использовать высокохудожественные образцы классической, народной и современной музыки, просить детей прислушаться к звучанию, выделить в многообразии музыкального звучания отдельные его элементы – средства музыкальной выразительности, которые являются своеобразным «кодом» в понимании и раскрытии художественного образа музыкального произведения.  

Необходимо приучать школьников к полноценной в художественном отношении музыке, научить их не просто слушать, но и слышать музыку, понимать настроение, уметь отличать многогранность и тонкости звучания классических произведений. 

В формировании музыкального вкуса младших школьников огромную роль отводят следующим направлениям: 

- методы активного обучения музыке;

- введение элементов проблемности в обучение школьников на уроках музыки и внеурочных занятиях;

- разработке комплекса заданий разного уровня сложности.

Обязательным элементом, по мнению ряда ученых, является педагогическое стимулирование. Использование специальных методов, которые дают толчок, импульс к мысли, чувству и действию позволяют школьнику научиться слышать музыку и развивать его музыкальный вкус.

Ученые утверждают, что принимая во внимание особенности младшего школьного возраста при формировании у младших школьников музыкального вкуса необходима музыкально-деятельностная активность, которая включает в себя изучение нотной грамоты (умение читать ноты), хоровое пение, игра на различных музыкальных инструментах, использование на уроках и во внеурочной деятельности музыкальных игр с элементами импровизации.

Важно осуществлять формирование установки на музыкальную деятельность для младших школьников. Фиксация установки должна в дальнейшем перейти в постоянную потребность в этой деятельности – таким образом, у школьников формируется потребность к прослушиванию качественной и высокохудожественной музыке, тяга к музыкальной деятельности и творчеству.

Так же при проведении уроков важно проявлять заботу об обогащении и расширении музыкально-исполнительского репертуара младших школьников, а так же следить за навыками его художественной интерпретации.

Важно, чтобы преподаватель был целиком нацелен на расширение и обогащение художественного кругозора и музыкального вкуса младших школьников, что будет являться залогом эффективной организации учебной и внеурочной деятельности.

В результате перечисленных мероприятий, у младших школьников происходит совершенствование знаний и умений в сфере музыкальной деятельности, у школьников происходит накопление исполнительского репертуара, формируется самостоятельность в работе, активизируется творческое мышление и воображение, а сама музыкальная деятельность становится более эмоциональной и артистичной.

Важно представить в рамках вышеизложенного высказывание А.С. Базиковой, которая утверждала, что «эффективное усвоение знаний, умений и навыков при обучении музыке возможно лишь при положительных эмоциональных реакциях учащихся на стратегию и тактику педагога» [2, С. 31].

К методам музыкального воспитания младших школьников и развития у них интереса к занятиям музыкой, Ю.Б. Алиев считает «вдумчивое и сознательное отношение к явлениям исполнительской стилистики, считая, что учащиеся могут и должны более глубоко и вдумчиво воспринимать музыку чувствовать, различать стилистический почерк выдающихся музыкантов-исполнителей» [1, С. 81].

Автор считает, что использование «метода замещения» в учебной и внеурочной деятельности позволит воспитать культурный и музыкальный вкус. При этом замещаться должна привычка слушать пустую музыку на привычку слушать качественные и высокохудожественные произведения.

Современные ученые, при исследовании вопросов развития музыкального вкуса младших школьников обращают главным образом свое внимание на методы развития посредством различных видов искусства.

При этом они отмечают большую роль воздействия музыки на структурные элементы музыкально-эстетического сознания личности младших школьников. Так же исследователи отмечают, что важную роль в формировании музыкального вкуса играет вовлечение младших школьников в процесс музыкально-творческой деятельности.

Таким образом, можно сказать, что вкус определяется не только в умении созерцать, проводить оценку, но и преобразовывать полученный опыт, т.е. иметь способность проявлять творчество.

Методический вклад в развитие воспитания художественного вкуса детей внесла Н.Л. Гродзенская. Основываясь на трудах Б.В. Асафьева посвященных слушанию музыки, ученая в своих исследованиях увеличила диапазон художественно-педагогических приемов и методов, которые позволяют развивать музыкальное восприятие младших школьников, а также способствует созданию и дальнейшему воспитанию их слушательской культуры, формированию вкусов и музыкальных интересов [5, С. 55].

Н.Л. Гродзенская считает, что главным фактором, который помогают формировать и воспитывать музыкальный вкус учащихся является понимание музыки ребенком. Школьник должен научиться воспринимать звучащую мелодию, улавливать настроение, чувствовать и переживать вместе с музыкой. Именно тогда можно говорить об умении слушать музыку.

При этом, по мнению Н.Л. Гродзенской, понять музыку и проникнуть в ее содержание может помочь разбор произведения во время проведения учебной или внеурочной деятельности [5, С. 57].

Детальный разбор произведения помогает школьникам понять музыку и ее идею, услышать и прожить вместе с произведением чувства, которые хотел донести композитор. Разбор произведений на уроках и во время внеурочной деятельности создает основу, на которую школьник может опереться при прослушивании, восприятии  и анализе других музыкальных произведений на более высоком уровне.

Так же, обращаясь к трудам Н.Л. Гродзенской, необходимо отметить, что особая роль в формировании музыкального вкуса отдается певческой деятельности. Автор акцентировала свое внимание на том, что с помощью вокализации происходит более качественная активизация музыкального восприятия у детей [5, С. 59].

М.Н. Черноиваненко, при исследовании педагогических условий формирования музыкального вкуса, были разработаны дополнительно к традиционным следующие педагогические условия:

организация самостоятельной деятельности учащихся;

• словесное запечатление художественного образа, возникшего в процессе изучения музыкального произведения;

• восприятие, активизирующее фантазию;

• воображение учащихся, способствующее более глубокому постижению композиторского замысла и развивающее критическое осмысление ранее полученных знаний и опыта;

• роль педагога в процессе педагогического взаимодействия, а не воздействия;

творческая музыкальная деятельность [9, С. 55].

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы приступили к практической работе с учащимися 4 класса в ходе педагогической практики. Определив уровень начального развития музыкального вкуса, направления работы по его формированию, перед нами стояла важная задача включения в работу урока и  внеурочную деятельность высокохудожественных образцов  народной, классической и современной музыки, которые бы способствовали формированию музыкального вкуса у младших школьников. Мы учитывали особенности программы обучения данного класса, интересы детей данного возраста, способности детей класса.

Для полноценной работы на уроке совсем не безразлично, в какой обстановке он проходит. Научить детей слушать, воспринимать и эмоционально отвечать на музыку, можно только в творческой и доброжелательной атмосфере, где любые музыкальные проявления детей приветствуются, поощряются и принимаются. Для этого необходимо было заинтересовать детей, в первую очередь, классической музыкой. Именно интерес к занятиям вызывает у учащихся эмоциональный отклик на них, создает эмоциональную настроенность, при которой обостряется их слуховое внимание, воспитывается сознательное творческое «слышание» и исполнение, развиваются у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Конспекты уроков и внеурочных мероприятий строились таким образом, чтобы заинтересовать детей творчеством композиторов. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствовало развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных способностей. Формирование сферы музыкального вкуса у младших школьников исходило, прежде всего, из присущих им психофизиологических особенностей и свойств.

Воспитательный эффект во многом зависит от того, как отобран и организован музыкальный материал. Поэтому в уроки были включены народная музыка, классическая и музыка современных композиторов.

Например, при проведении урока по теме «Балет "Спящая красавица". Две феи. Сцена на балу» мы старались раскрывать, иллюстрировать выразительно изобразительные возможности музыки. Так же на уроке были использованы и другие виды музыкальной деятельности виды деятельности (слушание, ипровизация, вокально-хоровая работа) в силу психо-физиологичсеких особенностей младших школьников.

При проведении урока по теме «Океан – море синее» мы продолжили знакомить детей с творчеством выдающихся композиторов-классиков, уделяя внимание подбору репертуара. Так же на уроке было дано творческое задание, работа в парах, для того чтобы ученики вступали в диспут друг с другом и учителем. Диалоги, обсуждения по поводу того или иного художественного явления поощрялись, поддерживались, т.к. именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному материалу. 

Музыкальное воспитание в школе предполагает изучение не только классической музыки, но  также высокохудожественных образцов народной и современной. Поэтому внеурочные занятия мы проводили по этим двум направлениям.   

В ходе проведения внеурочного мероприятия по теме «Путешествие в волшебную страну – Фольклор»  одна из основных целей была формирование музыкального вкуса средствами устного народного творчества. На занятии учащиеся внимательно, с большим интересом слушали музыку, пели песни, водили хороводы и играли на музыкальных инструментах. 

Для приобщения детей к различным течениям в современной музыкальной культуре так же было проведено внеурочное мероприятие по теме «Классика и современность». В ходе занятия дети отвечали на различные вопросы: что такое «классическая музыка», почему она так называется, что такое «классика жанра» и ряд других вопросов; познакомились с афроамериканской музыкальной культурой XX в. Дети были очень воодушевлены от того, что некоторые произведения были им уже знакомы, но они по-прежнему произвели на них большое впечатление. Учащиеся активно отвечали на вопросы, чувствовался эмоциональный отклик детей. После прослушивания произведений учащиеся подводились к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывало более сильное воздействие на чувства и мысли детей. В процессе у них формировался вкус и навык культурного слушания, то есть умение рассуждать о музыке, давать эстетическую оценку ее содержанию.

Таким образом, используя разные методы и приемы на каждом уроке и во внеурочной деятельности, мы формировали музыкальный вкус младших школьников. В процессе занятий у учащихся формировались интерес, любовь к различным музыкальным произведениям различных стилей, жанров, и направлений; эмоциональная отзывчивость, способная обогатить художественные впечатления; активизировалась мыслительная деятельность, развивалось музыкальное восприятие и эмоциональная отзывчивость. По нашему мнению, уровень музыкального опыта и, в целом, музыкального вкуса, у учащихся класса вырос, свидетельством этого являются результаты итоговой диагностики. 

Процесс самовоспитания музыкального вкуса  – один из сложных и наименее контролируемых процессов в музыкальном воспитании. Мы считаем, что процесс самовоспитания музыкального вкуса должен происходить на основе и базе самопознания и активной творческой деятельности. Школьник должен четко осознавать поставленные педагогом задачи, в результате чего он  может достичь определенного уровня эстетического самосознания,  получить практические навыки в слушании и восприятии музыкальных произведений.

Данный процесс наиболее оптимально, на наш взгляд, может проходить в проектной деятельности, где ученик, выбравший предложенную ему или интересующую его тему проекта, самостоятельно собирает информацию, изучает материал, анализирует и обобщает его, знакомится с творческим наследием того или иного композитора, музыкальными произведениями какого-либо стиля или направления музыкального искусства, тем самым обогащая свой опыт музыкального восприятия. Завершением работы над проектом можно считать его презентацию, где ученик знакомит с его результатами и выводами одноклассников и, возможно, даже учащихся других классов, что способствует формированию музыкального вкуса не только автора проекта, но и других учеников.

Учитывая возрастающий в настоящее время интерес детей и молодежи к участию в различных объединениях музыкальной направленности, а также большие просветительские возможности искусства, следует, с одной стороны, выстраивать работу с младшими школьниками с учетом их конкретных интересов и запросов, а с другой – развивать и направлять эти интересы на культурные и духовные ценности.

В условиях музыкально-просветительской работы среди детей именно эта область – воспитание ценностного отношения к музыкальному искусству, их музыкальных предпочтений и, в целом, музыкального вкуса – не может быть представлена самотеку. Именно здесь детям особенно необходима художественная и педагогическая помощь и руководство. Пути этого руководства могут быть различными: от учебной деятельности на уроках музыки до расширения музыкальных впечатлений детей во внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности, совместной с родителями культурной и просветительской работе по овладению детьми ценностями мировой музыкальной культуры.

 

Список литературы:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Просвещение, 2018. – 336 с. 

2. Базикова А.С. Воспитательная роль музыки / А.С. Базикова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 44 с.

3. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений / Н.Б. Берхин // Воспр. Психол. – 2015, № 4. – С.155-160.

4. Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог 2. Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга первая. – М.: Прогресс-Традиция, 2017. – 472 с. 

5. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе / Н.Л. Гродзенская. – М.: Знание, 1962. – 268 с. 

6. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки / Г. В. Иванченко. – М.: Смысл, 2018. – 264 с. 

7. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр «Аккадемия», 2017. – 384 с 

8. Фархутдинова С.Г., Вишневская К.А. Педагогические методы и условия формирования «музыкального вкуса» подростков / С.Г. Фархутдинова, К.А. Вишневская // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(63). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 59-63.

9. Черноиваненко М.Н. Проблема формирования музыкального вкуса в теории музыкального воспитания школьников. Свердловск: 1974. – 202 с.

 

. . . . .