Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Коуч-наставничество как инновационный инструмент развития профессиональной культуры будущего педагога

Дата публикации: 2023-03-14 09:02:56
Статью разместил(а):
Остапенко Анна Николаевна

Коуч-наставничество как инновационный инструмент развития профессиональной культуры будущего педагога

Автор: Остапенко Анна Николаевна

ГПОАУ АО "Амурский педагогический колледж"

 

Ключевые слова:  Коуч, наставничество, коучинг-сессия, наставник, профессиональная культура.

 

В настоящее время формируются современные представления о фундаментальности образования, получив которое, человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста личности.

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его социальной и профессиональной позиции.

Решение задач профессионального становления молодого педагога, полного освоения педагогической профессии, адаптация в педагогическом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках общеобразовательного учреждения.

Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является – его готовность к передаче опыта. А основным условием эффективного обучения молодого специалиста – его желание, потребность принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков наставником. [1].

Квалифицированные выпускники ВУЗов и СУЗов – это профессионалы, обладающие капиталом в виде знаний, навыков и инновационных технологий.

Коучинг является именно тем комплексом мероприятий, который разрешает построить эффективный и устойчивый процесс передачи опыта, знаний, развития навыков от профессиональных педагогов к студентам различных профессий.

«Коучинг, коуч» в переводе с английского (coach) означает «тренер», «инструктор». [2].

Коуч-наставничество – это устойчивое сотрудничество, которое поддерживает ориентацию на достижение реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. [2, с.57].

Апробация методики коучинга для подготовки к профессии будущих выпускников – оптимальная сфера для применения инновационных технологий в психолого-педагогической области. Оценка эффективности профессионального образования происходит на рынке труда и определяется уровнем востребованности специалиста, его карьерным ростом, степенью самореализации творческого потенциала. В условиях экономического подъема особенно актуальным становится развитие системы непрерывного профессионального образования. Включение работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования, позволит более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда.

Посредством процесса коучинга педагоги расширяют свои знания, повышают свой КПД и совершенствуют качество жизни. Критерием эффективности коучинга является достижение цели, поставленной педагогом, и его субъективное удовлетворение.

Работа коуча ориентирована на активизацию и укрепление мотивов деятельности молодых специалистов, освоение эффективных приемов преодоления трудностей, появляющихся в ходе работы. В деятельности Амурского педагогического колледжа идея коучинга применяется в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых специалистов, консультаций по профессиональным вопросам, творческие конкурсы, разработка и презентация различных карт уроков, передача педагогического опыта от поколения к поколению.

Процедура коуч-наставничества предъявляет преподавателю следующие требования: эмпатичный и поддерживающий, быстро устанавливающий контакт и доверительные отношения, тактичный и корректный, умеющий задавать уточняющие и проясняющие (сильные) вопросы, внимательный, вдохновляющий и мотивирующий на достижения, позитивный, обеспечивающий эффективную обратную связь, терпеливый, ориентирующийся на результат, объективный, ответственный, обладающий навыком планирования и постановки целей, интуитивный, демонстрирующий коммуникативную компетентность.

Важной частью реализации плана развития молодого специалиста является помощь в подготовке уроков и методический коучинг во время воплощения их в жизнь. Педагог-наставник не только посещает уроки и анализирует их, но и, в первую очередь, помогает в составлении плана урока, следит за его выполнением на уроке, отмечает динамику молодых педагогов. Только так можно мотивировать подопечных. Методический коучинг направлен на то, чтобы наставник мог систематически помогать молодому специалисту в подготовке к урокам, чтобы он мог их проводить на более высоком профессиональном уровне и улучшать достижения студентов с помощью методик эффективного обучения. [3].

Идея методического коучинга – стимулирование процесса рефлексии и анализа урока молодым педагогом посредством правильно и грамотно поставленных вопросов. Только при наличии незамедлительной рефлексии после урока можно добиться желаемого результата в улучшении качества ведения занятия, а также повышения успеваемости студентов. [3].

Коучинг – одна из форм общения, средствами которого учебная деятельность студента обогащается и организовывается, в процессе построения и планирования совместной деятельности каждый участник процесса (и студент и преподаватель) должен четко понимать цели и задачи этой деятельности, которая помогает согласовывать все цели и задачи отдельных участников деятельности. Причем деятельность отдельных участников согласовывается с помощью такой характеристики общения как воздействие преподавателя на студента, в этом и проявляется вся сущность влияния общения на деятельность. [2, С.7].

Коучинг-сессия — это серия встреч и бесед, которые помогают будущим педагогам лучше понять свою роль и место, раскрыть свой потенциал в целях решения поставленной перед ними профессионально-личностной задачи. [2].

Использование коучинг-сессии оказывает содействие в развитии профессиональной компетентности выпускников, повышению их мастерства и общей культуры, формирует познавательную активность студенчества и новаторское отношение к внедрению актуальных форм работы на будущем месте работы, а также воспитание средствами исследовательской деятельности этических качеств личности студента позволяет ему активно повышать уровень интеллектуальных способностей.

Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитывать в молодом специалисте потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания [2].

Чтобы быть коуч-наставником, необходимо осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой, подходом к педагогической деятельности, своим видением профессии [1]. Необходимо постоянно развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в творческом, научном педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы), осуществлять межличностное общение с коллегами общеобразовательного учреждения, коллегами школ района, города (перенимать опыт педагогов и делиться собственными разработками).

Задача коуч-наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие решения.

Таким образом, использование коучинг-наставничества при подготовке студентов педагогических профессий является инновационным средством управления ресурсами в контексте роста и развития их профессионального мастерства. [1, с. 82].

 

Литература:

  1. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г., Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. / О.В Бухаркова, Горшкова Е.Г., — СПб: Речь, 2012. — 234 с
  2. Гордиенко Н.В. Коуч-наставничество как инновационный инструмент развития профессиональной культуры будущего педагога / Н В. Гордиенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 5-7.
  3. Круглова И.В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И.В. Круглова // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 1. – С. 25.
  4. Надаховская Т.А. Формирование профессиональной готовности выпускников вузов культуры и искусств к успешной педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Т.А. Надаховская, М., 2015. 182 с.

 

. . . . .