Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Вокальное пение

Дата публикации: 2023-05-17 00:01:37
Статью разместил(а):
Данилова Светлана Константиновна

Вокальное пение

Автор: Данилова Светлана Константиновна

ГБОУ "Школа № 627", Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является хоровое пение.

Ключевые слова: пение, вокал, обучение.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Хоровое коллективное пение в школе занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Коллективное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня, развитию творческого потенциала учащихся.

Коллективное вокальное пение - эффективнейшее средство воспитания эстетического вкуса, инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувство ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально - хоровую культуру. Задача руководителя – привить детям любовь к коллективному пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблевым строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

В вокальном ансамбле должна быть создана атмосфера творчества, дружбы, ответственность каждого за результаты общего дела.Такая атмосфера способствует формированию личности учащихся, помогает им поверить в свои силы, воспитывает чувство взаимопомощи, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов.

Основная задача – воспитание интереса к вокально-хоровой музыке и развитие начальных хоровых навыков у детей.

Для начального этапа работы отбираются песни, которые бы обеспечивали элементарное певческое развитие у детей. Изучаются песни различной степени сложности, разные по характеру, контрастные. В программу включаются народные песни, произведения русских и зарубежных классиков.

Певческая установка и дыхание. 

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Воспитание навыков правильного вдоха и выдоха. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Плавный и экономный выдох во время фонации. Певческая установка: положение головы, корпуса, умение правильно сидеть и стоять во время пения. Начало звука. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.Знакомство с навыками цепного дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании»).

Певческая артикуляция и дикция. 

Правильная организация артикуляционного аппарата при пении: полная свобода всех органов артикуляции; чёткая согласованность и максимальная активизация (полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба), естественно открытый рот. Развитие дикционных навыков в умеренном темпе. Гласные и согласные, их роль в пении. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансе пиано. Установление логики поэтической фразы и отдельного слова (выявление определяющих фраз, слов, слогов; логические вершины текста в сопоставлении с мелодической структурой; расстановка цезур).

Певческое звуковедение. 

Естественный, свободный звук, без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Правильное формирование и округление. Контроль и освобождение певческого аппарата. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, протяжённость отдельных звуков, пение закрытым ртом. Высокая вокальная позиция. Пение нон – легато и стаккато. Красота и естественность звучания голоса. гласных. Пение лёгким, светлым звуком, добиваясь головного звучания. Пение non legato и legato. Нюансы mf и piano. Звонкость, «полётность», ровность звука. Близкая вокальная позиция. Сочетание различных штрихов в пении (стаккато, нон легато, легато, маркато), предпочтение кантиленному звучанию, владение динамическим диапазоном.

Ансамбль и строй. 

Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение. Слитность голосов и устойчивость интонации (чистота унисона); умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Работа над унисоном и единой манерой пения. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. Умение хорошо слышать себя и соседа – певца, игра «эхо»; чередование по фразам пения вслух и «про себя»; «передача фразы» - исполнение мелодии целиком по очереди группами хора. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Лёгкие примеры а капелла. Владение навыками пения без сопровождения. Работа над чистотой интонации, интервальной и аккордовой (вертикальный строй), достижение гармонического ансамбля.

Исполнительские навыки. 

Анализ литературного текста (содержание, его тема, идея, образы). Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся. Например: строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, аккорды, лад, тональность, смена лада, форма и пр. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Выразительность и эмоциональность исполнения; нюансы от пианиссимо до форте; кульминация. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, составление двух темпов (медленный и быстрый), замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста.

Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» основана на следующих педагогических принципах: соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;

Комплексность решения задач обучения и воспитания;

Постоянство требований и систематическое повторение действий;

Гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;

Единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребёнка;

Художественная ценность исполняемых произведений;

Создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла;

Доступность музыкального материала: по содержанию, голосовым возможностям, техническим навыкам. Разнообразие: по стилю, содержанию, темпу, нюансировке, сложности.

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и  эстетическая среда  для  формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

 

Литература: 

1. Школьный хор. М., 1981.

2. Работа с хором. М.. 1964.

3. Хоровая игротека. Методическое пособие к программе «Хоровой класс». П., 2003.

4. Распевание в школьном хоре. 1-8 классы. Сост. Н. Добровольская. М., 1969.

5. Школа хорового пения. Вступительная статья В. Попова. М., 1973, вып. 1.

6. Пусть запоёт наш хор!. В помощь организатору детского хорового коллектива. Вступительная статья. М., 2001.

  

. . . . .