Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интегрированные уроки как средство развития полилингвального образования

Дата публикации: 2023-06-05 11:26:14
Статью разместил(а):
Садыкова Маргарита Салаватовна

Интегрированные уроки как средство развития полилингвального образования

Автор: Садыкова Маргарита Салаватовна

Научный руководитель: Иксанова Р.М., канд. филол. наук, доцент

БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа

 

Глобализация современного мира требует объединения человечества в едином пространстве информаций и коммуникаций, а также пополнения интеллектуального потенциала каждой страны с учетом этно- и поликультурного образования. В этих условиях Россия как полиэтническое государство обладает реальной возможностью для формирования поликультурной, полиязычной личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, а система образования является главным фактором в реализации этой важной задачи.   

В современной школе Республики Башкортостан в связи с реализацией культурного проекта «Триединство языков» важная роль должна отводиться языковым дисциплинам, поскольку интеллектуальная деятельность по производству и потреблению новых знаний и оперированию ими осуществляется именно через язык как средство познания. А процесс познания связан с овладением речевой, т.е. текстовой деятельностью, что дает основание говорить о познавательной деятельности как деятельности интеллектуально-речевой, и об интеллектуально-речевом развитии школьника в условиях полилингвизма как об актуальной проблеме.

Современное образование характеризуется многообразной инновационной деятельностью. Новые методики появляются в связи с требованием времени. Роль интегрированных уроков в преподавании английского языка является важным аспектом современного образования. Идея междисциплинарных связей существовала со времен классической педагогики, но ей не уделялось достаточного внимания. Сегодня очевидно, что новое качество образования не может быть получено с помощью устаревших методов и приемов, созвучных нашему времени. Требуются новые школьные стратегии, стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии.

Причины интереса к интеграции английского языка и других предметов заключаются в том, что таким образом у учащихся формируется целостная картина мира. Для этого их необходимо познакомить с другими предметами, которые влияют на их мышление и стратегии обучения. Интеграция английского языка с другими предметами позволяет учителям способствовать пониманию этих тем с помощью различных инструментов и методов преподавания. Роль интегрированных уроков в преподавании английского языка заключается в том, что они дают возможность объединить не только преподавание английского языка, но и других предметов на одном уроке. Это создает проблемную ситуацию и часто помогает проводить мероприятия по погружению на основе английского языка. Например, если мы подготовим урок погружения, посвященный изучению вопросов здоровья, то в дополнение к изучению английского как иностранного языка мы увидим, как работает наш организм, и поймем, почему у нас есть болезни.

Предмет «английский язык» имеет много общих тем с другими школьными дисциплинами, т.е. он как бы «полипредметен». Именно, это качество иностранного языка является базой для широкого использования опоры на другие курсы, и это заставляет преподавателей осуществлять межпредметную координацию в процессе обучения иностранному языку. Это могут быть точные и гуманитарные науки, эстетический цикл дисциплин, которые в определенных ситуациях речевого общения составят предмет для коммуникации, повод для разговора. Построение интегрированного курса изучения иностранного языка или урока отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, предусматривает различные режимы работы учащихся и их индивидуальный прогресс в иноязычной речевой деятельности, т.е. их уровень обученности и обучаемости, что создаст очень благоприятную атмосферу для применения языка как средства общения. Учитывая это, интегрированное обучение иностранному языку можно считать одним из наиболее эффективных средств мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку и реализации практической, образовательной, развивающей и воспитательной целей.

Что же такое интегрированный урок? Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интегрированные уроки становятся все более популярными в мире образования, особенно в многоязычной среде. Интегрированные уроки призваны помочь учащимся развить свои языковые и коммуникативные способности. Эти уроки предполагают объединение нескольких дисциплин, таких как язык, наука, математика и культура, в рамках одного урока. Такой тип обучения помогает учащимся лучше понять окружающий мир и свое место в нем. Интегрированные уроки очень важны для развития многоязычного образования, поскольку они побуждают учащихся изучать более одного языка и использовать их в реальном контексте. Такой подход позволяет учащимся узнать, как общаются представители разных культур и как они оценивают различные аспекты общения.

Например, при обсуждении такой научной концепции, как циркуляция крови в организме, на интегрированных уроках могут обсуждаться как англоязычные термины, такие как «vasculature», так и башкирские фразы, такие как «ҡан әйләнеше». Это помогает преодолеть культурные различия между людьми, говорящими на разных языках, обучая их эффективному использованию каждого из них в реальных разговорах или проектах.

Кроме того, интегрированные уроки помогают создать среду, в которой все учащиеся чувствуют себя комфортно, выражая свои мысли, независимо от их языковой подготовки. Таким образом, беседы становятся более содержательными, когда каждый может активно участвовать, а не чувствовать себя отверженным из-за своих языковых предпочтений или уровня владения определенным предметом.

Кроме того, интегрированные планы уроков дают возможность использовать множество способов оценки знаний учащихся, которые не всегда соответствуют традиционным требованиям; это позволяет учителям вносить индивидуальные коррективы, основываясь на том, что лучше всего подходит каждому ученику, вместо универсальных оценок, которые могут быть слишком сложными для одних учеников и слишком легкими для других.

Интегрированные планы уроков не только способствуют развитию межкультурного взаимопонимания и обеспечивают эффективные стратегии оценивания, но и помогают снизить нагрузку на учителя, поскольку преподавателям не нужен отдельный тематический материал по той или иной теме; они могут легко черпать его из разных источников, охватывая при этом весь необходимый концептуальный материал, который требуется на протяжении всего курса или раздела. Кроме того, такие подходы позволяют преподавателям лучше взаимодействовать со студентами, вовлекая их в интерактивную деятельность во время занятий, а не полагаться на лекции или другие пассивные методы обучения; это помогает поддерживать высокий уровень заинтересованности студентов, а также делает акцент на реальном применении, а не только на теории, что делает темы более значимыми и легкими для понимания в целом.

Наконец, интегрированные планы уроков предоставляют множество творческих возможностей, которые не ограничены какой-либо одной областью содержания, как это бывает с традиционными учебными планами; это обеспечивает столь необходимую гибкость, что позволяет учителям удовлетворять потребности каждого класса, не жертвуя строгостью преподавания или актуальностью для какой-либо одной группы внутри класса — то, с чем сегодня сталкиваются многие педагоги из-за нехватки ресурсов.

Очевидно, что интеграция различных предметов в единое целое может занять много времени, если все сделано правильно (не говоря уже о терпении!), но в конечном итоге это окупается улучшением результатов всех учащихся — то, на что надеется каждый педагог. По мере того, как школы все дальше отходят от разрозненных моделей учебных программ в сторону тех, которые лучше отражают современную социальную динамику в классах (и сообществах), такие подходы будут становиться все более важными инструментами, если мы хотим, чтобы наши дети действительно подготовились к успеху после окончания школы … что всегда должно быть нашей главной целью, несмотря ни на что.

Преподавание интегрированных уроков — это отличный способ для педагогов стимулировать углубленное обучение в классе, одновременно способствуя сотрудничеству между коллегами. Как учитель, я имела возможность убедиться в этом на собственном опыте. Совместно с коллегами - предметниками ГБОУ РПМГ № 2 «СМАРТ» мною были проведены интегрированные с английским языком уроки по физкультуре и ИЗО в начальном звене, а также по алгебре и геометрии в старших классах.

Интегрированный урок английского языка и физической культуры помогает привить интерес и любовь к изучению английского языка и занятиям физкультуры, расширять кругозор, развивать память и внимание, быстроту реакции.

Пример интегрированного урока по английскому языку и физической культуре «Мы - быстрые, мы - меткие» в 3 классе ГБОУ РПМГ № 2 «СМАРТ».

Подготовили: учитель английского языка Садыкова Маргарита Салаватовна и учитель физической культуры.

Цель: Привить интерес и любовь к изучению английского языка и занятиям физкультуры.

Задачи:

1. Расширять кругозор.

2. Развивать память и внимание, быстроту реакции.

3. Воспитывать чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности.

4. Повысить мотивацию к изучению английского языка и физкультуры.

Ход урока:

I. Построение. Использованные фразы на двух языках: Становись, Dress!, Ровняйся!, Attention!, Смирно!, Stand at ease!, Вольно!

Учитель физкультуры: «У нас сегодня необычное занятие».

Учитель английского: «We have an integrate action in English and in Physical Education».

Учитель физкультуры: «Мы проводим сегодня интегрированный урок по английскому языку и физической культуре, поэтому разминка сегодня пройдет на английском языке».

Также была разработана разминка на английском языке.

Учитель английского: From coast to coast – Smart School is the most!

From East to West – Smart School is the best!

From city to city – Smart School is really pretty!

From town to town – Smart School is sitting down!

II Соревновательная часть

1. Конкурс. Бег змейкой – составь слова.

Учащиеся по очереди змейкой добегают до конца зала, где находится стол, на котором располагаются карточки с английскими буквами. Участнику необходимо из букв собрать слово и вернуться обратно бегом, передав эстафету другому участнику. (School things)

2. Конкурс. Ведение баскетбольного мяча с броском до попадания – работа по карточкам с заданиями.

В этом конкурсе команды участвуют по очереди. Первый участник стартует с баскетбольным мячом, добегает до кольца и бросает его в кольцо до попадания. Затем подходит к столу и выбирает карточку с заданием. После выполнения задания участник возвращается с мячом к команде и передает эстафету.

Команды по времени раньше выполнившая задание получает 5 баллов, вторая команда – 3 балла. За каждое правильно выполненное задание по карточкам 1 балл.

3. Конкурс. Бег со скакалкой - карточки: зимний, летний спорт.

Каждый участник добегает до стола, прыгая через скакалку. На столе лежат два листа с надписями: Winter sports (зимние виды спорта) и Summer sports (летние виды спорта) и карточки с видами спорта. Участник вытягивает карточку с видом спорта и кладет её либо на листок с надписью Winter sports или на лист с надписью Summer sports.

4. Конкурс. Бег приставным шагом – карточка с заданием.

Первый участник бежит приставным шагом до контрольной стойки. Затем подходит к столу и выбирает карточку с заданием. После выполнения задания участник возвращается с мячом в руках к команде и передает эстафету.

II. Построение и подведение итогов.

Интегрированные уроки играют важную роль в развитии полилингвального образования в современной школе. В условиях глобализации и поликультурности общества, где требуется объединение различных культур и языков, данные уроки способствуют формированию полиязычной личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Они позволяют учащимся не только освоить языковые навыки, но и интегрировать их с другими предметами и дисциплинами.

Интегрированные уроки помогают развивать интеллектуально-речевые способности школьников, способствуют развитию критического мышления, аналитических навыков и умений работать с информацией из различных источников. Они создают более реалистичную и практическую среду обучения, где учащиеся могут применять свои знания и навыки на практике.

Важно отметить, что современное образование требует инноваций и новых педагогических подходов, чтобы быть эффективным и соответствовать требованиям времени. Интегрированные уроки предлагают новые школьные стратегии и педагогические технологии, позволяющие более полноценно и целостно развивать учащихся.

Таким образом, интегрированные уроки становятся важным инструментом в развитии полилингвального образования, способствуя формированию многоязычной и многокультурной личности, готовой к успешной адаптации в современном мире.

 

Литература:

1. Белоштан Е., Мартынова О. Полилингвальное образование и интегрированный подход к преподаванию иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2016 – В. 4 – С. 27-34.

2. Волкова Т.Н., Казакова Н.М. Интегрированные уроки как средство развития полилингвального образования // Язык и текст. – 2017 – В. 4 – С. 37-42.

 

. . . . .