Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование современных цифровых образовательных ресурсов в условиях цифровой реальности

Дата публикации: 2023-06-26 13:14:33
Статью разместил(а):
Сомова Наталья Юрьевна

Использование современных цифровых образовательных ресурсов в условиях цифровой реальности

Автор: Сомова Наталья Юрьевна

МКОУ "Дубенская СОШ муниципального образования Дубенский район", п. Дубна, Тульская область

 

Аннотация: Заметной тенденцией развития сферы общего образования в последние годы стало использование информационных технологий в учебном процессе. Требования к выпускникам школ постоянно расширяются. Это, в свою очередь, заставляет школы стремиться к повышению качества образовательных услуг, что недостижимо без активного использования новых информационных технологий в образовательном процессе. Расширение компьютерных сетей в учебных заведениях способствуют развитию, разработке, созданию и применению в учебном процессе новых форматов – электронных учебных пособий.

Ключевые слова: ЭОР, информатика, цифровой образовательный ресурс.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Введение.

Каждый из нас находится в новом времени. Это время инноваций и достижений наивысшего уровня. Мы становимся наблюдателями за тем, что огромный поток информации приводит к внедрению большого количества информационных технологий во все сферы жизни человека.

И важнее всего сказать, что школа — это отражение происходящего в обществе и в мире. Когда эти изменения происходят, необходимо чтобы школа менялась вместе с ней, но этого невозможно сделать, чтобы она продолжала работать в своем привычном режиме. Появление нового оборудования, электронные образовательные ресурсы, принятие ФГОС нового поколения – все это, конечно, сказывается не только на учителях, но и на обучающихся и их родителях.

Новый ФГОС направлен на единство учебной и воспитательной деятельности, направленное на достижение личностных результатов освоения программы школы, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии [1].

Одна из главных задач школьного образования – создать условия для того, чтобы формировать положительную учебную мотивацию и развивать ее у обучающихся. Необходимо найти способы и средства для формирования у обучающихся мотивации к обучению и саморазвитию, способствующих эффективной образовательной деятельности.

Для современного человека навыки применения цифровых технологий - инструмент для достижения образовательных задач и развития творческих потенциалов. В настоящее время, в учебном процессе задействованы множество форм и методов обучения, но цифровым технологиям уделяется недостаточно внимания. Это касается школ, которые находятся в "глубинке", где учителя, работающие в школе, имеют предпенсионный возраст. По все России действует проект "Российская Электронная Школа" (РЭШ), но зачастую задания, находящиеся на данном ресурсе, не всегда подходят учителям.

Все инструменты обучения должны ориентироваться на интересы обучающегося. Главный источник информации — это интернет, на втором месте является книга, объединим эти два источника, получаем электронное учебное пособие, которое является средством взаимодействия преподавателя и обучающегося. Нужно заметить, что использование электронных пособий имеет некоторые преимущества. Такая форма обучения у большинства ребят вызывает повышение степени мотивации, а также возрастает интерес к процессу обучения. В них могут быть использованы разнообразные источники информации: текстовые документы, web-сайты, видео- и аудиоматериалы, мультимедийные презентации, контрольно-измерительные материалы, созданные в самых различных компьютерных программах.

На сегодняшний день выявлена закономерность: при комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание материала повышается в два раза, а если человек вовлекается в активные действия в процессе изучения, то процент усвоения материала повышается до 80%. Следовательно, разработка электронного учебного пособия по той или иной дисциплине создает хороший базис для самоподготовки обучающихся. Что в свою очередь не маловажно для знаний и умений, которые получит обучающийся после изучения электронного учебного пособия [2].

При перечислении информационно-методических условий реализации примерной основной образовательной программы образования сказано, что образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться [3]. В связи с этим сложно переоценить преимущества интерактивных учебных пособий.

Внедрение в образовательный процесс электронных пособий позволяет активизировать учебную деятельность и повысить результативность процесса обучения в целом, способствует развитию самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности школьников, повышению их познавательного интереса.

С этой целью мною было разработано электронное учебное пособие «Подготовка к ОГЭ по информатике» на языке программирования Lazarus.

Задачи разработки:

1. Провести анализ учебной литературы по курсу "Разработка программ на основе объектно-ориентированное программирование (ООП)".

2. Изучить возможности среды объектно-ориентированного программирования Lazarus для создания электронных учебников.

3. Разработать и апробировать электронное учебное пособие «Подготовка к ОГЭ по информатике».

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ литературы по проблемам проекта; обобщение педагогического и программно-технического опыта, статистическая обработка данных, сравнительный эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в реализации электронного учебного пособия «Подготовка к ОГЭ по информатике» на языке программирования Lazarus, включающего в себя теоретические сведения по заданиям ОГЭ, задания с решением в формате видеоурока, задания для самостоятельного решения и тестовой части для самопроверки.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации электронного пособия «Подготовка к ОГЭ по информатике» на языке программирования Lazarus, которая может быть использована обучающимися основного и среднего образования и студентами высшего профессионального образования, как для самостоятельного изучения, так и для обучения с преподавателем.

Данное учебное пособие апробируется 2 года в МКОУ "Дубенская СОШ", в п. Дубна Тульская области для подготовки 9 классов к государственной итоговой аттестации по информатики. Компьютерный класс укомплектован всем необходимым оборудованием, для проведения данного исследования. Каждый учащийся работал за персональным ноутбуком у которого был доступ в сеть Интернет. Дети отмечают важность теоретического материала и видеоразбора, что позволяет с легкостью повторить материал, который прошли ранее.

Заключение.

В результате моей разработки были созданы дидактические материалы электронного учебного пособия по информатике «Подготовка к ОГЭ по информатике». ЭУП содержит в себе текстовые, иллюстративные, тестовые и видео материалы. Проанализирован, отобран и структурирован учебный материал по предмету информатика за курс основной школы, на основе чего реализовано интерактивное учебное пособие для обучающихся 9-х классов. Учебное пособие внедрено в образовательный процесс и апробировано с учащимися МКОУ Дубенская СОШ.

Эффективность внедренного пособия проверяли с помощью тестового контроля знаний. В результате статистической обработки данных была выявлена положительная динамика результативности. Результативность итогового тестирования в 1.7 раз выше, значения результативности вводного теста.

Такой метод обучения положительно сказался на результатах сдачи ОГЭ в 2023 году школьников. А также позволил самостоятельно изучать материал в том режиме, в котором комфортно ученику.

Таким образом, мы можем заключить, что внедренное ЭУП активизировало учебную деятельность и повысило результативность процесса обучения в целом. Интерактивное учебное пособие, разработанное в процессе исследования, может быть использовано учителями информатики, для подготовки детей к государственной итоговой аттестации.

 

Список литературы:

1. Саликов Д.А. Роль интерактивных учебных пособий в обучении школьников в условиях введения ФГОС второго поколения // Педагогическое образование в России. – 2014 №8. –С. 257-260.

2. Апарин А.В. Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий : Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2006 199 с. РГБ ОД, 61:06-13/2507.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

4. Ильина М.А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс] // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2012 № 3.

5. Алексеев Г.В., Бриденко И.И. Основы разработки электронных учебных изданий. 2-е изд. – СПб.: Лань, 2016 – 144 с.

 

. . . . .