Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Готовим родителей будущих первоклассников к школе

Дата публикации: 2023-06-28 14:46:51
Статью разместил(а):
Благодетелева Анна Владимировна

Готовим родителей будущих первоклассников к школе

Автор: Благодетелева Анна Владимировна

ГБОУ города Москвы "Школа № 2075"

 

Все родители мечтают, чтобы их ребенок хорошо учился в школе. Процесс превращения детсадовца в ученика очень сложный. Для того чтобы помочь своему ребенку, очень важно понимать, чему его нужно научить перед школой.

 К будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности, от уровня развития которой напрямую зависит успешность обучения в школе.

Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы. Готовность ребенка к школе включает хорошо развитые речевые навыки. Среди школьников, имеющих сложности в обучении, часто встречаются дети с различными нарушениями речи. Именно отсюда растут корни таких проблем как дисграфия и дислексия.

Важными аспектами при подготовке к школе являются:

- правильное произношение всех звуков

- сформированность фонематического слуха и восприятия

- сформированный грамматический строй речи

- хорошо развитые навыки словообразования

- хорошо развитая связная речь

- большой словарный запас

- сформированность графомоторных навыков.

1. Звукопроизносительная сторона речи. 

Ребенок при поступлении в первый класс должен владеть правильным, четким произношением всех звуков. Нарушение звукопроизношения могут сказаться на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

2. Сформированность фонематического слуха и восприятия.

Фонематический слух – это способность слышать и различать звуки родного языка. При поступлении в 1 класс ребенок при нормативном развитии на слух может различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие. В случае, если ребенок затрудняется при воспроизведении слов и слоговых цепочек, необходимо провести работу по данному направлению, иначе даже при нарушении различения одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника могут встречаться специфические ошибки.

4. Сформированность грамматического строя речи. 

Под сформированностью грамматического строя речи понимается умение:

‒ измененять слова по родам, числам, падежам, временам;

‒ образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новых слов от других частей речи;

‒ составлять предложения различных синтаксических конструкций;

‒ уметь работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки.

В случае нарушения сформированности грамматического строя речи у ребенка могут отмечаться ошибки в устной и письменной речи, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений.

5. Хорошо развитая связная речь.

При поступлении в первый класс ребенок умеет:

‒ пересказывать сказки, рассказы;

‒ составлять описательные рассказы о предметах, явлениях природы;

‒ составлять рассказы по серии сюжетных картин, из личного опыта, творческие рассказы.

Хорошо развитая связная речь – залог успешного обучения в школе по всем предметам гуманитарного цикла.

В семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для его речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению словарного запаса.

Для того чтобы родители могли грамотно помочь своему ребенку, мы проводим викторину для родителей «Здравствуй, первый класс!»

Викторина для родителей «Здравствуй, первый класс!» (вариант 1)

1. Чем отличаются буквы от звуков?

2. Дайте характеристику звуку  [Г] 

3. Где находится звук [Р]  в названиях картинок: в начале,  в середине или в конце? Закрасьте нужный квадратик.

4. Каким цветом обозначаем гласные звуки, твёрдые согласные, мягкие согласные?

5. Какие звуки всегда твёрдые?

6. Какие звуки всегда мягкие?

7. Разделите слова на слоги, напишите их количество. 

М У Х А                       З А Б О Р      

Р Ы Б А                        Р А К Е Т А

 А Н Я                      С Т Р Е К О З А

О К Н О                     С Т А К А Н

 Л У Ч                             С Л О Н

8. Составьте схему предложения. Папа читает интересную книгу.

9. Напишите, что такое антонимы и синонимы?

10. Подберите и напишите родственные слова к слову.  Ц В Е Т   –

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО

Викторина для родителей «Здравствуй, первый класс!» (вариант 2)

1. Чем отличаются буквы от звуков?

2. Где находится звук [Ш] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Закрасьте нужный квадратик.

3. Подчеркните нужным цветом все  буквы в предложении (буквы, обозначающие гласные звуки – красным цветом, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).

Лисёнок выглядывает из-за ели.

4. Укажите сколько слов в этом предложении. Составьте схему предложения.

5. Напишите, сколько звуков в слове? Ё л о ч к а

6. Разделите слова на слоги, напишите их количество.  

 М У|Х А                          П О Л Я Н А 

М О Р Е                            С О С Н А

 А Н Я                          К О Н Ф Е Т А

 С О Н                                    У Х О

 Л У Ч                                  В О Л К

7. Поставьте ударение в словах:

Ш А П К А          Р У Ч К А                 С Т А К А Н

У Т К А               Г И Т А Р А              К О Л Е С О

М О Л О Т О К      М А Т Р Ё Ш К А        В А Л Е Н К И   

8. Вставьте в слова пропущенные буквы:

Ж…РАФ,    С…БАКА,     В…ЛЧАТА,     Ц…РК,    Ж…РДОЧКА,    К…РОВА

9. Что такое прописная буква, а что такое строчная?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Анкета для родителей:

«Здравствуй, первый класс!»        

1. Считаете ли Вы, что Ваш ребёнок сможет самостоятельно выполнять домашние задания в 1 классе?

2. Кто будет помогать, Вашему ребёнку, выполнять задания?

3. Как должно быть оборудовано рабочее место для  выполнения домашних заданий  ребёнком?

4. Как Вы считаете, достаточен ли объём знаний у Вашего ребёнка для поступления в 1 класс?

5. Какие разделы у Вас вызывают опасения: развитие речи, звукопроизношение, математика, физическое воспитание, артикуляционная моторика, мелкая моторика?

 

. . . . .