Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие функциональной грамотности и гибких навыков в обучении английскому языку

Дата публикации: 2023-07-13 16:47:07
Статью разместил(а):
Яркова Ерчаник Валентиновна

Развитие функциональной грамотности и гибких навыков в обучении английскому языку 

Автор: Яркова Ерчаник Валентиновна 

ГБОУ "Гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируется особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку, приводятся примеры заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся. 

Ключевые слова: функциональная грамотность, основная школа, английский язык. 

 

На занятиях по английскому языку, как и на остальных предметах, развивается умение обучающихся эффективно использовать полученные знания на практике в различных ситуациях жизни. Учителя часто сталкиваются с разными трудностями, когда работают с текстами на практике. Нередко у обучающихся возникают проблемы с выделением ключевых слов и определением главной идеи текста, и, как результат, с выбором подходящего заголовка. Они также не умеют анализировать диаграммы и интерпретировать информацию, представленную в таблицах, то есть не в состоянии применить свои знания и умения из одной области в другую.

В результате при выполнении заданий раздела «Чтение» (на экзаменах и тестах), где проверяются навыки понимания основного содержания текста, установление связей между его структурными элементами и точное и полное понимание прочитанного, студенты совершают множество ошибок. Следовательно, результаты экзаменов показывают, что выпускники школы обладают недостаточным уровнем грамотности в чтении, что впоследствии может негативно сказаться на их дальнейшем образовании, работе и социальных связях. 

Учитывая сказанное, мы можем заметить имеющиеся противоречия: 

- между требованиями к подготовке выпускника школы и реальной практикой обучения; 

- между потребностью общества в граждане с высоким уровнем грамотности и недостаточным уровнем грамотности выпускников. 

Исходя из этих противоречий, мы можем выделить следующую проблему: как организовать уроки английского языка таким образом, чтобы ученики развивали функциональную грамотность. 

Существует несколько способов достижения функциональной грамотности в процессе изучения английского языка. Однако, учитывая важность заинтересованности учащихся, мы применяем современные педагогические технологии и методы на уроках работы с текстом, которые делают занятия интересными и повышают мотивацию учащихся: 

- технология развития критического мышления через чтение и письмо; 

- метод проектов; 

- личностно-ориентированное обучение (технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества); 

- информационно-коммуникационная технология. 

В данной статье рассмотривается возможность использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в 9-м классе по учебнику Spotlight. Технология развития критического мышления через чтение и письмо, разработанная Чарльзом Темплом, Джинни Стилом и Куртом Меридитом, представляет собой систему, которая развивает навыки работы с информацией при чтении: выявление причинно-следственных связей, отбор важной информации, структурирование текста. Игровые элементы, групповая работа и частая смена активностей всегда привлекают учащихся. Основой этой технологии является коммуникативно-деятельностный подход, который предусматривает интерактивный формат занятий и совместное решение проблем. Разнообразные методы технологии развивают умение предсказывать информацию, творчески её интерпретировать и задавать вопросы. 

Основные стадии технологии РКМЧП и их задачи

Инициация (Возбуждение. Стимуляция) 

Цели: Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению новой информации и, в результате, постановка собственных целей учащихся. 

Техники и методы: 

- Ассоциативная цепочка. 

- Рассказ по ключевым терминам. 

- Кластеры. 

- Найти, записать и перевести предложения с определенными словами. 

- Найти пары: слово и его определение. 

- Подобрать антонимы или синонимы к словам. 

- Объяснить слово или фразу без перевода. 

- Записать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д. 

- Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру. 

- Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте. 

- Составить предложения с определенными словами, чтобы ясно было их значение. 

- Частичный перевод предложения, где учащимся нужно перевести на английский только одно слово, данное в скобках. 

- Прочитать заглавие и сказать, о чем будет идти речь в данном тексте. 

- Understanding the Content (Понимание содержания)

Цели: Получение новой информации. Прямая работа с текстом. Корректировка целей. 

Техники и методы: 

- Активное чтение (отметки с использованием символов +, -, ?). 

- "Широкие" и "тонкие" вопросы. 

- "Рыбий скелет" - метод структурирования текста. 

- Изучить текст, разбить его на смысловые части и придумать заголовки для каждой из них. 

- Изучить текст и выделить основные темы повествования. Изучить текст, отметить (записать) места, раскрывающие различные аспекты проблемы. 

- Изучить текст и найти в каждой части по одному предложению, передающему главную мысль этой части. 

- Изучить текст и перечислить вопросы, рассматриваемые в нем. 

- Изучить текст и упорядочить пункты плана в соответствии с логикой повествования. 

- Изучить текст и передать его основную идею несколькими предложениями. 

- Определить, какие утверждения соответствуют содержанию текста. 

- Найти (прочитать, записать) основные факты текста. 

- Расположить следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеровать их по порядку. 

Self-reflection (Самоанализ) 

Цели: Получение новой информации. Прямая работа с текстом. Корректировка целей. 

Техники и методы: 

- Журнал бортового дневника. 

- Синквейн (формула стихотворение). 

- Сигнальные карточки. 

На этом этапе также возможны творческие задания: 

1. Представить поведение персонажей в измененных обстоятельствах, например, спустя несколько лет, или задать вопрос, что бы произошло с героями, если бы что-то не случилось. 

2. Пересказать текст от лица различных персонажей. 

3. Предложить описание иллюстрации к тексту, не рисуя ее, а просто описывая, что там будет. 

4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться с ними. 

5. Написать рекламный буклет для места из текста или учреждения. 

6. Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить вступлением. 

7. Дать совет герою (героине). 

Кластер (кисть винограда) - связка, скопление. "Кластер" - графический метод организации материала, позволяющий систематизировать мысли и расположить их в определенном порядке. Вокруг ключевого слова располагаются тематически связанные слова, а каждое новое слово становится центром, вызывающим дальнейшие ассоциации. Кластер полезен при введении новой лексики и систематизации материала по определенному принципу, а также служит основой для создания монологических высказываний. 

Графическая техника "фишбоун" (метод Исикавы) наглядно демонстрирует процесс анализа проблемы путем выявления причин и следствий. При работе в парах или группах учащиеся визуализируют связи между причинами и следствиями и оценивают данное явление. Голова рыбы представляет проблему, верхние "кости" скелета - причины данной проблемы, нижние "кости" - факты, подтверждающие их существование, а хвост служит для обобщения и выводов. 

Упражнения, описанные выше, используемые для работы с иностранными текстами, способствуют расширению словарного запаса, пониманию значений незнакомых слов из контекста, закреплению различных грамматических аспектов и улучшению навыков устной речи. 

Следует отметить, что не всегда все три этапа могут быть выполнены на одном уроке, и это зависит от выбранного текста и плана работы учителя. В серии учебников Spotlight, начиная с 6-го класса, предлагаются книги для чтения, к каждой главе которых разработаны упражнения, соответствующие каждому этапу данной методики. Работа с этими произведениями занимает всю учебную сессию. Однако в этой серии также представлены так называемые "несплошные" тексты. Это реклама в СМИ, ценники на продукты, этикетки на товары, инструкции к товарам, различные рекламные материалы, буклеты, библиотечные объявления, блоги, документы, удостоверяющие личность и другие.

Авторы учебника предлагают такие тексты, учитывая возрастные особенности учащихся, их актуальность и наличие новой (для данного возраста) интересной информации. Работа с такими текстами формирует способность решать стандартные задачи в различных сферах жизни: чтение и понимание объявлений, рекламы, афиш, заполнение бланков (миграционных карт, анкет и т. д.), написание писем и электронных писем и т.д. На основе этих текстов разработаны учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности в чтении. 

Задачи данного упражнения: 

1. Развитие умений ознакомительного чтения. 

2. Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста (с переносом на личный опыт). 

Предложенные упражнения для учащихся: 

- Составить кластер "Вызов экстренных служб". 

- Выписать ключевые слова. 

- Составить список вопросов к тексту. 

- Дать совет туристу, что делать, в случае если он стал свидетелем какой-либо чрезвычайной ситуации. 

- Рассказать о подобных службах в России (создать постер). 

- Составить и разыграть диалог. 

Для описания графиков и таблиц учащимся предлагается следующая опорная лексика: 

Виды диаграмм, графиков: столбчатая диаграмма/график, круговая диаграмма, диаграмма, блок-схема, линейный график. 

Глаголы: возрастать, увеличиваться, расти, подниматься до, оставаться стабильным, сохранять один уровень, снижаться, уменьшаться, падать, уменьшать. 

Прилагательные: драматический, быстрый, огромный, значительный, маленький, массовый, существенный, значительный, резкий, постепенный, крутой, умеренный. 

Наречия: быстро, сильно, драматически, существенно, незначительно, заметно, резко, устойчиво. 

Фразы, используемые в начале описания: Давайте посмотрим на этот график/диаграмму... 

Если вы посмотрите на этот график/диаграмму, вы поймете ... 

Цветной сегмент/сегменты представляет/представляют ... 

Синие сегменты показывают ..., а зеленые ... 

Диаграмма представляет данные, показывающие ... 

Диаграмма ясно указывает на то, что. 

Примерное описание данного графика: Этот график показывает, что такое электронный мусор. Синие сегменты относятся к электрическому мусору, а зеленые - к электронному мусору. Из этого графика ясно, что количество электрического и электронного мусора одинаково. Электрический мусор происходит от бытовых приборов, таких как стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, кофеварки, тостеры, утюги и т. д. (30%), а холодильники составляют 20% электрического мусора, в то время как мониторы, телевизоры, компьютеры, телефоны и различные виды проигрывателей составляют электронный мусор.  

Далее учащимся можно предложить выписать ключевые слова по теме. После прочтения текста и заполнения пропусков учащиеся определяют главную мысль каждого абзаца и подбирают к ним заголовки (один заголовок лишний). 

Далее учащимся предлагается закончить предложения о своём городе: 

1. Some people live in ...

2. The majority of people live in ...

3. The worst kind of housing is ...

4. Probably the worst problem with housing is ...

5. Another difficult problem is ...

6. The most urgent thing to do is ...

Учителя, работающие в старших классах, могут использовать упражнения данного пособия в зависимости от темы и задач урока, а также давать некоторые материалы пособия для самостоятельной работы отдельным учащимся. 

Если проанализировать ошибки, допускаемые участниками экзамена при выполнении экзаменационных заданий раздела «Чтение», можно выявить причины данных ошибок, а именно: непонимание смысла высказывания, неумение выделять общие и отличительные характеристики, неправильная интерпретация текста и, конечно же, ограниченный словарный запас учащихся. Именно технология развития критического мышления предлагает упражнения, которые помогут решить эти проблемы. 

Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей. Не все из нас имеют возможность общаться с носителями языка (хотя в век высоких технологий это тоже не такая уж большая проблема), но читать могут все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, адекватно оценивать ситуацию и находить верные решения. Чтение формирует качества социально значимой личности.  

 

Список литературы:

1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. МИРОС, 2002. 

2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Английский язык. Книга для учителя. 9 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций – 4-е изд.– М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. 

3. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по иностранным языкам.

 

. . . . .