Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Семья в помощь укрепления здоровья ребёнка: закаливание и оздоровительный бег

Дата публикации: 2023-07-25 09:05:19
Статью разместил(а):
Садовский Юрий Викторович

Семья в помощь укрепления здоровья ребёнка: закаливание и оздоровительный бег

Автор: Садовский Юрий Викторович

ГБОУ "Школа № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Статья посвящена вопросу здоровьесбережения обучающихся начальной школы.

Ключевые слова: помощь семьи, закаливание, бег.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Задача учителя физической культуры – не делать из ребят спортсменов, а обучать их необходимым жизненным навыкам и умениям, воспитывать их, учить сохранять и заботиться о своем здоровье. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. И на это есть веские причины – высокий уровень их заболеваемости.

В статье «Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы» Брянцева Любовь Владимировна, врач-педиатр, информирует, что среди функциональных расстройств «лидируют» нарушения системы кровообращения (25%), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17%). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (14%). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков, значительно (на 20-25%) ниже, чем у их сверстников 90-х годов.

Бороться или предотвратить многое из вышеперечисленного помогут закаливание и бег. Поскольку длительный бег всегда сопряжен с закаливанием организма (ведь температура и влажность воздуха меняются в зависимости от времени года и капризов погоды), хотелось бы поделиться опытом.

Летом спустя некоторое время после бега и выполнения упражнений полезно искупаться или принять душ. С наступлением осени становится прохладнее, приближаются ночные заморозки, понижается температура воды. Впереди поздняя осень и начало зимы с резкими изменениями температуры воздуха, влажности, ветрами, дождем и снегом – самое время продолжать закаливание, а тем, кто ещё не приступал к закаливающим процедурам, начать их. Дело в том, что организму ребенка обычно легче приспособиться к неблагоприятным погодным условиям, испытывая влияние постепенно понижающейся температуры окружающего воздуха и воды, повышенной влажности, ветра, осадков.

Предлагаемый простой комплекс закаливания доступен при любых бытовых условиях. Несмотря на кажущуюся примитивность, он обязательно поможет снизить заболеваемость ребенка на 60-70 %. Организм человека начинает замерзать и согреваться со стоп. Это объясняется тем, что сосуды ног в первую очередь реагируют на температурный фактор, сужаясь от холода и расширяясь от тепла. Затем они рефлекторно влияют на изменение тонуса всех сосудов тела. Поэтому «температурная гимнастика» сосудов стоп является ключом закаливания. Воспользуемся этим для главной утренней процедуры – ежедневных ножных ванн с холодной водой. После принятия ножной ванны стопы следует насухо вытереть, сильно растереть полотенцем. Хорошее закаливающее мероприятие – «раскутывание» (детей, часто болеющих, обычно слишком тепло одевают). Осуществлять это надо постепенно, но решительно.

Для закаливания стоп можно использовать комбинированное воздействие: хождение босиком, водная гигиеническая, а затем закаливающая процедура; начинать ходить босиком рекомендуется при температуре пола не ниже 18°. Сначала дети ходят в носках (3-5 дней), а потом без них. В первые 5-7 дней ходить босиком следует не больше 3-4 минут. Затем продолжительность хождения удлиняют на 1 минуту в день и доводят до15-20 минут. После хождения босиком в гигиенических и закаливающих целях проводится мытьё ног (начальную температуру воды 37-36° постепенно снижают через день на 1° и доводят до 20°).

Ещё, для тренировки к длительным влияниям охлаждения закалённым детям рекомендуется после обливания ноги не вытирать, а дать им высохнуть.

С понятием закаливания связывают обычно реакцию приспособления организма к охлаждающему воздействию внешних факторов с целью сохранить постоянной температуру внутренней среды. Это постоянство достигается равновесием между теплообразованием и теплоотдачей. Теплообразование осуществляется за счёт постоянно протекающих в организме сложных химических реакций обмена веществ. В состоянии покоя теплообразование минимальное, при физической работе оно возрастает. У детей уровень теплообразования выше, чем у взрослых. Теплоотдача осуществляется поверхностью кожи и слизистых.

Поскольку температура кожи относительно постоянна, интенсивность потери тепла организмом человека главным образом зависит от изменения внешних условий – температуры, влажности, скорости движения воздуха. Теплоотдача – это физический путь теплорегуляции, осуществляющийся рефлекторно.

У детей в силу ряда обстоятельств теплопотери выше, чем у взрослых. Кожные покровы детей вследствие морфологических особенностей строения обладают меньшими, чем у взрослых, теплоизоляционными свойствами. Кожа ребёнка богато снабжена широко разветвленной сетью капилляров, поэтому имеет более высокую температуру нагрева. Она отличается большей влажностью.

Всё это объясняет более высокие теплопотери у детей. Это обстоятельство, а также недостаточная функциональная готовность сложного теплорегуляционного аппарата к обеспечению состояния теплового комфорта в системе взаимодействия с внешней средой обуславливают большую чувствительность детей к охлаждению.

Далее – закаливание физическими упражнениями. Поскольку тема данной статьи это оздоровительный бег, скажу об одежде и обуви для беговых тренировок. Чтобы бег содействовал закаливанию, очень важно правильно подобрать одежду. Летом для этого нужен тонкий трикотажный костюм или спортивная майка и трусы, а в солнечные и жаркие дни – еще и светлая шапочка с козырьком. Зимой одежда подобна лыжной: свитер, тренировочный костюм или брюки и куртка из не продуваемой ткани, шапочка и перчатки. Весной и осенью хорошо бы поверх костюма надеть ветровку. Лучшая обувь для оздоровительного бега – кроссовки. При этом обувь, используемая для летних тренировок, должна быть больше обычного на полразмера, а для зимних – на целый размер. Еще один нужный совет – не следует шнуровать кроссовки в 2-3 верхних пистонах (чтобы не стеснять голеностопный сустав).

О профилактике простуды во время осенней тренировки: при резком понижении температуры воздуха в начале пробежки нужно бежать медленнее обычного и дышать не глубоко. Только после хорошего разогрева простуда, как правило, не грозит бегуну. Наиболее уязвимым для простуды организм становится в момент активного остывания, так как остро чувствуется прикосновение холодной и влажной одежды, заметно любое дуновение ветерка, увеличивается чувствительность к холоду. Делаем несколько физических упражнений на восстановление дыхания и идём в теплое помещение.

Среди всех оздоровительных упражнений длительный бег стабильно занимает особое положение. Многолетняя, теперь уже хорошо изученная практика показала, что диапазон воздействия бега на организм человека очень широк. Длительная, легко регулируемая нагрузка прекрасно тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Одновременно совершенствуется опорно-связочный и мышечный аппарат. Обратите внимание на фигуры бегунов. Прекрасное сложение, ничего лишнего! И это ещё одно достоинство бега.

Бег с его ударными нагрузками на суставы, мышцы и позвоночник прекрасно лечит остеохондрозы и другие суставные заболевания, которые в настоящее время значительно «помолодели». Возникающая при беге «тряска» активизирует обменные процессы и уменьшает застойные явления в организме. Отмечу и очень сильное психотерапевтическое влияние бега: уходят беспокойство, нервная усталость, внутреннее напряжение. И все эти блага в сочетании с простотой, доступностью, минимальными затратами на экипировку! Детский организм давно понял пользу такого способа передвижения и вовсю пользуется им, начиная бегать едва ли не раньше, чем ходить, постепенно совершенствуя свои навыки.

Давайте же, используя эту естественную тягу детей к движению, выйдем всей семьёй на тропу здоровья!

Дошкольники могут пробегать небольшие расстояния на скорость.

Как же проводить бег на скорость? Выберите ровную, плотно утрамбованную дорожку шириной 1-1,5метра. Обозначьте линии старта и финиша на расстоянии 30 метров друг от друга. В 7-8 метрах от линии финиша поставьте хорошо видимый ориентир, например флажок. Когда дистанция готова, можно приступать к заданию. Ребёнку предложите по команде «Марш!» добежать до флажка, не снижая скорости. Секундомер выключают в тот момент, когда он пересекает линию финиша.

Чтобы определить, достаточно ли ребёнок ловок, можно предложить ему пробежать 30 метров так называемым челночным бегом, когда ребёнок три раза без остановки преодолевает отрезок 10 метров, делая два поворота. Сравнивая время, которое он затратил на преодоление 30 метров обычным «гладким» бегом и бегом челночным, судят о развитии у него ловкости. Чем меньше разница во времени, тем выше уровень развития этого качества. Дети могут работать в паре, помогая друг другу, страхуя друг друга, и, в то же время, оценивая действия друг друга. Они не только являются исполнителями, они выполняют и контролирующие функции.

Бег со средней скоростью, трусцой, а также подскоки – хорошее средство развития общей выносливости и повышения функциональных возможностей организма. Особенно большую популярность завоевал медленный бег. Скорость при таком беге не должна превышать 1,4-1,8 м/с и бежать надо ритмично, не ускоряя и не замедляя движения. Длительность бега зависит от возраста, индивидуальных способностей и, конечно же, от подготовленности ребёнка.

Мои рекомендации не могут всего предусмотреть, и потому воспринимайте их критически. Дистанции бега следует проложить так по технике безопасности, чтобы они не соприкасались с транспортными магистралями и проездами. Если все же приходится использовать территории жилого массива, маршрут следует прокладывать по внутренним тротуарам, опоясывающим микрорайон и не пересекающим улицы и проезды. Взрослые должны постоянно осматривать всю дистанцию, чтобы на ней не было открытых люков, опасных строительных и дорожных работ. Желательно подобрать несколько дистанций разной длины: 200, 300-500 и 1000-2000 метров. При недостатке места можно варьировать дистанцию повторением разного числа одного и того же круга (дистанцию предварительно промерить рулеткой или шагомером, определив длину бегового шага).

Для придания занятиям эмоциональной привлекательности можно создать небольшой круг друзей. Необходима и моральная подготовка. Все должны знать, что первые 10-15 занятий всегда приходится заставлять себя пробегать начальные один-два километра, мешает привычная лень, инерция малоподвижного образа жизни.

Сколько людей бросили занятия  только из-за того, что посчитали бег не интересным. А ведь при умелом использовании психорегуляции можно превратить все упражнения в увлекательнейшие. Например, во время бега старайтесь обращать внимание на приятные ощущения и даже вызывать их. В крайне общей и упрощенной форме эти ощущения напоминают чувство полёта или свободного, упругого и радостного движения. Можно научиться произвольно вызывать эти ощущения, сосредоточивая внимание на них, запоминая и даже внушая их себе.      

С появлением небольшой тренированности бег постепенно станет приносить удовольствие, а затем возникнет и необходимость в нём.

Если беговая группа разновозрастная и неоднородна по физическим возможностям, все бегуны, выбирая скорость и продолжительность бега, должны исходить из своего самочувствия, не выходить из «зоны комфорта», не торопиться и при необходимости чередовать бег трусцой и ходьбой. Через какое-то время, индивидуальное для каждого, ноги побегут сами, но торопить их не надо!

Совместный бег лучше проводить на небольших круговых дистанциях, просматривающихся всеми бегунами. Это создает ощущение коллективной работы, хотя все бегут в силу своих возможностей. Многим в период втягивания в занятия мешают болезненные ощущения в мышечном опорно-связочном аппарате. Если осваивать нагрузки постепенно и, что особенно важно, заниматься регулярно, без пропусков, то все болевые ощущения и неудобства скоро пройдут. Желательно, чтобы дистанция проходила по разному грунту. Если это невозможно и кроме асфальта ничего нет, нужно набраться терпения, ибо в этих условиях подготовка опорного аппарата длится дольше.

Бег – естественное движение человека, поэтому если бегун держит туловище прямо, что в значительной мере зависит от положения головы (не наклонять вперед и не откидывать назад), приземляется на всю стопу перекатом на носок и складывает толчковую ногу движением колена вперед-вверх, значит, техника бега правильная. Необходимо, чтобы движения ног сочетались со свободной и размашистой работой рук. Существуют различные варианты игр с использованием равномерного бега. Если родителям детей не удается организовать группу единомышленников, они сами могут составить своему ребенку компанию и реализовать на практике эти советы. Не надо стесняться, если ведущим в семейной группе будет ребёнок, иногда стоит и подыграть ему. Лидирующие дети очень ответственно относятся к занятиям.

И в заключение мне хотелось бы сказать следующее. Какой бы современной ни была медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. И поэтому, с раннего возраста нужно научить детей вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

Список литературы:

1. Агаджанова С. Закаливание организма дошкольника / С. Агаджанова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 125 c.

2. Анохина И.А. Закаливание организма ребёнка в ДОУ и семье: Практическое пособие / Анохина. - М.: АРКТИ, 2010. - 182 c.

3. Анохина И.А. Закаливание организма ребёнка в ДОУ и семье. - М.: АРКТИ, 2010. - 842 c.

4. Голубева Л.Г. Закаливание дошкольника / Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина. - М.: Просвещение, 2007. - 828 c.

5. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в школьных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2015. - 112 с.

6. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.-216 с.

7. Герасимова Т.В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. - № 10. - 27 с.

8. Евдокимов В.И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2007. - № 2. - 72 с.

9. Пермякова Е.А. Закаливание ребёнка. - М.: Учитель, 2018. - 200 c.

 

. . . . .