Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование математики в туризме

Дата публикации: 2023-08-03 13:37:09
Статью разместил(а):
Былинская Ирина Анатольевна

Использование математики в туризме

Автор: Былинская Ирина Анатольевна

ГАПОУ Ростовской области «Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»

 

Туризм – путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха.

Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

На первый взгляд математика и туризм далеки друг от друга.

Математика нужна для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера (терпения, трудолюбия). Ещё одной важнейшей причиной нужды человечества в математике является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т.п., а с другой стороны – развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т.д.).

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономи­ки, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным ка­тализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на раз­витие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Туризм – одно из перспективных направлений отечествен­ной экономики. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом фак­торов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим коли­чеством персонала) фирмы.

Приведем примеры использования математики в сфере туризма на примере расчета стоимости тура и дохода от его реализации.

Определение экономической эффективности туристского продукта предполагает расчет следующих экономических показателей:

– суммы реализации турпродукта;

– прямые и переменные затраты на производство турпродукта;

– маржинальный доход от реализации турпродукта;

– постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию турпродукта;

– валовой прибыли;

– налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

– чистой прибыли фирмы от реализации турпродукта.

Процесс определения экономической эффективности турпродукта включает в себя три основных этапа:

расчет себестоимости турпродукта;

расчет цены турпродукта и дохода от его реализации;

оценку экономической эффективности турпродукта.

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 года,  № 210.

При формировании тура разрабатывается программа обслуживания туристов, в которой четко определяется количество ночевок в гостиницах. Большое влияние на цену, предлагаемую гостиницей за проживание, оказывает ее классность и месторасположение.

Стоимость проживания за весь тур находится путем умножения стоимости проживания за одни сутки на количество ночевок по формуле:

Rпр.т. = Rпр.с. × Nноч.,   (1)

Rпр.т. = 650×1= 650 руб.,

где Rпр.с – стоимость проживания в сутки;

Nноч. – количество ночевок в гостинице.

При организации питания туристов могут применяться системы питания: полный пансион (завтрак, обед, ужин), полупансион (завтрак и обед или обед и ужин), только завтрак. Например, в туре предусмотрено 2-х разовое питание:

1-ый день – обед (250 руб.), ужин (200 руб.);

2-ой день – завтрак (200 руб.), обед (350 руб.).

Таким образом, стоимость питания одного туриста определяется по следующей формуле:

Rпит. = Rпит. 1 + Rпит. 2,   (2)

Rпит. = 250 + 200 + 200 + 350 = 1000 руб.

Стоимость перевозки зависит от вида используемого транспорта и условий его предоставления. Стоимость транспортного обслуживания  определяет транспортное предприятие на основании заключенного договора.

Предположим, в туре используется автобус, взятый по договору между турфирмой и автотранспортным предприятием на автотранспортное обслуживание. Стоимость арендной платы – покилометровая.

Стоимость транспортной  услуги за весь тур, определяется стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды по формуле:

Rпер. = Rар. / Nтур.,    (3)

где Rар. – стоимость аренды автобуса (полная);

Nтур. – количество туристов в группе.

Таким образом, рассчитываем стоимость перевозки на 1-го туриста:

Rпер. = 16000 / 40 = 400 руб.

В стоимость тура обязательно входит оплата экскурсионных услуг туристской фирмы, которая составляет, например, 14600 руб. на группу туристов – 40 чел.

Стоимость экскурсий в расчете на одного туриста определяется по формуле:

Rэкск.1 = Rар. / Nтур.,    (4)   

Rэкск.1 = 14600/40 = 365 руб.,

где Rар. – стоимость экскурсии (полная);

Nтур. – количество туристов в группе.

Расходы на руководителя группы определяются по формуле:

Rр.гр. = (Rпр.р.г. + Rпит.р.г. + Rком.р.г. + Rстр.) / Nтур.,     (5)

Rр.гр. = (650+1000+1000+20) / 40 = 67 руб.,

где Rпр.р.г. – затраты на проживание руководителя группы;

Rпит.р.г. – затраты на питание руководителя группы;

Rком.р.г. – затраты на оплату работы руководителя группы;

Rстр. – затраты на оплату страховки руководителя группы;

Nтур. – количество туристов в группе.

Посещение экскурсий и культурно-досуговых мероприятий для руководителя группы принимающая туристская фирма организует бесплатно.

Таким образом, на основании затрат на туристское обслуживание рассчитаем себестоимость тура на одного туриста путем суммирования всех стоимостей, отнесенных на одного туриста по формуле:

Sт. = Rпр. +Rпит. +Rпер. + Rэкс.+ Rр.г. + Rстр. + Rинт.пр.,      (6)

Sт. = 1000 +1000 +400 +365 +67 +20  +250 = 3102 руб.

Определение цены тура и доходов от его реализации.  В условиях рыночных отношений сильным регулятором цен является сам рынок, где цена определяется в результате сочетания спроса и предложения. Для упрощения расчета цены разрабатываемого туристского маршрута пользуются методом «затраты плюс прибыль». Окончательное решение по установлению цены на конкретный тур принимает руководство фирмы.

В этом случае цена туристской путевки для конкретного покупателя данного тура будет определяться по формуле:

Ц1 = Sогр. + (Sогр. × Крент.),    (7)

Ц1 = 3102 + (3102 × 20%) = 3722.4 руб./чел.

где Ц1 – цена турпутевки для конкретного покупателя;

Sогр. – себестоимость (ограниченная) данной турпутевки для фирмы;

Крент. – установленный процент рентабельности.

В практике экономических расчетов устанавливают 15-20%-ный коэффициент рентабельности.

Зная цену тура и его себестоимость, можно рассчитать маржинальный доход туристской фирмы. Маржинальный доход – это величина, выражающая разницу между ценой турпутевки и ее себестоимостью.

Маржинальный доход от продажи одной путевки находится по формуле:

Мтур. = Цпр.1 – Sогр.1,     (8)    

Мтур. = 3722.4− 3102 = 620.4 руб./чел.

Для расчета совокупного маржинального дохода, получаемого фирмой за весь тур, необходимо определиться с расчетной численностью группы.

В группе 40  человек, следовательно маржинальный доход от группы  24816 руб.

Турфирма часть маржинального дохода от каждого тура направляет на оплату постоянных издержек фирмы и эта часть, при расчете данного тура составляет 35 % от полученных доходов.

Величина постоянных издержек определяется по формуле:

Rп.тур. = Мтур.× 35% / 100,     (9)

где Rп.тур. – постоянные издержки, приходящиеся на данный тур;

Мтур. – маржинальный доход тура.

Rп.тур. = 24816 × 35% / 100 = 8685.6 руб.

Величина валовой прибыли рассчитывается по формуле:

Пв.тур. = Мтур.  – Rп.тур.,      (10)

Пв.тур. = 24816 – 8685.6 = 16130.4 руб.

где Пв.тур. – валовая прибыль данного тура;

Мтур. – маржинальный доход данного тура;

Rп.тур. – постоянные издержки фирмы, приходящиеся на данный тур.

Показатель рентабельности турпродукта определяется как отношение маржинального дохода с одного тура к себестоимости тура:

Рпр. = М1 / S × 100 %,       (11)

Рпр. =  24816 / 124080 × 100 % = 20%

По результатам проведенных расчетов делаются выводы: предлагаемый тур целесообразен, внедрение которого принесет турфирме позитивные результаты: доход, полученный от проведения тура, популяризация туристского центра, расширение видов деятельности и другое.

Таким образом, некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях.

Математика и туризм имеют между собой «особые отношения». Математика, царица всех наук, дает нам пищу для ума. Туризм – радость духу.

 

Список источников:

1. ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».

2. Козлова Ю. Математика на туристической тропе. Математика. – 2015. – №16.

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2017. – С. 76-82.  

 

. . . . .