Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие эмоционально-ценностного отношения к предмету

Дата публикации: 2023-09-01 15:12:30
Статью разместил(а):
Алферова Наталья Александровна

Развитие эмоционально-ценностного отношения к предмету

Автор: Алферова Наталья Александровна

МОУ "Хадактинская ООШ", с. Хадакта, Забайкальский край

 

В педагогической и психологической литературе высказывается мысль, что главная функция учителя – это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке.

Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать  у школьников приятное ощущение новизны познаваемого. Для этого учителю необходимо вести проблемно-эмоциональное преподавание, что невозможно без привлечения дополнительной, не имеющейся в учебнике, информации. Это трудно, но с избытком оправдывает себя.

Приведем примеры.

В 9 классе урок, на котором рассматривается вопрос о падающих телах, начинается с рассказа о том, как люди, наблюдая за скоростью падения различных тел, столкнулись с весьма загадочными явлениями. Вот например, (от ветра) оторвалось яблоко и быстро упало на землю. А почему листья с той же высоты падают довольно медленно? Можно подумать, что различие в их скорости обусловлено разницей в их массе: тяжелые тела достигают земли гораздо быстрее, чем легкие. Отсюда можно сделать вывод: скорость падения тел зависит от их массы. Этот умозрительный вывод был подкреплен в свое время авторитетом великого древнегреческого мыслителя Аристотеля. Авторитет его был так велик, что около  2000 лет никому и в голову не приходило проверить это. Первым усомнился в этом Г. Галилей, который на многочисленных опытах убедился, что небольшая ружейная пуля и тяжелое пушечное ядро падают с одинаковой скоростью. Когда он рассказал об этом своим коллегам и ученикам, многие из них, воспитанные в духе идей Аристотеля, отказались его слушать и даже подняли на смех. И Галилею пришлось подняться со своими ядрами на верх знаменитой Пизанской «падающей» башни, чтобы одновременно опустить и тяжелое ядро и легкую пулю. Можно себе представить атмосферу этого исторического события, когда присутствующие убедились, что тяжелые и легкие тела одновременно падают на землю.

Но перед учеными возникла новая проблема: «Почему так происходит? Как это объяснить?» Может быть, причина в наличии воздуха? Нет: ведь оба тела – и ядро, и пуля – двигались в воздухе, а наблюдая падение в безвоздушной среде, исследователи нашли, что скорость тел и в этом случае одинакова. Вот что пишет о найденной Галилеем замечательной закономерности лауреат Нобелевской премии Е. Вигнер: «Удивительной же ее следует считать по двум причинам. Во-первых, удивительно, что эта закономерность наблюдается не только в Пизе и не только во времена Галилея, но и в любом другом месте земного шара: она была и будет верной всегда … Вторая удивительная особенность … состоит в том, что она не зависит от многих условий, от которых в принципе могла бы зависеть. Закономерность наблюдается безотносительно к тому, идет ли дождь или нет, проводится ли эксперимент в закрытой комнате или камень бросают с Пизанской «падающей» башни, и кто бросает – мужчина или женщина».

После такого рассказа о падении тел учитель переходит к рассмотрению ускорения свободного падения и далее к истинной причине его постоянства, которая раскрывается позже при изученни закона всемирного тяготения.

При изученни учебного материала о движении жидкости по трубам и законе Бернулли для создания эмоционально-проблемной ситуации можно привести такую интересную историю.

«Пленника бросили посреди небольшой круглой комнаты. Здесь вершил суд сам великий визирь. Сухо прошелестел его голос: "Аллах дарует тебе жизнь, - визирь увидел, как вздрогнул пленник, - если отгадаешь великую загадку древних". Он показал на плоскую чашу, подвешенную на цепях. Стоит открыть отверстие в дне чаши, и из нее потечет вода. Каждый миг вытекает одно и то же количество воды. Отчего же сужается струйка, удаляясь от чаши? Твое время - пока течет вода. С последней каплей падет и твоя голова.

Как быстро течет вода. Стража уже обнажила острые изогнутые сабли. Трудно решать на волоске от гибели. Но голос пленника не дрогнул. Он успел назвать причину сужения струи».

«Что же ответил пленник? Как вышел из такого трудного положения?» После обсуждения ответов учащихся можно приступать к изложению темы урока, из которой ученики и получают ответ: «Чем ближе к земле, тем быстрее движутся отдельные  частицы воды. Поэтому, поскольку количество воды, протекающее через любое поперечное сечение в единицу времени, одинаково, струя сужается».

На уроке в 9 классе, при изучении движения тела под действием силы тяжести, когда начальная скорость направлена горизонтально, учитель может напомнить ученикам один из эпизодов  знакомой им сказки Гаршина «Лягушка – путешественница»:

Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше»

Учеников 9 класса привлечет и заставит задуматься отрывок из рассказа Бианки «Музыкант», прекрасно иллюстрирующий важный вывод урока – всякое колеблющееся тело звучит: «Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозою дерево, из него торчат длинные щепки, а под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой медведь, потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала и в воздухе раздалось: «Дзинь» … - как струна пропела … Замолк звук, медведь опять за свое: оттянул щепку и отпустил …»

При изучении третьего закона Ньютона можно рассказать, как один из героев повести Беляева «Звезда КЭЦ», попав на маленькую планету, обнаруживает действие третьего закона Ньютона в чистом виде: «Я начал раздеваться. И вдруг почувствовал, что физический закон – «сила действия равна силе противодействия» обнаруживается здесь в чистом виде, не затемненный земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек превращаются в реактивные приборы. Я отбросил костюм, говоря по земному  –  вниз, а сам оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил».

Для определения глубины знаний семиклассников по теме «Инерция» можно обсудить с ними отрывок из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок»: «В одиннадцатом часу вечера молочные братья, кренясь под тяжестью двух больших гирь шли по направлению к конторе по заготовке рогов и копыт. Паниковский нес свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя. … здоровяк Балаганов держал гирю на плече. Иногда Паниковский никак не мог повернуть за угол, потому что гиря по инерции продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление».

Интересным приемом при опросе является привлечение отрывков из произведений художественной литературы.

Отрывок из рассказа Б.В. Житкова «Под водой». Лейтенант, командовавший подводной лодкой, при входе в порт легкомысленно принял решение поднырнуть под пароход, стоявший по курсу лодки. «… Но в это время сразу же ход лодки замедлился. Все пошатнулись вперед. Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него взглянул.

- Сели на мель? Так ведь? – спросил он лейтенанта.

Рули были поставлены на подьем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что тут в порту глинистое, липкое дно, понял, что лодка своим брюхом влипла в эту вязкую жижу».

Вопрос учащимся: почему лодка не могла всплыть? Всегда ли на тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила? (После обсуждения можно поставить соответствующий опыт).

К.Г. Паустовский, эпизод из повести «Кара-Бугаз». «… Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе – серную кислоту».

Вопрос: почему кок не смог искупаться в заливе Кара-Бугаз?

Л.Н. Толстой, строки из рассказа «Лед, пар и вода». «… В холодной воде легче плавать, чем в теплой. А в горячей воде и дерево тонет». Почему в горячей воде дерево может утонуть?

После изучения законов равноускоренного движения ученики с интересом воспринимают отрывок из повести К.Э. Циолковского «Вне Земли». Им можно предложить определить ускорение ракеты и проверить, правильно ли названа автором скорость в конце десятой секунды: «Они видели, как ракета сорвалась и устремилась в наклонном положении в пространство … Она быстро удалялась … В это же время она поднималась выше и выше. Через 10 секунд она была от зрителей на расстоянии 5 км и двигалась со скоростью 1000 м/с».

Еще один пример: с помощью формул, установленных для свободного падения тел, интересно определить ускорение силы тяжести на других планетах. Герой повести Беляева «Звезда КЭЦ»  утверждает,  что подпрыгнув  на метр, он опустился через двадцать две секунды. Чему же равно ускорение свободного падения на этой планете?

Качество и эффективность урока во многом зависят от эмоционального климата во время занятий. Многие современные ученые – педагоги основным признаком хорошего урока считают возможность детей жить  в классе интересной, содержательной жизнью. А для этого уроки должны отличаться яркой эстетическо-эмоциональной воспитательной целеустремленностью, духом исканий, творчеством учителя и творчеством учащихся, обеспечивающих единство воспитания и обучения.

Одно из требований к технике проведения урока можно сформулировать так: урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

Учитель создает эмоциональный настрой, располагающий учеников к работе. Достигается это тем, что умело, интересно ведется урок, рассуждения учителя логичны и понятны, он спокоен, уверен в себе и с большим уважением относится к ученикам.

Интересен прием, заключающийся в том, чтобы с точки зрения физики оценить научную достоверность и правильность описания в литературе  тех или иных физических явлений. Соответствующие примеры можно найти в «Занимательной физике» Я.И. Перельмана, сборника «Из школы во вселенную».

В литературе нередко встречаются ошибочные толкования отдельных понятий, неверная терминология. Такой прискорбный факт можно использовать, однако, в учебных целях для повышения познавательной активности школьников, развивая их способности критически воспринимать информацию, получаемую из разных источников.

Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеется научная ошибка, неточность. Тогда перед учениками ставится более сложная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление.

В романе М. Шолохова «Поднятая целина» есть такой эпизод: дед Щукарь объелся телятиной, у него разболелся живот. Чтобы вылечить деда, лекарка поставила ему на живот разогретую махотку (глиняный горшок). «Ой, живот мне порвет! Ой, родненькие, ослобоните! – закричал дед Щукарь». Но попытки оторвать махотку оказались тщетными. Тогда Давыдов взял скалку и стукнул ею по дну махотки, «она рассыпалась, и воздух со свистом рванул из под черепков».

Почему не удалось снять горшок и пришлось его расколоть? Верно ли (разумеется с точки зрения физики) описано поведение воздуха после того, как разбили махотку?

Из романа А. Беляева «Человек – амфибия»: «Ихтиандр опускался все глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений … Он погружался все медленнее. Вода становилась плотнее, она уже давила на него, дышать становилось все труднее. Здесь стояли густые зелёно-серые сумерки».

Действительно ли давление на глубине определяется увеличением плотности воды?

В нравственном и эстетическом воспитании на уроке большое значение имеет создание эмоционального настроя учащихся. Он начинается с взволнованного  неравнодушия учителя к своему предмету. Следствием этого будут яркие, эмоциональные описания фактов, глубокий их анализ, своевременное обращение к личному опыту учащихся и практической жизни, использование на уроке произведений искусства в высокохудожественном исполнении и т.д.

«Где только возможно, изучение должно стать переживанием», - писал А. Эйнштейн. Именно сопереживание изучаемому на уроке, приведет к эмоционально – чувственной воспитанности учащихся, которая и определяет отношение человека к знаниям, их приобретению, поиску.

Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Вспомним Л.Д. Ландау: «Грош цена вашей физике, - говорил он, - если она застилает для вас все остальное, шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в нее не верю … Любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности … Физик не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик».

При объяснении  агрегатного состояния вещества можно прочитать следующие строчки О. Туманяна:

В небе темно. И никто не заметил

В сумраке ночи природы красу …

День наступает  - внезапен и светел

Нам открывает цветы и росу.

Психологически важно и интересно показать учащимся яркую иллюстрацию проявления законов гидродинамики в стихотворении М.Ю. Лермонтова:

Терек воет дик и злобен

Меж утесистых громад.

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И приветливо ласкаясь

Морю Каспию журчит.

При изучении скорости света, я всегда читаю на уроке стихотворение В. Луговского «Звезда»:

Звезда, звезда, холодная звезда.

К сосновым иглам ты все ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь.

Твой дальний мир, крылатый мир огня

Где ядра атомов сплавляются от жара.

Что ж ты глядишь так льдисто на меня

Песчинку на коре земного шара?

Быть может ты погибла в этот миг

Иль может быть тебя давно уж нету

И дряхлый свет твой, как седой старик

На ощупь нашу узнает планету 

Иль в дивной мощи длится жизнь твоя?

Я тень песчинки пред твоей судьбою.

Но тем, что вижу я, но тем что знаю я,

Но тем что мыслю я,

Я властен над тобою.

На уроках изучения следствий специальной теории относительности хорошо сочетается с учебным материалом следующее стихотворения нашего земляка Г. Головатого «Будет»:

И будет двадцать первый век.

Семидесятый год.

Я выжу: входит человек

В фотонный звездолет.

И мчится в бесконечной мгле –

И ни друзья, ни мать

На быстровременной Земле

Его не смогут ждать.

Любимой он сказал: «Не жди …

Люби кого-нибудь …».

Нет войн, и все же проводить

Пришлось  в последний путь…

В полете год и два пройдет

(а на Земле века) …

И что там сним произойдет –

Не знаю я пока.

Я слышу тихое: «Прости», -

Как будто за вину.

Сейчас он к звездам улетит –

Страшней, чем на войну.

Оставшимся его не ждать,

Хоть сердцем будут с ним…

И лишь праправнукам узнать,

вернется ль он живым.

Хорошую базу для проблемно-эмоционального изложения учебного материала содержат высказывания самих исследователей природы, в которых понятно и часто очень выразительно изложены  все основные достоинства открытий.

Формируется устойчивый познавательный интерес не сразу и разными средствами. Одним из них является занимательность. Прежде всего элементы занимательности вызывают богатое своими последствиями чувство удивления. Таковыми могут быть новизна, необычность, странность, противоречивость прежним представлениям, неожиданность и т.д. А роль эмоций в процессе познания очевидна.

Занимательность в учебном процессе является опорой эмоциональной памяти, своеобразной разрядкой напряжения на уроке, средством переключения эмоций, внимания, мыслей. Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как, и с какой целью целесообразно привлечь средства занимательности для достижения конкретных целей на уроке.

Положительную эмоциональную атмосферу, подготавливающую восприятие, обеспечивает любой правильно поставленный опыт или другое средство наглядности. 

На уроке в 7 классе по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление» продолжаем формировать у школьников понятие атмосферного давления, полученного на уроках прироведения и географии. После выявления имеющихся знаний и, опираясь на них, рассматриваем ряд характерных физических явлений.

В пустой длинный цилиндр на деревянной палочке опускаем смоченную спиртом горящую ватку. Быстро ее вытягиваем и закрываем цилиндр не очень круто сваренным очищенным от скорлупы яйцом – оно втягивается в цилиндр.

Берем два одинаковых стакана.  В один ставим небольшую зажженную  свечку, предварительно насыпав  на дно песка. Вырезаем в листе бумаги отверстие диаметром 2-3 см, слегка смачиваем лист водой и накрываем им стакан с горящей свечой. Перевертываем другой стакан вверх дном и ставим на первый. Когда свеча погаснет и стаканы остынут, поднимаем верхний стакан, вместе с ним подымается и нижий.

Обсуждаем с учениками увиденное и ставим задачу выяснить причину этих, на первый взгляд, разных явлений. Так привлекается внимание учащихся к уже, как им кажется, хорошо известному понятию – атмосферному давлению. При его закреплении можно предложить учащимся подумать, что произойдет, если закрытую пробкой колбу с воздухом поставить под колпак насоса и выкачать воздух. Ребята сначала ставят прогноз ожидаемого явления, потом ставят опыт и проверяют гипотезу.

Опыт показывает, что продуманное использование на уроке биографических сведений о таких разносторонних ученых создает особый эмоциональный настрой класса, заставляет не только восхищаться и удивляться, но и воспринимать исключительное трудолюбие, трудовой подвиг таких людей.

Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. На первой стадии  - удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффективного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. Этот интерес быстро гаснет и исчезает при изменении ситуации на уроке. Но учитель не должен пренебрегать этой первой возможностью вызвать ростки интереса к учению.

Важно отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого можно сопоставлять  неожиданные факты, обнаруживать противоречия, вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины.

С целью формирования у учащихся понимания языка физической науки, выяснения его специфики, развития речи учащихся полезно применять на уроке сравнение научного и художественного видения окружающего мира. Выделить основные черты языка физики (его отвлеченность, обобщенность, кодирование информации в виде физических формул) помогает сравнение описаний одного и того же явления учеными и поэтами или писателями.

Можно дать определение понятию занимательности, исходя из первоначального смысла слова «занимательный», которое толкуется как способность занять, привлечь внимание, заинтересовать. Занимательность - это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся чувство удивления, обострить внимание. Вместе с тем занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства, ученика способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.

Занимательный материал, приводимый учителем на уроке, должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются рассказы – загадки, задачи – шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками.

Использование занимательности требует минимума временной затраты, но должно внести яркий, эмоциональный момент в урок. Как показывает опыт, разумнее привести на уроке один – два примера, чем перечислять ряд интересных и эффективных фактов, которые своей многочисленностью не только не решат поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план.

Занимательность может служить эмоциональной основой для запоминания наиболее трудных  вопросов изучаемого материала

Все вышесказанное приводит к выводу: «интересное учение» как качество обучения, определяется  особенностями содержания предмета, проявляется в комплексе методических приемов, способствующих созданию положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач урока.

 

Литература:

1. Физика в школе 1990 № 3 с. 25.

2. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.

 

. . . . .