Совместное чтение как семейная традиция
Совместное чтение как семейная традиция
Авторы: Петрова Юлия Юрьевна
и Ербягина Евгения Владимировна
МБОУ «Копьевская ССОШ», с. Копьево
Аннотация: В статье поднимается вопрос о воспитании маленького читателя, дает рекомендации родителям, как формировать у дошкольников и школьников интерес к слушанию книг, чтению и выбора какую литературу читать и как организовать семейное чтение.
Ключевые слова: домашняя библиотека, типы литературных произведений, мир книги, эмоциональный настрой, семейное чтение.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Несомненно, на протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей и не поспорить с тем, что чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. Все мы выросли на сказках нашего великого русского поэта А.С. Пушкина. Добрые и справедливые герои из произведений С.В. Михалкова. Проявления заботы к «братьям нашим меньшим» из рассказов В.В. Бианки. Большой вклад на мировоззрение ребенка оказывает великая классика: «Братья Карамазовы», «Судьба человека», «Евгений Онегин» и многое другое.
С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения к сожалению отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным телепередачам, а также современным гаджетам. На сегодняшний день создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры, игрушки и электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков. Именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. Ничто не заменит обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. Именно литературные герои учат нас смотреть на ситуации со стороны и узнавать себя.
Однако практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь, несомненно, важно все: что читать, с кем, когда и как.
На ряду с упразднением цензуры с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезная, никчемная литература. Когда мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно, и ведь совсем не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И, конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания.
Как правильно организовать семейное чтение? Когда ребенок маленький, мы читаем, и рассказывает сказки на ночь. Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – в школу ходит! А в другое время родители ему книжек не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию.
Как же читать книги, чтобы заинтересовать ребенка? Когда малыш ещё не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Только делать это нужно не торопливо, внятным и выразительным голосом – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. После прочтения книги обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Читая ребенку, следует задавать ему вопросы, помогая устанавливать связь между его миром и миром книги.
Важно побуждать и ребенка задавать вопросы, поддерживая его интерес к сюжету произведения и его персонажам. Для каждого возраста существуют свои рекомендации по продолжительности чтения. Здесь главный критерий один – чтение не должно вызывать скуку или утомление. Чтение или рассказывание литературного произведения лучше воспринимается ребенком тогда, когда для этого созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребенка на встречу с книгой, определенное время в режиме дня, отведенное для чтения, желание взрослых не только читать, но и обсуждать с ребенком прочитанное.
Ни дня без книги – это должно стать руководством к действию. Ведь детская литература - это не просто развлечение для ребенка, книга является источником информации, лучшим средством формирования интеллектуальной, эмоциональной и нравственной культуры ребенка. И в этой связи именно семейное чтение формирует интерес ребенка к книге и является важной составляющей духовного обогащения семьи.
Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:
- во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;
- во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;
- в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту и конечно же все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.
И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе колоссальный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Все убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.
Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения.
Список литературы:
1. Анализ художественного произведения. Воюшина М.П. «Начальная школа», 1989, № 55.
2. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб. Гиршман М. М Пособие. М.: Высш. Шк., 1991.-160 с.
3. Виды работы над текстом на уроках чтения. Козырева А.С. «Начальная школа», 1990.
4. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. Кубасова О.В. «Начальная школа»,1991.