Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение игровых технологий обучения на уроках "Инженерная графика"

Дата публикации: 2023-09-23 10:03:10
Статью разместил(а):
Колтовская Антонина Александровна

Применение игровых технологий обучения на уроках "Инженерная графика"

Автор: Колтовская Антонина Александровна

ГБПОУ Воронежской области "Аннинский аграрно-промышленный техникум"

 

Аннотация: Статья посвящена применению игровых технологий на занятиях по дисциплине "Инженерная графика". В статье отражается основная цель технологии игрового обучения - повышение мотивации к изучению дисциплины, развитие познавательной активности студентов.

Ключевые слова: игровые технологии, графическая деятельность, игровое обучение.

 

Раз человек учится играть в свое удовольствие, почему бы ему не научиться думать в свое удовольствие? Гилберт Честертон.

Дисциплина «Инженерная графика» является одной из основных для специальностей технического профиля, ведь невозможно представить инженера, мастера или квалифицированного рабочего без умения читать чертежи, точно и чётко излагать свои мысли при помощи графической информации.

В процессе изучения обучающиеся овладевают технологическими приемами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности. 

Основной формой организации процесса обучения инженерной графике в техникуме является урок. Он дает преподавателю возможность на практике реализовать современные подходы. Каждый из этих подходов требует особой подготовки, как со стороны педагога, так и обучающихся. Одни методики требуют строгого соблюдения правил, как например проблемный и программированный подходы, а в игровом возможна различного рода импровизация и отклонение от основного «сценария». В педагогической практике мною широко используются игры и различные творческие занятия. 

Такие занятия вызывают у обучающихся больший интерес к обучению.

В многочисленных трудах ученых Выготского, Ушинского, Сухомлинского и Шмакова игра выступает как источник духовного развития учащихся, как вид развивающейся деятельности, как форма освоения социального опыта. 

В настоящее время благотворное влияние игры на обучение уже никто не будет отрицать. При использовании игровых технологий на уроках инженерной графики необходимо соблюдение следующих условий: 

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 

2) доступность для обучающихся данного возраста; 

3) умеренность в использовании игр на уроках. 

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 

1) ролевые игры на уроке; 

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; 

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных групп одной параллели. 

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 

2) игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности обучающихся. 

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это объясняется тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию, с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций на уроках инженерной графики. 

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: 

1) Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. 

2) Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. 

3) Мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. 

4) Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить. 

5) Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно. 

6) Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата). 

7) Нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный. 

8) В обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата. 

В конечном итоге, следует отметить, что современные подходы имеют большое значение в организации процесса обучения, но, несмотря на это имеются также и некоторые недостатки, устранение которых может значительно улучшить его качество, а также стать хорошей помощью для преподавателя в реализации современных подходов к организации процесса обучения.

Я считаю, что уникальность игровой технологии обучения состоит в том, что её можно с успехом применять и в организации внеклассной работы по дисциплинам общепрофессионального профиля.

 

. . . . .