Методы обучения как инструмент достижения личностных результатов учащимися
Методы обучения как инструмент достижения личностных результатов учащимися
Автор: Яковлева Юлия Валерьевна
МАОУ “Лицей № 131”, г. Казань
Аннотация: Методы обучения, применяемые на уроке учителем, ведут ученика к познанию учебной информации, раскрывая свою сущность, как основной инструмент взаимосвязи деятельности учителя и ученика, направленной на решение комплексных задач на уроках и во внеурочной деятельности, что играет важную роль в формировании личностных результатов у обучающихся.
Ключевые слова: деятельность ученика и учителя, эффективность обучения, личностные результаты, методы обучения.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Личностное развитие учащегося может быть достигнуто тогда, когда у обучающегося сформирован интерес к знаниям, есть стремление познать сущность происходящих вокруг явлений, присутствует осознанность в важности их практического значения. И конечно, методы учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности играют очень важную роль в этом интересном познании окружающего мира. Метод обучения определяется как способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
С одной стороны методы обучения выступают в роли способов всех основных видов деятельности на уроке, с другой стороны в качестве средства формирования этих видов деятельности для всестороннего развития социально-адаптированной личности. В ходе учебной деятельности учителю необходимо на регулярной основе отслеживать динамику процесса формирования личностных результатов обучения, которые в свою очередь определяются возрастными особенностями ученика. Личностные результаты представляют собой формирование в процессе обучения готовности и способности обучающегося к саморазвитию, осознанному выбору своей дальнейшей траектории. В связи с этим является необходимым классифицировать методы обучения.
При изучении предметов естественно-научного цикла на эффективность обучения огромное влияние оказывают экспериментальные методы, требующие определенных действий по организации, контроля и самоконтроля. Экспериментальная деятельность учащегося на уроке позволяет в ходе эксперимента достичь взаимопонимания, развить умение вести конструктивный диалог и сотрудничать для достижения общих результатов, формируя при этом нравственные ценности и осознанность в своих действиях. Личностная культура учащегося подразумевает и способность к самостоятельным поступкам и действиям, и принятие ответственности за результаты своей деятельности. В совершенствовании экспериментального метода активное участие принимает проектная деятельность учащихся, позволяющая сформировать естественно-научную грамотность учащегося. Важной составляющей в этом вопросе является изучение и принятие учащимися накопленного опыта научных исследований в историческом развитии науки.
Используя знания опыта предыдущих поколений, реализовать экспериментальную деятельность, например в форме индивидуального проекта, приобретая опыт самостоятельной познавательной и творческой деятельности, становится для ученика особенно интересным.
Можно выделить также и неэкспериментальные методы обучения. К ним относятся: наблюдение, анализ происходящих явлений. Речь идет о научном методе изучения природы, используя который были сделаны великие открытия во многих науках. Неэкспериментальные методы обучения подразумевают совместную деятельность учителя и ученика, так как анализ наблюдаемых явлений происходит посредством беседы учителя с учениками. В результате неэкспериментальные методы в своем продолжении сводятся к экспериментальным, так как анализ явления часто подразумевает необходимость получения количественной характеристики наблюдаемого явления, а значит проведения эксперимента, сопоставления полученного результата с результатами других экспериментов, его объяснения итд.
Среди методов обучения можно выделить метод проблемного или проблемно-поискового обучения. Создание проблемной ситуации или проблемное изложение материала перед учащимися в учебном процессе приводит ученика к необходимости прилагать усилия для осознания и преодоления трудностей. Таким образом происходит формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Среди приемов создания проблемных ситуаций на уроке можно выделить следующие приемы: постановка проблемных ситуаций, задач, опытов, физических фокусов, формирование учебных гипотез, доказательств, логических рассуждений итд.
Применение исследовательского метода обучения позволяет ученику поставить перед собой проблему и самостоятельно найти пути ее решения при создании учителем соответствующих условий для творческой деятельности учащегося. При этом исследовательский метод сочетает в себе выбор рациональных приемов деятельности самим учеником, приемы применения алгоритмов решения определенных типов задач, составления плана решения.
Методы обучения, используемые на уроке, состоят из приемов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Именно сочетание приемов в определенной последовательности на уроке образует определенный метод обучения, позволяющий сформировать личностные результаты у каждого ученика и на каждом уроке.
Литература:
1. Браверман Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. М.: Ассоциация учителей физики, 2003.
2. Кунаш М.А. Достижение личностных результатов учащимися на уроках физики. – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
4. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике. М.: Владос, 2007.
5. Вараксина Е.И., В.В. Майер В.В. Учебные проекты по школьному физическому эксперименту 7 класс. М.: Флинта, Наука, 2017.
6. Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. - М.: Школа-Пресс, 2000.