Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Наука и творчество: опыт создания и деятельности кружка исторической реконструкции

Дата публикации: 2023-10-06 02:20:03
Статью разместил(а):
Анохин Василий Владимирович

Наука и творчество: опыт создания и деятельности кружка исторической реконструкции в образовательном учреждении

Автор: Анохин Василий Владимирович

МБУ ДО ДДЮТЭ, г. Находка

 

Аннотация: В эпоху возрастающей «виртуализации» человеческой культуры всё большее значение будет приобретать поддержание и развитие направлений обучения, сохраняющих способность детей к творчеству, сознательному ручному труду. Историческую реконструкцию можно считать творчеством, основанным на историческом наследии. Опираясь на собственный опыт работы, автор статьи приводит возможные направления деятельности объединения дополнительного образования, занимающегося исторической реконструкцией. Материал может быть полезен при составлении образовательных программ, планировании внеурочной деятельности.

 

Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Ставит перед собой как научные цели (используя метод научного эксперимента), так и образовательные (более глубокое изучение исследуемого вопроса).

Люди окружают свою жизнь множеством вещей, предметов, сооружений. Этот комплекс, созданный как человеческими руками, так и его воображением, образует  сложную систему, которая называется «культурой». Способность создавать материальную культуру характерна для человечества во все века его существования. Но именно благодаря этой способности различные поколения людей так не похожи друг на друга: человек постоянно что-то меняет в своей жизни, что-то развивает, а что-то теряет. И все эти приобретения и потери передаются последующим поколениям.

В конце XX века человечество наконец-то начало понимать последствия культурных утрат. Это привело к осознанию ценности не только отдельной национальной культуры, но и культур всех народов мира. Одновременно во всем мире наблюдается рост интереса к науке, к прошлому человеческой культуры.

Историческая реконструкция позволяет удовлетворить познавательную жажду, причем не только в строгих рамках науки, но и в своего рода «игровом процессе», что особенно важно, когда речь идет о воспитании и обучении подрастающего поколения. Таким образом, особенно в свете интереса к истории, ярко проявляющегося в обществе в последние годы, деятельность, посвященная реконструкции и «живой истории», представляется достаточно актуальной. Реализовать эту деятельность можно в различных детских объединениях: кружках дополнительного образования, классах общеобразовательных учреждений (в рамках внеурочной работы), и даже в группах дошкольного образования.

Занятия в объединении, воспроизводящем объекты материальной культуры прошлого, позволят школьникам реализовать свой интерес к историческому наследию, выработать навыки анализа и интерпретации исторических источников, критически обрабатывать имеющуюся информацию. Прикладная деятельность в виде создания различных реплик и моделей предметов прошлого способствует формированию трудовых умений, равно как и участие в исторических мероприятиях способствует более глубокому пониманию исторических реалий.

Автор статьи неоднократно применял метод исторической реконструкции в своей проектной истории и педагогической работе: реконструировал древние жилища и технологии (проекты «Палеодеревня», «Мир мастеров»), объекты военной истории (проекты «Пограничная площадь», «Солдатская землянка»), дома и интерьеры конца 19 – начал 20 века (проекты «Переселенцы», «Сельский клуб «Палеодеревня»). Однако, как правило, эти проекты создавали лишь экспозиционные пространства и объекты.  Вызывая интерес у посетителей (школьников, туристов, краеведов), эти объекты служили  лишь для показа богатства исторического наследия края. Заинтересованный посетитель мог в лучшем случае продолжить самостоятельное изучение темы. Создать что-то самому на практике – просто негде.

Реконструкторское направление в городе представлено в основном в рамках реализации краеведческой программы «Прим-Поиск», в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий. Некоторые элементы такой работы используются педагогами «Арт-Центра» (реконструкции национальных костюмов). В истории Находки по каким-то причинам не было прецедентов создания постоянных объединений (клубов), полностью посвященных исторической реконструкции. Хотя известно, что в столице края, Владивостоке, существует до десятка коллективов, объединенных интересом к различным направлениям исторической реконструкции.

Между тем, направление «исторической реконструкции» имеет огромный педагогический потенциал, и внедрение в образовательный процесс деятельности, основанной на реализации этого направления, неизбежно привлечёт внимание и к истории и  краеведению благодаря своей визуальной новизне и необычности. Рассмотрим несколько моментов, которые могут помочь педагогу в создании объединения по исторической реконструкции, или по внедрению такой деятельности в программу работы уже имеющегося объединения творческой или краеведческой направленности.

Основной целевой аудиторией объединения, где может проводиться такая работа, могут быть школьники 5-х-8-х классов: возраст  наибольшей любознательности, исследовательской активности, поиска.

В образовательную программу по освоению мастерства, направленного на создание исторических реконструкций, обязательно должна входить теоретическая часть:  серия уроков, лекций, бесед, а также практика: мастер-классы, экскурсии. К проведению занятий можно привлекать краеведов, археологов и специалистов в области различных ремёсел.

Образовательный процесс можно разделить на несколько этапов: дать сначала общие понятия о реконструкции, об эпохах, о направлениях исторической реконструкции. Получив вводную информацию,  слушатели и участники курса смогут определиться с выбором эпохи, реконструировать которую они захотят. Из  ребят лучше сформировать несколько подгрупп (команд), которые станут основным «костяком» объединения. Каждая подгруппа может работать в собственном направлении, или в едином для всех.  Наставниками и помощниками детей может стать и старшее поколение, всё чаще обращающееся к творчеству, старинным технологиям, древним знаниям.

Материально-технической базой для работы объединения могут быть различные помещения: кабинеты образовательных учреждений, школьные мастерские технологий, помещения учреждений дополнительного образования, площадки под открытым небом (парки, скверы, стадионы). Приобретение минимальных наборов инструментов и материалов можно производить и за счёт участия в конкурсах на получение грантов, субсидий, поиска спонсоров.

Для мотивации ребят к творчеству рекомендуется предварительно организовать проведение нескольких конкурсов на историко-реконструкторскую тематику, как то: конкурс исторического костюма, конкурс реконструкции предметов вооружения, конкурс предметов старинного быта, конкурс археологических реконструкций. Конкурсы могут быть как чисто теоретический (в виде викторины, конференции, семинара, и т.п.), так и с применением элементов прикладной работы (создание поделок, рисунков, макетов, копий, муляжей). Ребятам для воплощения творческих замыслов можно помогать с поиском материальной базы, а также оказывать консультационную поддержку. Таким образом, уже на подготовительном этапе можно привлечь внимание ребят к деятельности создаваемого объединения.

Существует множество направлений исторической реконструкции, которые могут использоваться в деятельности объединения: создание реплик древних артефактов, предметов вооружения, орудий труда и предметов быта, украшений, изготовление исторических костюмов любых эпох, воссоздание предметов военной амуниции, реконструкции жилищ. Однако важнее самих предметов - тот творческий и исследовательский процесс, который будет запущен интересом к созданию предмета. Ведь чтобы воссоздать исторически достоверную вещь, нужно изучить эпоху, применяемые материалы, инструменты, технологии. Пусть даже в итоге будут применены современные материалы и инструменты – тем не менее, созидатель будет иметь представление о том, как, кем, когда этот артефакт делался на самом деле, то есть будет иметь достаточно глубокое представление об истории.

Судьба реконструкций, созданных членами объединения, может быть разной. Большую часть предметов, «мастера», конечно, захотят оставить себе. Определённая же часть изделий (прежде всего, это набор исторических костюмов различных эпох, как самый наглядный, популярный и часто используемый «реквизит»), должна делаться специально для фондов кружка, и  может использоваться как основной фонд: представляться на массовых мероприятиях различного уровня, применяться во время занятий, экскурсий, программ, игр, соревнований, использоваться как образец в дальнейшей работе объединения.

Значительное место в работе объединения может занимать военно-патриотическое воспитание через военно-историческую реконструкцию. Согласно проводимым опросам, не менее трети ребят интересуется реконструкциями военной тематики. А значит, они будут заинтересованы в знакомстве с военной историей, предметами вооружения, амуниции, униформы. В рамках программы можно предусмотреть проведение акций по изготовлению предметов, актуальных и в действующей армии: изготовление маскировочных сетей, «солдатских печек», светильников, пошив предметов амуниции и солдатского снаряжения.

Партнерами объединения исторической реконструкции могут стать школьные музеи: для большинства из них характерен недостаток наглядных пособий, которые можно использовать в ходе занятий в качестве вспомогательного фонда. Отдельное направление работы кружка исторической реконструкции может быть посвящено созданию таких пособий: изготовлению копий (реплик, муляжей) предметов, которые в обычных условиях, в силу своей уникальности и исторической ценности, никогда не смогли бы попасть в школьные экспозиции и в руки детей.

При наличии определённой материально-технической базы (3D-принтера, станка с ЧПУ) возможно воспроизведение достаточно сложных артефактов, и они также украсят экспозиции школьных музеев. В отличие от реальных вещей, которые никогда нельзя будет потрогать «вживую», эти копии можно будет пускать по детским рукам, не боясь за бесценные реликвии. Наборы реплик будут интересны и серьёзным музеям – например,  как тактильные пособия для работы с посетителями, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предметы могут использоваться в качестве объектов визуализации при создании графических работ. Выбирая в качестве образцов предметы, имеющие «местное» происхождение, мы привязываем детское творчество не к абстрактным историческим образцам, а к культуре и историческим образам конкретного региона.

В деятельность кружка педагог может включить различные дополнительные формы работы: экскурсии в музеи для ознакомления с историческими образцами, участие в краевых фестивалях реконструкции, в городских конкурсах, фестивалях-выставках, учебных сборах, музейных акциях, разведках и экспедициях.  Результаты творчества могут демонстрироваться и на различных семинарах, праздниках, соревнованиях, играх, и т.п.

Таким образом, реализация дополнительной образовательной программы, посвящённой исторической реконструкции, может предложить  обучающимся большой выбор направлений деятельности: творчество, поиск, исследование, проектная работа.

 

. . . . .