Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и пищевого поведения

Дата публикации: 2023-10-09 08:29:02
Статью разместил(а):
Деньгина Валентина Юрьевна

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и пищевого поведения

Автор: Деньгина Валентина Юрьевна

ФГБОУ ВПО ТГПУ

 

Аннотация: Из этой статьи вы узнаете что такое эмоциональный интеллект, как он связан с эмоциональным голодом и набором лишнего веса, как изменить свое проблемное пищевое поведение, используя простые техники.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, пищевое поведение, расстройство пищевого поведения.

 

Эмоциональный интеллект - это способность человека распознавать, прежде всего, свои собственные чувства, а также эмоции (внешнее выражение чувств) других людей и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач в повседневной жизни.

Одним из авторов, развивающих популярность изучения эмоционального интеллекта является американский психолог Д. Гоулман, в частности, идеи о том, что эмоциональный интеллект является ключевым фактором, определяющим успешность в бизнесе. По его мнению, эмоциональный помогает «мотивировать себя и противостоять неприятностям, контролировать побуждения и откладывать удовлетворение, регулировать свое настроение и сохранять способность мыслить, придавать значение и надеяться». По теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей.

Компоненты эмоционального интеллекта рассматриваются в литературе как ментальные способности, которые могут формироваться и совершенствоваться вне зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мейером, П. Саловеем, Д. Карузо, базируется на модели способностей и включает следующие компоненты:

1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.

2. Управление своими эмоциями и эмоциями других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции. Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации.

3. Использование эмоций в решении задач и для фасилитации мышления. Способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т.е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.

4. Понимание и анализ эмоций. Способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

Пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта, выделяет Р. Бар-Он. Каждая из составляющих состоит из нескольких субкомпонентов:

1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;

2) навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;

3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;

4) управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;

5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

В процессе набора веса человек постепенно или резко, у всех это происходит по-разному, утрачивает физический контакт со своим телом, подавляя негативные чувства  и мысли, связанные с образом собственного Я. Человек как бы не замечает , т.е. старается не замечать, что его тело увеличивается в размере. Включаются разные психологические защиты, помогающие человеку адаптироваться к лишнему весу. Проблема лишнего веса не появляется на пустом месте. Прежде всего она связана с образом жизни человека, с тем, какие физические и психологические нагрузки человек испытывает каждый день и с его уровнем стрессоустойчивости - способности эти нагрузки выдерживать. Способы адаптации к жизни у всех имеют свою специфику, но есть и общие схемы поведения, о которых мы сейчас и поговорим. Одна из таких лжеадаптаций - нарушение пищевого поведения или, проще говоря, «заедание проблемы». Заедание проблемы - это уход от решения или избегание решения проблемы через снятие психического напряжения, созданного проблемой, через получение удовольствия (позитивных эмоций) от еды.

Существует два вида эмоций - негативные и позитивные. Позитивные эмоции человека энергетически заряжают, негативные - истощают. На негативные эмоции уходит огромное количество психической энергии. А человеку для хорошего самочувствия и настроения необходим энергетический баланс. Но не будем путать энергетическую эмоциональную систему с физической энергетической системой. Именно здесь и происходит путаница. Нашему телу (физической системе) для поддержания физической активности или физического баланса нужны калории, а для поддержания эмоциональной энергетической системы нужны положительные эмоции. Еда (калории) - это быстрый способ получения удовольствия или снятия эмоционального напряжения, но это не эффективный способ, т.к. если таким способом «решать» все жизненные проблемы, то ко всем этим проблемам добавляется еще одна проблема - лишний вес, т.к. человек начинает есть больше, чем требуется его организму для обеспечения жизнедеятельности (а требуется ему ровно столько, сколько он тратит энергии каждый день на разного рода деятельность).  А потом и проблему лишнего веса человек по той же привычной схеме начинает заедать. Происходит подмена понятий, или, говоря иначе - психологическая дезадаптация человека. Любая проблема требует исследования, внимательного изучения того, что на самом деле создает сложные ситуации в разных аспектах жизни. В том числе и проблема лишнего веса. Требуется исследование того, что же на самом деле заедает человек или какие свои потребности он удовлетворяет через еду.

И начинать это исследование надо с понимания собственных чувств. Только через чувства человек понимает, каково ему в этом мире, получает он от жизни удовольствие или страдает, оставить ему все как есть или что-то изменить. Человек приходит в этот мир для радости и счастья. Лично я не знаю ни одного родителя, который бы, принимая решение о рождении ребенка, сказал - «давай родим, пусть помучается». На самом дне всегда лежит потребность в любви, потребность в позитивных эмоциях, радости и счастье.

Таким аффективным срывом является и нарушение пищевого поведение. Поэтому, одной из важных задач при коррекции веса является исследование причин нарушения пищевого поведения в условиях своей жизненной ситуации через понимание собственных чувств.

Способность к пониманию чувств (эмоций) означает, что человек  может :

- распознать чувство (эмоцию), т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

- идентифицировать это чувство (эмоцию), т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;  

- понимает причины, вызвавшие данное чувство (эмоцию), и следствия, к которым она приведёт. 

 

Список литературы:

1. Вознесенская Т.Г. Расстройства пищевого поведения при ожирении и их коррекция // Клинический опыт. 2009. № 12. С. 91-94.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман, пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 560 с.  

3. Гоулмен Д.В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.В. Гоулмен // Отдел кадров. – 2012. – №8. – С. 98–100. 

 

. . . . .