Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Эссе "Трагедия в океане"

Дата публикации: 2023-10-12 18:52:03
Статью разместил(а):
Лепишко Галина Николаевна

Эссе "Трагедия в океане"

Автор: Лепишко Галина Николаевна 

МКОУ "Морозовская СОШ", Россошанский район Воронежской области 

 

В истории флотов всех морских держав есть немало трагических страниц, связанных с тяжёлыми авариями в мирное время. Одна из таких страниц связана с именем моего  земляка Романцова Бориса Митрофановича.

8 сентября 1967 года на подводной лодке Северного флота «Ленинский комсомол», возвращавшейся в базу после длительного похода в Средиземное море, возник пожар, в результате которого погибло 39 человек, 22 получили серьезные отравления.  Героический экипаж самостоятельно привел подводную лодку в базу. Это была первая крупная авария на атомных подводных лодках Советского Союза с массовой гибелью людей.

Все восемьдесят дней патрулирования, что-то постоянно шло не так: сначала технические проблемы, потом заболел один из членов экипажа. Был получен приказ всплывать и передать больного на один из советских кораблей, находившихся рядом. Атомоход был рассекречен, пришлось возвращаться на базу. Когда субмарина находилась в Норвежском море, случилась страшная трагедия. Как оказалось, в носовом торпедном отсеке воспламенились пары огнеопасной гидравлики. Пожар распространялся стремительно. Еще немного и взорвался бы весь торпедный боезапас. Ситуацию спас командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр, который перед тем как погибнуть, успел захлопнуть изнутри люк, чем предотвратил дальнейшее распространение огня. Он понимал, что только ценою жизни молодых ребят из первого и второго отсеков и ценою своей жизни, он мог дать шанс спастись остальному экипажу и предотвратить трагедию. Во втором отсеке нёс службу бывший ученик нашей школы Романцов Борис Митрофанович в звании главного старшины. 

Находящиеся в первом и втором отсеке 39 человек сгорели за считанные минуты: горел воздух, горели постельные принадлежности, горела одежда, горели люди, которые за несколько секунд до этого спали крепким сном. Отсек быстро заполнился продуктами горения, многие погибли, не успев проснуться по сигналу «Аварийная тревога» …

В тот день, 8 сентября, командирскую вахту на центральном посту нес Александр Лесков. В 01 час 52 минуты на пульт связи поступил сигнал. Помощник командира щелкнул тумблером и спросил: «Кто вызывает Центральный?». Потом отпустил переключатель, и в помещении раздались страшные крики заживо горящих людей. Долгие годы потом ему снились по ночам эти крики …

Был дан сигнал флоту об аварии на подводной лодке и проведено экстренное всплытие. В два часа ночи, оставшийся в живых экипаж покинул центральный пост и поднялся на мостик. Субмарина всплыла на поверхность, а потом своим ходом вернулась на базу.  

Похоронили подводников в братской могиле в Западной Лице. Никого не удалось опознать. Ружейным залпом проводили в последний путь. Поставили памятник. На нем надпись: «Подводникам, погибшим в океане 8.09.1967г. Прощайте, товарищи!   Вечная Вам слава и вечная память!»

Комиссия, сформированная на берегу поначалу признала действия экипажа героическими. Все моряки, в том числе и погибшие, были представлены к награде. Причиной воспламенения в торпедном отсеке назвали прорыв в одном из узлов системы гидравлики: вместо уплотнительной прокладки из красной меди стояла примитивная шайба, вырезанная из паронита и не рассчитанная на перепады давления. Однако через месяц главком ВМФ С. Горшков заявил, что авария произошла по вине экипажа. В преддверии 50-летия Октябрьской революции этот трагический и вместе с тем героический поход подводной лодки, по всей видимости, не вписывался в составленные руководством страны и флота планы подготовки юбилея. В возгорании первого  отсека был обвинён экипаж по надуманному обвинению.

Родные и близкие не могли смириться с такой трактовкой событий и  чуть ли не полвека боролись за их светлую память. Романцов Юрий Митрофанович  пошёл служить именно в эту часть, где погиб его брат, он всю свою жизнь искал правду о гибели субмарины. Его сын, Романцов Борис Юрьевич (племянник Бориса Митрофановича Романцова), продолжил дело своего отца. Он побывал на братской могиле в городе Заозёрске (Западная Лица), делился своими впечатлениями с учащимися нашей школы, добивался вместе со своими родственника правды. Учащиеся нашей школы открыли в память о  Романцове Б.М. экспозицию в музее школы, бережно хранят его  личные вещи, документы. Одна из экскурсий музея посвящена жизни и подвигу героя. Вечера памяти стали традицией, родственники часто встречаются с учащимися нашей школы и благодарны за ту память, которую мы храним.

И вот, наконец, мы получили документ о том, что за смелые и решительные действия, совершённые при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, все погибшие в аварии подводники, в том числе и Борис Романцов, награждены орденом Мужества (посмертно) – справедливость восторжествовала через 47 лет!

20 апреля 2016г. Совет музея, учащиеся и учителя МКОУ "Морозовская СОШ" обратились с ходатайством к Совету ветеранов Морозовского сельского поселения с просьбой об оказании помощи в установлении на здании школы мемориальной доски бывшему ученику нашей школы Борису Митрофановичу Романцову, погибшему на атомной подводной лодке «Ленинский комсомол». 

И сегодня, благодаря слаженным усилиям многих людей мы открыли памятную доску. Это место стало местом проведения митингов, местом встречи с родственниками героя, местом, куда всегда можно положить живые цветы и почтить память земляка и ещё 38 его сослуживцев. Печально и горько, что так нелепо оборвалась жизнь этих ребят, но жить они будут в наших сердцах, пока мы будем помнить о них и передавать нашу память следующим поколениям.

 

. . . . .