Воспитание как часть педагогического процесса
Воспитание как часть педагогического процесса
Автор: Тюнина Наталия Евгеньевна
МКОУ «Песковская ООШ № 2 им Д.А. Теплякова», Поворинский район, Воронежская область
Аннотация: В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика.
«Знание без воспитания, что меч в руках сумасшедшего». Д.И. Менделеев.
Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важным элементом выступает воспитание. Оба этих процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.
Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.
Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным. Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то время , когда ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги. Процесс целенаправленного влияния на ребенка с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, и называется воспитанием. Цель воспитания - усвоением ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Результатом и продолжением процесса воспитания можно считать самовоспитание.
Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы не нужен. Следовательно, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка. Учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается, тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность.
Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимся основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а так же с формированием личностных черт и качеств человека.
Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитания (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.) Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников. Как видим, обученность и воспитание – далеко не одно и то же.
Обучение и воспитание имеют ряд общих черт. Эти процессы не только взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
Воспитание включает в себя элементы обучения. Взрослый, прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т.е. он передает ребенку знания о данных нормах. Когда учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрывает одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику выработать навыки поведения. Это и обучение и освоение ребенком модели поведения.
Таким образом, сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая воспитываем, воспитывая обучаем.
Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование:
Если целью педагогического процесса является только воспитание: Человек не может приобретать знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта от старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование. Соответственно воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием. Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, — профессиональная задача каждого учителя. Проблема единства обучения и воспитания — это и есть проблема воспитания в процессе обучения.
Существуют разные типы воспитания: умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т.д. Задачей умственного воспитания является усвоение определенного уровня знаний, т.е. получение образования в процессе обучения.
Если целью педагогического процесса является только обучение.
Если обучение происходит в процессе взаимодействие педагога и ученика, то содержание обучения, которое предлагается учащимся для активного усвоения, подразумевает умственное воспитание. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Если целью педагогического процесса является только образование: Цель воспитания и обучения — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. (Коменский) Из этого следует, что целью воспитания и обучения является образование. Человек не может получить знания, умения и навыки, обойдя эти процессы. Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Так как задачами учителя являются обучение, воспитание и образование, то он должен обладать такими профессиональными знаниями:
· Знание психологии
· Постороение учебного плана
· Методы обучения
· Руководство классом.
Способностями:
· аналитические
· коммуникативные
· конструктивные
· проективные
· способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;
· способность к рефлексии;
· организаторские
· дидактические
· коммуникативные способность к общению, сотрудничеству.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание, обучение и образование — неразрывные части единого целого, которые могут вступать в разные отношения друг с другом, когда одно преобладает над другими.