Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Ступени к счастью учителя

Дата публикации: 2023-10-23 04:27:01
Статью разместил(а):
Бакаева Елена Николаевна

Ступени к счастью учителя

Автор: Бакаева Елена Николаевна

МБОУ «СОШ № 34», г. Кемерово

 

Аннотация: В этой статье затронута тема психологического состояния учителя, от которого зависит взаимодействие с учениками и, конечно, усвоение программы.

Ключевые слова: учитель, счастье, счастливый учитель.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Педагог - стержень образовательной системы. От его отношения, общения с детьми, родителями и коллегами зависит будущее поколений.

А.С. Макаренко считал, что эффективно взаимодействовать с другими может только счастливый человек: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас, чтобы мы были счастливыми людьми …» Для счастливого будущего и учитель тоже должен быть счастливым. Чтобы стать счастливой, нужно захотеть перестать быть несчастной и понять. Откуда же, берутся несчастья и почему мы страдаем. Ответьте на вопросы:

Что для вас быть счастливым?

Когда в последний раз были счастливы?

Для разных людей значение «счастье» состоит из некоторых условий. Это обязательное наличие любимого человека, благосостояния, здоровья, удачливой фортуны, престижной работы. Однако имея всё это, всё равно довольства и покоя человек не ощущает.

Попробуйте припомнить тот момент, когда вас переполняло счастье. Что вы чувствовали в тот миг? Что имели?

Как видите, состояние счастья можно получить не только за счёт материального благополучия. Нужно всего лишь обладать умением радоваться всему, что нас окружает: будь то проливной дождь, либо завывающая вьюга. Давайте же начнём быть счастливыми уже сегодня, не откладывая счастливые минуты на завтра. Даже, если настроение никуда не годится, необходимо настроить себя на позитив.

Для начала улыбнитесь своему коллеге, скажите ему комплимент. Повторяйте так каждый час, а дома перед зеркалом.  Вначале это покажется неестественным времяпровождением и даже смешным, однако со временем это должно войти в привычку. Вскоре это несложное упражнение будет получаться у вас непроизвольно. Этот простой способ приучит вас к позитивному настроению в любую погоду при любых обстоятельствах.

Даже фальшивая улыбка способна умерить сердцебиение и уменьшить нервное напряжение. (Эксперимент: руки опускали в ледяную воду и улыбались и пульс был ниже чем у людей, делающих это без улыбки).

Все чаще слышу от учителей:

"Чувствую себя как белка в колесе".
"Хочется, чтобы в сутках было побольше часов".
"Я ухожу с работы, но работа уходит вместе с со мной".

Недавнее исследование австралийских ученых показало, что среднестатистический школьный учитель принимает более 1500 образовательных решений в течение каждого рабочего дня. Отсюда и голова кругом, и желание растянуть сутки еще на пару часов.

Во многих вузах получает учитель образование, хорошее, надежное, фундаментальное. Затем приходит работать в школу и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их отправляют на курсы переподготовки и повышения квалификации и всякие там другие умные курсы и занятия, семинары в институте усовершенствования работником образования, где их очень многому учат.

Подумайте, кто за последний год побывал хоть раз на подобных мероприятиях? А кто из вас за это время был отправлен на курсы, где учат быть счастливым, успешным, оптимистичным?

К сожалению, нигде нашего российского учителя не учат работать не тяжелее, а умнее. Нигде не обучают более экономичному и более разумному режиму учительского труда, не учат, как строить отношения с коллегами, не преподают здоровье сберегающих технологий и основ здорового образа жизни, так необходимых современной школе. Нет, конечно, мы учимся этому, но сами и если есть на это время.

Предлагаю немного посчитать «Насколько вы несчастный человек?».

1. Как часто вы в течение недели жалуетесь родственникам, коллегам, друзьям, и просто людям на то, что у вас недостаточно хорошая работа, недостаточно много денег, недостаточно счастливая семья, невоспитанные дети или соседи, недостаточно хорошее здоровье и самочувствие.

2. А теперь запишите еще, хотя бы примерную цифру, сколько вы раз в неделю думаете о том, что в вашей жизни что-то не так, и жалуетесь или досадуете об этом в голове у самих себя.

3. Прикиньте хотя бы примерно, сколько раз за неделю вы испытывали любые негативные эмоции, такие как: страх, паника, волнение, зависть, желание отомстить, разочарование в чем угодно или обида.

А теперь приплюсуем все эти 3 цифры. Если ноль - у вас что-то не в порядке. Если получилось до 10-ти, то придется немного поработать над собой, и вы еще не в группе риска. От 10 – вы в группе риска.

Несчастливые люди делают всех несчастливыми вокруг себя!

Но прежде чем я открою вам основной секрет счастья и того, как на практике можно стать счастливым, давайте проведем с вами еще один интересный тест, который покажет, насколько вы уже счастливы сегодня.

Тест "Насколько вы счастливы?".

1) Вспомните примерное количество того, сколько раз за неделю вы хвалились и хвастались, или просто рассказывали в позитивном духе или с гордостью о своей работе, о том, какая у вас замечательная любящая вторая половинка, возможно, о том какие у вас добрые, умные и послушные дети.

2) Теперь, вторая цифра вашего счастья сложится из того, что вы на самом деле обо всем этом думаете в своей голове, как часто вы думаете, о том, какой у вас замечательный муж, дети, работа?

3) Сколько раз за неделю вы испытывали любые позитивные эмоции, такие как: энтузиазм, счастье, уверенность, удовольствие, удовлетворение, страсть, ясность, стремление, любовь, желание творить, помочь, заботиться о других или другие позитивные и хорошие чувства. Также к этому числу можно прибавить то, сколько раз вы дарили эти же самые позитивные эмоции другим людям и повышали настроение у них. И, естественно, сложите все это в одну цифру.

Итак, сложив все полученные числа вместе вы получите примерный числовой показатель того, насколько вы были счастливы на прошлой неделе. Если это число меньше десяти, это очень плохо, и сами вы со своей бедой не справитесь. Если больше 50 или 99 это уже лучше, и вы делаете большие успехи на пути к счастью. Конечно, у безусловно счастливых людей, людей с идеальной семьей, успешных бизнесменов и тем более святых, эти показатели   превышают цифру 100 в течении одного дня. Счастлив 100%.

Итак, теперь у нас есть два очень важных числа, примерный показатель того насколько вы счастливы и примерный показательно того насколько вы несчастливы. Что же еще можно делать с этим числами, кроме того, чтобы гордиться ими или наоборот прийти в ужас от того что вы сами делаете со своей жизнью? Первое применение им я уже говорила, через неделю или еще лучше через две проведите тест еще раз и сравните полученные цифры, так сказать до и после. Я уверена, вы будете удивлены произошедшими с вами и вашей жизнью переменами в лучшую сторону. Но просто сравнение — это скучно, у этих «чисел счастья» есть еще более важное и конструктивное применение, оно поможет вам изменить свой взгляд и отношение к жизни.

Первый признак того, что вы несчастны - это когда вы часто жалуетесь на усталось!

Итак, от кого или от чего учитель устает больше всего?

Да от самих себя, любимых и неповторимых! От того, что вы сами не можете организовать свою собственную жизнь по-другому. Устаем от того, что у нас нет привычки, иметь свое увлечение. От того, что ленимся заниматься собственным здоровьем. От того, что не умеем отказываться от навязываемых нашим обществом и культурой сомнительных идеалов, боимся быть самими собой, не оправдывая тем самым ожиданий общества. Мы устаем, потому, что взваливаем на себя слишком много нагрузок, не умеем отдыхать  и почти разучились радоваться жизни. Мы устаем от своей психологической безграмотности, от нежелания постоянно учиться общению, от неспособности взглянуть на себя со стороны и произвести необходимую коррекцию. Именно поэтому мы увязаем в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонем в негативе, опускаемся в хронический пессимизм и депрессию.

Узнаем, устали ли вы?

1. Я бы хотела устроиться на другую работу, поработать над- чем новым, но не знаю, над чем.

2. Я чувствую себя отрезанной от остального мира. 

3. Я ощущаю волнение, тревогу, беспокойство. 

4. Я бы хотела, чтобы в моей жизни появилось что-нибудь интересное. 

5. Моя жизнь напоминает день сурка. 

6. Я чувствую неуверенность в себе, нерешительность. 

7. Я раздражаюсь без повода. 

8. Мне трудно на чем-либо сосредоточиться. 

9. Мне нечем себя занять. 

10. Я рассеянна и невнимательна, как будто сплю. 

11. Люди и вещи, что раньше мне нравились, теперь раздражают. 

12. Я чувствую себя одинокой. 

13. Мне трудно развлечься самостоятельно. 

14. Я в унынии, мое настроение ни к черту. 

15. Я бы хотела заняться каким-нибудь веселым делом, но не знаю, каким. 

16. Я ощущаю нехватку энергии, в том числе творческой. 

Более 5 – да, вы в группе риска, пора задуматься. Более 8 – да, у вас глубокая депрессия, и вам срочно нужна помощь психолога. Ваше настроение можно сравнить с приближением конца света, настолько плохо вы себя ощущаете. Если за последние несколько дней вы ни разу не испытывали положительные эмоции, если ваше состояние замечают даже окружающие, если вы находитесь на грани срыва - бегите к врачу! 

Так может хватит морочить себе голову, истязать себя, надрываться и калечиться психологически и физически?

И хватит жаловаться на жизнь, на мир вокруг, на бесконечные проблемы нашего времени. Проблемы были у людей всегда, в любые времена. И трудно судить, легче или тяжелее были проблемы у наших предков.

Задайте себе вопрос: Хотели бы вы сейчас жить в другое время?

Одна из актуальных проблем учителя - эффективное использование и распределение своего времени, которая в нынешних условиях только усугубляется. Учителю приходится заниматься всем понемногу: писать конспекты, составлять планы, посещать курсы, участвовать в семинарах, проводить консультации с родителями, занимается воспитательной работой со своим классом и многим другим, что отодвигает глубоко в угол свою личность.

Время — это невосполнимый ресурс. Оно уходит безвозвратно. Но оно эластично и может растянуться в зависимости от нашего им распоряжения. Ключ к управлению временем находится в отношении к своим потребностям (как к сломанному водопроводу). Приоритет – главный распорядитель временем. Мы можем наполнить жизнь тем, что заслуживает в ней присутствовать. Как?

Наполните жизнь приоритетами (напишите письмо будущего, декабрь 2025 г. – ответьте, что может сделать вас счастливым и определитесь с приоритетами, далее составьте 6-10 задач, над чем надо поработать, а их разделите на выполнимые шаги, и именно их расположите во главе своего расписания). Приоритеты имеют 3 направления: карьера, отношения, личность.

В неделе 168 часов (24*7), работа при 8 часовом рабочем дне - 40ч. (5*8), сон – 56 часов (8*7) остается 72 часа. Надо смотреть на время!!! Время есть то, что важно!

Запишите все свое времяпровождение и сделайте анализ, увидите, где надо было сэкономить. Отслеживайте время.

Именно для учителя самая главная проблема - это организация и управление своим временным пространством. Большинство из нас не умеет расставлять приоритеты, сметая всё в кучу ненужных дел. А от этого синдром хронической усталости, неудовлетворенность работой и раздражительность!

Необходимо уметь отвлекаться от текущих дел, ведь многие из них имеют совсем малую ценность. Приоритет в работе - хороший интересный урок, от которого вы получаете удовольствие вместе с учениками. А это - позитивный настрой, мотивация к дальнейшему творчеству, планы на будущее. А на все бумажные дела - минимум трудозатрат. Как правило, это всего лишь отписки для разных инстанций, о которых завтра уже никто не вспомнит. 

Советы относительно своей работы.

1. Ищите соратников и помощников. Не берите все на себя. Почему-то большинство учителей боятся делиться своим имеющимся накопленным методическим материалом. Даже методички, поурочки каждый покупает сам для себя … Отсюда вопрос для размышления …

2. Ученики-помощники … почему мы не можем, например, двойко-троечников попросить вас помочь выставить оценки в дневники вашего класса (мы же тратим на них свое время занимаясь дополнительно).

3. Создайте правила учениками. Пусть они придумают наказания для нарушителей … Прогулял без уважительной причины … выпускаешь стенгазету, не выучил урок…моешь в классе парты, нагрубил педагогу … читаешь в библиотеке вслух книгу о поведении …и т.д.

4. А родители … родительский комитет? Ведь могут и они, например, раз в неделю приходить и помогать вам … да с тем же выставлением оценок, ну или просто помочь сводить детей на мероприятие.

5. Ведение тетрадей … - добейтесь идеального порядка в начале и будет намного проще далее.

6. Беседы с родителями и учениками … Почему у нас сложилась традиция в любое время вести с вами беседу? Организуйте часы родительских консультаций! В канадских и американских школах давно такая система. И еще очистите свое время от звонков в нерабочее время.  Ваш дом ваша крепость. Дома у вас есть чем заняться! Заведите симку для работы и отключайте ее, как только вышли из школы!

7. Введите часы пересдачи для двоечников, а не тогда, когда им вздумается (раз или два в неделю), и не подстраивайтесь под учеников.

8. На работе сделайте комфортные условия: чайник, кофе, сменную пару обуви, пусть орешки, сухофрукты будут, витаминки …

9. Завалились тетрадками – не задавайте заданий, больше устных задайте. Есть взаимопроверка.

Фантазируйте, разгружайте себя!

Советы по отношению к себе:

1. Замедляйте свою жизнь.

2. Будьте эгоистом хотя бы иногда. Устройте день эгоиста, предупредите близких, отключите телефон и просто проведите день как вам хочется.

3. Обязательно встречайтесь с друзьями.

4. Устраивайте дни информационного голода (нет информации из вне, телевизор, интернет …).

5. Прекратите устраивать пред учениками свои показательные переживания (О боже, опять 15 двоек … вы не сдадите экзамен …, а потом еще и в учительской, а потом еще и дома!

6. Собственное здоровье.

Хочешь счастья - развивай себя! Люби, делись радостью с окружающими.

Я сегодня хочу поделиться с вами, как стать счастливым. Для счастья в жизни важно уменьшить негативные впечатления и увеличить максимально позитивные. Когда мы кому-то помогаем или нам помогают. Когда мы делимся с кем-то счастьем, дарим подарки и т.д. Чтобы в подсознании была мысль, что мир великолепен, безопасен, изобилен и добр. И помните мы своими мыслями делаем мир вокруг себя!

1. Улыбайтесь!

2. Грейте руки.

Когда испытываем стресс, организм в экстренном режиме перераспределяет ресурсы, направляя кровь к жизненно важным органам, сердцу, мозгу и крупным мышцам. Он готовится сражаться или убегать. В результате руки холодеют. Стоит только их согреть, нервная система получает сигнал, что ситуация изменилась и снова все хорошо (ПОГРЕЕМ РУКИ)!

3. Физические упражнения. В результате в организме вырабатывается гормон счастья, эндорфина. Даже 2 минуты прыжков дадут желаемый результат. Либо детское упражнение «КРИВЛЯКИ».

4. Съешьте горький шоколад – выброс эндорфинов.

5. Ароматы цитрусовых вдыхайте. Они способны поднять уровень норадреналина – гормона, отвечающего за наше настроение.

6. Замедление. Хотя бы 1 час в день – для медленной жизни!

7. Сравнение. Начните сравнивать свои проблемы с глобальными проблемами.

8. И говорите, говорите о том, что вас беспокоит, что вас обижает.

Не стесняйтесь спрашивать, отказывать, говорить вслух о своих беспокойствах.

9. Кто поет - того беда не берет! Живопись (повесьте в учительской ватман и пусть в течении недели он дополняется рисунками и записью обид! 

10.  Ну и хороший сон!

«Психологическая зарядка» МУЗЫКА)

Цель: помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала.

Выполнение:

1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя!»

2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем!»

3. Ноги на ширине плеч, локти сведены, делать наклоны туловища вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен!»

4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я – королева!» (правая нога, левая нога).

5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются!»

6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы!»

7. Массируя мочки ушей, зажмуривая, попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно!»

8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима!» (затем левой рукой – правый локоть).

9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается!»

10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна!».

Счастье – это не что-то, что просто Вам свойственно или несвойственно. Это что-то, что можно культивировать в себе самом.

Упражнение «Похвала в свой адрес»: «Сегодня я горжусь собой, потому что …».

Мини-гимн: «Я – чудо!».

Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение!

Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!

Я оптимист! Солнце для меня самое яркое, а небо – самое голубое!

На меня можно всегда положиться. Я не подведу!

Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.

Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.

Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.

Я благодарю своих родителей за жизнь и друзей за радость общения! Я счастливый человек! Я улыбаюсь и мир улыбается!

Секрет счастья (притча):

Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.

Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.

- Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. - Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.

Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.

- Ну как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?

Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.

Так и мы … мы порой ничего не видим вокруг кроме своей работы, невыученных уроков.

Будьте счастливы!

 

. . . . .