Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Учебная мотивация. Как её повысить у среднего ученика?

Дата публикации: 2023-10-29 23:01:23
Статью разместил(а):
Шурова Вея Владимировна

Учебная мотивация. Как её повысить у среднего ученика?

Автор: Шурова Вея Владимировна

МКОУ «Запрудская СОШ»

 

Аннотация: В данной статье описываются некоторые приёмы и методы повышения мотивации у школьников среднего уровня успеваемости, выведенные из опыта автора статьи.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивация к учёбе,  мотивация учащихся, приёмы повышения успеваемости, методы повышения успеваемости.

 

Принцип «нравится то, что получается» и «нельзя любить то, что не знаешь (и не понимаешь)», применим в школе в такой степени, как, пожалуй, нигде более. Но иногда, по той или иной причине, игнорируется преподавателями. Моя задача в данной статье состоит в том, чтобы напомнить об этом важнейшем принципе обучения и воспитания и удержать его в поле внимания возможно большего числа педагогов для развития, а точнее сказать, сохранения и развития желания учиться и узнавать что-то новое, полезное, важное.

За исходные данные мы принимаем условный класс учеников со средней скоростью работы, усвоения материала, поведения, успеваемости, то есть средние показатели у учеников по всем важным для обучения параметрам. То же самое применимо и к отдельно взятому ученику при индивидуальных занятиях.

Мы берём средние показатели, поскольку для учеников с более высокими или, напротив, более низкими показателями корректировка указанных приёмов в каждом случае будет индивидуальной, в сторону увеличения либо уменьшения продолжительности и интенсивности применения приёмов, а также, возможно, подключения иных методов и средств обучения.

Итак, что же нужно, чтобы учёба проходила легко и с удовольствием? На какие основные моменты нужно обратить внимание учителю?

1. Позитивный настрой.

Прежде всего нужно создать благоприятный, располагающий фон, способствующий настрою н восприятие происходящего в классе. Создание атмосферы, благоприятствующей учёбе, во многом – отражение внутреннего состояния самого учителя. И здесь первое и главное – умение настроиться на позитив в работе с учениками, уметь удерживать возникающее раздражение, акцентироваться на позитивном, плавном движении вперёд, уметь замечать, поддерживать, хвалить даже самые, казалось бы, незначительные успехи ученика. Быть искренним и доброжелательным настолько, насколько это только возможно, очень важно.

2. Абсолютное понимание материала.

Ученику должно быть абсолютно, до конца, понятно всё, что ему преподаётся. Все разъяснения должны быть даны досконально, с обязательной проверкой, не осталось ли белых пятен и пробелов. Иногда обнаруживается, что ребёнок понял не то или не так, как того ожидал учитель. Поэтому на нескольких (а лучше – многих) примерах поначалу самых простых заданий нужно убедиться, что ребёнок ориентируется в теме без затруднений.

Если же ученик путается в каком-либо моменте, нужно, снова и снова повторяя, отработать алгоритм необходимых действий.

3. Многократное повторение. 

Здесь мы выносим повторение, обобщение и закрепление материала в отдельный пункт, вполне отдавая дань общеизвестной истине «Повторенье – мать ученья». Ценность многократного повторения изученного материала, применение его в более или менее однотипных упражнениях трудно переоценить. Формат упражнений начального этапа освоения темы должен быть максимально простым и меняться к более сложному очень плавно, с прояснением всех возникающих неясностей. Безусловно, это требует немалого количества времени и сил, но результат того стоит.

Ощущение посильности предлагаемых заданий развивает у ученика уверенность в своих силах, способность самостоятельно ориентироваться в знакомом материале, твёрдо «стоять на своих ногах» в освоенном понятийном поле – всё это закладывает прочную базу для успешного продвижения вперёд.

А кроме того, даёт ученику чувство удовлетворённости от осознания собственных успехов, радость от узнавания нового, рождает интерес и любовь к предмету изучения. А это, в свою очередь, является уже залогом долгосрочного плодотворного интереса в выбранной области знаний.

4. Положительные эмоции. 

Эмоциональная составляющая в обучении необыкновенно важна. Эмоции – неотъемлемая часть человеческой личности, они оказывают влияние на любую деятельность человека, и в запоминании материала играют особую роль. Наш мозг склонен запоминать ту информацию, которая оставила наиболее яркий эмоциональный след, будь то положительная или отрицательная эмоция. Сильный страх или восторженный всплеск, внезапное удивление или глубокое сострадание связываются с тем предметом или явлением, которое их вызвало, и оставляют явственный отпечаток в виде воспоминания. Чем ярче эмоция, тем лучше откладывается в памяти то, что её вызвало.

Положительные эмоции, такие как радость, смех, удивление, конечно, предпочтительнее использовать для запоминания, так как они, кроме того, способствуют созданию и поддержанию привлекательного образа самого преподаваемого предмета в целом. А также создают лёгкую, благоприятную атмосферу при обучении, разряжают обстановку, снимают усталость и мышечное напряжение. Удивить или рассмешить порой бывает полезнее, чем что-то напряжённо пытаться объяснить.

Привнесённый в процесс обучения момент неожиданности прогоняет скуку, неизбежно возникающую при любой монотонности, рождает чувство удовольствия от процесса узнавания чего-то нового, подогревает интерес.

Итак, для того, чтобы повысить мотивацию к изучению предмета без значительного подключения сознательного волевого регулирования важно помнить про сохранение позитивного эмоционального настроя в течение большей части того времени, которое требуется для освоения изучаемого материала, и доступности для понимания и для запоминания той информации, которую необходимо запомнить. Лучше, как говорится, меньше, да лучше.

Важно помнить и о посильности выполнения предлагаемых ученику заданий. Зачастую лучше недооценить, чем переоценить возможности ученика, если стоит цель выработки прочного навыка оперирования с освоенной информацией. В таком случае, как правило, ученик, легко справляющийся с более лёгкими заданиями, сам претендует на выполнение заданий более сложного уровня. Это важный и очень ценный момент на пути любого обучающегося к познанию не только изучаемого предмета, но и себя и своих возможностей.

 

. . . . .