Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Пути формирования ответственности в сознании детей и подростков

Дата публикации: 2023-11-01 03:20:51
Статью разместил(а):
Черкасова Анастасия Сергеевна

Пути формирования ответственности в сознании детей и подростков

Автор: Черкасова Анастасия Сергеевна

МБОУ «СОШ с. Крабозаводское»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о понятии ответственности и формировании мотивации. Также автор раскрывает секреты существования внутренней и внешней мотивации, как развивать внутреннюю мотивацию и о самых частых ошибках, в вопросе ответственности подростков.

Ключевые слова: ответственность, мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, подростки.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Ответственность – что это?

В словаре Ожегова определение ответственности звучит так: "Ответственность это – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках".

Является ли необходимым и важным для детей и подростков иметь такое качество как ответственность? Должны ли они быть перед кем-то обязаны отдавать отчет своим действиям? Правильно ли учить детей этому и воспитывать в них понятия об ответственности? Стоит ли вообще формировать данное качество в детском сознании?

На самом деле ответственность формируется с детства, не в зависимости от того, закладывают ли в ребенке это целенаправленно. Внешние факторы, такие как социум, школа, окружение в целом вкладывают в сознание ребенка общие понятия ответственности и обязанности перед внешним миром. А уже потом, семья и ближайшее окружение воспитывают умения применять ответственности или игнорировать ее.

Многие родители сами слабо представляют, что такое ответственность и для чего она нужна, а какая-то часть и вовсе считает, что никому и ничего не должна и тому же учит своих детей. Но все же нужно понять, как относиться к ответственности, не взирая на то, что каждый имеет право на свое мнение.

Ответственность — это то качество, которое поможет реализовать себя в любом деле и зарекомендовать себя как хорошего, качественного, надежного работника/человека. Ответственность – это не про то, что вы должны кому-то и что-то. Ответственность - это про то, что на вас можно положиться, люди знают, чего от вас ожидать и видят вас исключительно в положительном русле. Ведь не ответственный человек - это уже «кот в мешке» получается. Чего от него ждать, и как он проявит себя в той или иной ситуации, уже не понятно.

Ответственность, безусловно, бывает разная. Ответственность уголовная, ответственность социальная и т.д., но есть и просто понятие ответственности перед самим собой или перед другом, родителем и т.д. Часто мы что-то обещаем и не выполняем, это тожн про ответственность. Опоздать, это тоже про ответственность перед человеком с которым назначена встреча, который ждет и тратит свое время.

Еще это про неуважение и обесценивание, но сейчас не об этом. Что касается начальной стадии формирования ответственности, это какая-то работа и функция, которую мы доверяем ребенку, будь ему три года. Например, доверили вы своему ребенку из раза в раз накрывать на стол, ставить тарелки и раскладывать приборы, это его ответственность и насколько часто вы будете его к этому привлекать, настолько часто он будет проявлять к этому инициативу, чем больше со временем у него появится таких «ответственных» заданий, тем ответственной от будет к ним относиться. Ребенок будет анализировать происходящее и чувство незаменимости будет его подталкивать к той самой ответственности, «Если я не положу тарелку, мама и папа не поедят, будут голодные», он ответственен за это и ему нельзя облажаться. Дальше появляются следующие ступени ответственности  - уборка игрушек, мытье рук после прогулки и т.д. В конечном итоге мы идем сад, там зона ответственности расширяется. Если ребенок ходит в сад нерегулярно без веской причины, он понимает, что тут можно относиться безответственно, соответственно всё, что там происходит, не несет какой-то серьезной функции.

Далее идет ступень ответственности в учёбе. Здесь уже безответственные родители начинают требовать от своих таких же детей ответственности и умения учиться. Но тут вопрос, а что вы сделали для того, чтобы ребенок имел представление о той самой ответственности? Как вы заложили в его голову умение и навыки к той смой ответственности перед учебой? Никак. И тут начинается самое страшное - уже почти сформированная личность идет в школу и на каждом шагу слышит, что он какой-то не такой, а конкретно безответственный. А он тут и не при чем. Как он может быть ответственным, если он частично имеет о ней представление? Он видел людей с такими качествами, но он не считает их лучше, чем он, потому, что они делают так как комфортно им, а он - как привили ему и комфортно ему.

В конечном итоге, мы понимаем, что за ответственность ответственны родители! То как они сами относятся к этому понятию, как закладывают понятие в голову своих детей, так дети и будут себя вести в дальнейшем. Ценность ответственности человек понимает тогда, когда встречается трудностями, отсутствия ответственности.

Мы должны помнить, что ответственность - не врожденная черта, а приобретённая. Она не имеет прямого отношения к чертам характера. Ответственность - это то, что человек приобретает в процессе своей жизнедеятельности, глядя на окружающий его мир и на окружающих его людей. Дети могут приобрести ответственность исключительно при участии взрослых в этом процессе.

Так вот, для родителей, которые хотят видеть своего ребенка ответственным и надежным, есть несколько рекомендаций. Прислушавшись к ним, родители смогут контролировать и воспитывать в детях то ценное качество, которое поможет детям во взрослой жизни проявить себя, ну и несомненно облегчит жизнь.

1. Не навязывайте детям свои цели.

Часто мы сталкиваемся с тем, что дети фантазируют и придумывают зачастую недосягаемые цели, чего бы это не касалось. Многие родители, к сожалению, предпочитают посмеяться или даже высмеять ребенка на глазах у кого-то. Это жестоко и неэффективно в случае мотивации и закладывания ответственности в сознание ребенка. Любую цель или фантазию ребенка можно мягко скорректировать.

Взрослые считают, что всегда способны сразу определить, что реально, а что точно не получится у их ребенка, ввиду каких-то факторов. Например, «Он у меня физически не развит, поэтому не быть ему профессиональным теннисистом, пусть будет как я мечтала врачом, найму ему репетитора по химии», вместо того чтобы сказать: «Дорогой, чтобы твоя мечта осуществилась нужно прилагать больше усилий на физкультуре, давай запишем тебя в кружок по теннису.». Да, возможно вы понимаете, что он не будет звездой тенниса, но вы окажете поддержку ребенку, что повлияет на его самооценку и даст мотивационный точек, а там и ответственность будет активирована, он будет ходить на тренировки исправно, так как это приблизит его к мечте. И кто знает, может лет через 10 ваш ребенок и вправду станет звездой тенниса.

Родители имеют такую привычку, обесценивать цели и желания детей с оговоркой «Вырастешь - будешь решать за себя, а пока будешь делать как мы скажем» или «Мы, взрослые, знаем лучше». Но пока родители так мыслят, у детей не появляется возможности учиться самостоятельности и ответственности.

2. Не путайте ответственность и послушание.

Периодически мы слышим от учителей, родителей и т.д., что ребенок безответственный, так как не выполняет все в точности, как его попросили. Но это не про ответственность, скорее это называется исполнительностью, но ответственность здесь не при чем. Ели вы попросили ребенка прийти к назначенному времени на важное мероприятие, к которому долго готовились вместе, он сказал, что будет точно, но в итоге не пришел, да, здесь чистой воды безответственность. Но если ребенок попросту не выполняет беспрекословно все что ему сказали, он не исполнителен и то, очень большой вопрос, почему, он должен выполнять все что ему прикажут?

3. Не стоит сравнивать ребенка. Никогда и ни с кем.

Почти все рекомендации психологов базируются на рекомендации «Не сравнивайте». Еще никогда и никому не помогло сравнение в Васей, у которого все получается лучше, чем у тебя! Если только нет цели унизить, растоптать самооценку ребенка. Сравнение любого рода, даже с родителями в возрасте ребенка не поможет ему обрести мотивацию и желание сделать, что-то лучше.

Сегодня все, кто хоть немного знакомы с психологическими исследованиями понимают и видят, что самый бесполезный прием мотивации – это сравнение. Ребенок, которого сравнивают, не видит перспективу кого-то переплюнуть в том или ином деле. Ребенок слышит только: «Ты хуже, чем кто-то». И руки само собой опускаются, и ни о какой мотивации и ответственности речи уже не идет. Это подойдет людям, которые хотят поглубже закопать ребенка в комплексах. Но это плохие люди.

4. Помните самостоятельность ребенка тесно связанна с ответственностью.

Каждый родитель хоть раз сетовал на то, что ребенок не самостоятельный. Но оглянувшись и проанализировав воспитание данного ребенка, можно увидеть, что ему элементарно не доверяют заправить кровать. Вопрос: а как он должен научиться самостоятельно что-то делать, если ему не доверяют элементарную работу, по причине того, что он не умеет? Замкнутый круг. Это как работодатели, ищущие молодых людей с опытом, не давая возможности начать работать молодым людям без опыта.

Тесная связь самостоятельности и ответственности просматривается очевидно, не вооруженным глазом. Пока взрослые не позволять детям взять на себя хоть какую-нибудь задачу по дому или в любой другой сфере, дети не смогут проявить себя и почувствовать меру ответственности, возложенную на их хрупкие плечи. Это как с историей сервировки стола, что я описала выше.

Для того, чтобы ребенок вырос ответственным и отвечал за свои собственные поступки, он должен стать самостоятельным, и родителям необходимо помогать ему в этом. Можно найти огромное количество заданий, которые можно поручить детям. Выполняя эти задания, ребенок будет ощущать свою значимость, а это напрямую способствует развитию внутренней мотивации.

5. Поймите сами и донесите до ребенка, понятие «Зоны ответственности».

Зона ответственности – это то, за что отвечает каждый человек, перед семьей, перед собой и т.д., например, зона ответственности папы - обеспечивать семью, зона ответственности мамы - содержать уют дома, зона ответственности ребенка - учиться и не прогуливать школу. Это общие зоны ответственности, есть более детальная ответственность. Если мама взяла на себя содержание дома в порядке, это не говорит о том, что ребенок не должен заправлять кровать или мыть за собой тарелку. Или что папа не может выбрасывать мусор каждое утро перед работой. Но и зона ответственности папы тоже не приклеена только к нему, мама тоже может в свободное время заработать денег, оказав, например, услугу репетиторства. Зона ответственности – это то, что взял на себя человек сам и справляется с этим отлично. Например, оба родителя работают, но папа справляется с задачей приготовления еды лучше, тогда он берет на себя эту ответственность, а мама возлагает на себя содержание чистоты в квартире. У каждого своя зона ответственности.

Это и нужно донести до ребенка, что любая сфера жизни подразумевает зону ответственности и каждый человек возлагает на себя какую-то из этих сфер и уже от понимания ответственности человек действует в нужном направлении.

Ну а если папа будет безответственным, и не будет регулярно выполнять свою задачу, то семья будет питаться как попало и в скором времени его нишу займет кто-то другой. И так везде, дома, на работе, и в дружбе.

6. Стоит помнить, что подготовка ребенка к трудностям лежит на плечах родителей.

Каждый человек встречался с трудностями. Чаще всего после этой встречи руки опускаются, мотивация сходит на нет, и человек не видит смысла заниматься этим дальше.

Каждый человек должен понимать, что сложности в жизни — это нормально и даже хорошо, ведь без них не будет стимула и интереса. Когда одного сложности подкашивают, другого они мотивируют. Так вот, чтобы ваш ребенок относился к трудностям как к мотивации, необходимо подготовить его и объяснить, что встреча с теми самыми трудностями неизбежна и даже необходима. Осталось понять как это сделать.

Так вот здесь нет ничего проще, это разговор. Разговор после первой, самой не значительной, на ваш взгляд проблемы с которой встретился ваш ребенок. Чем раньше вы заметите эту проблему, проговорите и поможете решить ее, тем скорее ваш ребенок начнет понимать и анализировать сложности и препятствия.

Это может быть и проблема пятилетнего ребенка, который столкнулся со сложностью в изучении букв или цифр, который уже опустил руки и плачет, что он не может и у него ничего не получается. И вот он готов убрать подальше букварь и больше никогда не будет даже пытаться. У родителя есть вариант накричать, наказать, заставить ребенка. А есть возможность убрать букварь и объяснить ребенку насколько важны эти знания, где и при каких обстоятельствах ему это пригодится и как будет здорово, когда он будет сам читать вам книги, или сам сможет расплатиться в магазине за покупки, умея все точно подсчитать. И конечно не забываем проговорить ребенку, что это трудности и они временные, он в любом случае освоит эти знания и научится, но, если он успокоится, сконцентрируется это произойдет просто быстрее.

Если использовать в воспитании прием «беседа» чаще, то шанс, что ребенок будет знать и понимать больше, намного выше.

7. Выработайте четкую стратегию в случае проявления ребенком безответственности.

Стоит ребенку проявить себя недолжным образом и сразу же следует наказание, ругань или иные методы воспитания. Это же касается и проявления безответственности. Ребенок ведёт себя безответственно, родитель применяет малоэффективный метод наказание, что усугубляет ситуацию и провоцирует конфликт и ссору.

Если родитель принимает решение воспитать ответственного и самостоятельного ребенка, он должен начать этим заниматься как можно раньше и не насильственным для психики и нервной системы ребенка способом, а более дояльным, чтобы та самая ответственность не откликалась ему нервным возбуждением или страхом.

8. Будьте примером для своих детей.

Конечно же, невозможно научить чему-то ребенка, не демонстрируя ему собственный пример. Дети учатся, глядя на своих родителей и на окружающих их близких взрослых. Бессмысленно требовать от ребенка необходимость быть ответственным и самостоятельным, когда сами родители таковыми не являются.  

В заключение хотелось бы сказать, что, действительно, дети целиком и полностью зависят от родителей. Именно поэтому следует подавать им хороший пример. Есть поговорка, «Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе», здесь работает так же «Показывай ребенку то, что хочешь видеть в нем».

Родители являются «зеркалом» для своего ребенка. Смотря на родителей и их отношение к внешнему миру, они формируют свое поведение, отношение, восприятие мира.

И самое главное, что необходимо запомнить родителям – это то, что невозможно добиться какого-то результата быстро. Чтобы воспитать и заложить в ребенка какие-либо качества, стоит понимать, что впереди непростая, работа. Да, быстро результат не придёт, но любые действия в нужном направлении принесут в итоге плоды. Если нет результата сиюминутно, это не значит, что вы делаете что-то не так, это лишь значит, что накопительный эффект включен. Не стоит опускать руки и отпускать развитие ребенка в свободное плавание. Даже если, есть мысли, что наша работа бессмысленна и ребенок всё пропускает мимо ушей, каждый родитель должен понимать, что, проводя работу, он сеет зерно, которое даст плоды, но самое точное и правильное, что может сделать любой родитель, и что точно даст результат, - это показать своим примером все положительное и хорошее, что мы хотим видеть в наших детях.

 

Список литературы:

1. Ирина Германовна Малкина-Пых. Справочник практического психолога. Серия «Справочник практического психолога».

2. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие: - СПб.: Питер, 2009 – 368 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).

3. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Роств-на-Дону: Феникс, 2004. 283 с.

 

. . . . .