Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Становление ценностного мировоззрения современного подростка

Дата публикации: 2023-11-02 17:33:14
Статью разместил(а):
Гарец Светлана Адамовна

Становление ценностного мировоззрения современного подростка

Автор: Гарец Светлана Адамовна

ГБУДО «ЦРТ» Калининского района Санкт-Петербурга

 

Взросление современного подростка отличается от прошлых времен из-за быстро меняющегося социального и технологического окружения. Современные подростки – дети нового поколения Z в возрасте от 11 до 18 лет, сталкиваются с уникальными проблемами и вызовами, которые могут влиять на их развитие и формирование ценностного мировоззрения.

Одним из основных факторов, формирующих ценностное мировоззрение подростка, является семья. Семейные ценности, передаваемые родителями, играют важную роль в формировании системы ценностей подростка. Родители являются первыми учителями и моделями для своих детей, именно через них подростки получают первоначальные представления о том, что является важным и ценным в жизни. Они передают свои моральные принципы, веру, традиции и нормы поведения. Семейные ценности могут быть основаны на религиозных убеждениях, этических принципах или культурных традициях.

Однако семья не является единственным источником формирования ценностного мировоззрения подростка. Школа, друзья, медиа и интернет также оказывают значительное влияние на формирование ценностей подростка. Школа, как институт социализации, играет важную роль в передаче некоторых ценностей, таких как знания, трудолюбие и уважение к правилам. Педагоги, школьные программы, а также программы дополнительного образования могут способствовать формированию ценностей, связанных с образованием, трудолюбием и уважением к окружающим. Друзья также могут влиять на формирование ценностей подростка, так как они представляют собой группу людей, с которыми подросток проводит большую часть своего времени и от которых он может черпать новые идеи и ценности. Взаимодействие с друзьями может помочь подростку определить свои собственные предпочтения и ценности.

Медиа и интернет играют все более значительную роль в формировании ценностей подростка. Современные подростки постоянно подвергаются влиянию различных медийных источников, таких как телевизор, социальные сети, видеоигры и т.д. Эти источники информации могут передавать различные ценности и идеалы, которые могут повлиять на формирование ценностного мировоззрения подростка. Например, реклама и медийные образы могут внушить подросткам определенные стандарты красоты или потребление определенных товаров. Однако важно отметить, что не все медийные сообщения являются положительными или здоровыми для развития подростка. Поэтому важно научить подростка анализировать и критически оценивать информацию, которую он получает из медиа и интернета.

Одной из основных характеристик современного ценностного мировоззрения подростка является его плюрализм. Подростки сталкиваются с огромным разнообразием ценностей и идеалов, что может привести к конфликтам и неопределенности в их ценностной системе. Они могут пробовать разные ценности, экспериментировать с ними и выбирать те, которые соответствуют их собственным убеждениям и потребностям. Плюрализм ценностей может быть полезным, так как он позволяет подростку развивать свою индивидуальность и находить собственное место в обществе. Однако, важно помнить, что некоторые ценности могут быть негативными или деструктивными для подростка и его окружающих.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются современные подростки, является влияние социальных сетей и интернета. Виртуальное пространство предлагает множество возможностей для общения, получения информации и развлечений, но также может стать источником стресса, негативного влияния и онлайн-зависимости. Подростки могут столкнуться с проблемами самооценки, сравнения с другими и негативным воздействием социальных медиа.

Еще одной проблемой современных подростков является стремление к успеху и совершенству. Современное общество ставит высокие требования к успеху в учебе, спорте, карьере и внешности. Это может вызывать у подростков чувство неуверенности, стресса и депрессии. Они могут ощущать постоянное давление на достижение успеха и бояться неудачи.

Еще одной социальной проблемой на пути взросления современного подростка является наркомания и алкоголизм. Современные подростки сталкиваются с давлением сверстников и общества на употребление наркотиков и алкоголя. Это может привести к зависимости, проблемам со здоровьем и разрушительным последствиям для их будущего.

В школах все чаще встречаются случаи буллинга, физического и психологического насилия со стороны сверстников. Это может привести к низкой самооценке, тревожности и депрессии у подростков, а также к проблемам с адаптацией в обществе.

Также социальной проблемой является недостаток доступного образования о важных темах, таких как сексуальное здоровье, насилие в отношениях и межличностные навыки. Во многих школах эти темы не освещаются должным образом, что может привести к неправильному информированию и негативным последствиям для подростков.

Для решения этих проблем и формирования ценностного мировоззрения актуальны на сегодняшний день различные формы и методы. Важно создать поддерживающую и безопасную среду для подростков, где они могут обсуждать свои проблемы и получать поддержку. Родители и взрослые должны быть открытыми для общения и готовыми помочь подросткам в решении их проблем.

Также важно предоставить подросткам доступ к информации о здоровом образе жизни, включая сексуальное здоровье и отношения. Образование о здоровых отношениях должно быть доступным и освещаться как в семье, так и в школе.

Подросткам необходимо предоставить возможность задавать вопросы о ценностях, этике и морали, а также обсуждать их с родителями и педагогами. Важно помочь подросткам развить критическое мышление и способность принимать информированные решения.

Влияние семьи, школы, друзей, медиа и интернета формируют основу ценностей подростка, однако каждый подросток имеет свои индивидуальные особенности и опыт, которые также влияют на его ценностное мировоззрение. Подростки должны быть готовы к анализу и критическому мышлению, чтобы определить, какие ценности соответствуют их собственным убеждениям и помогут им стать счастливыми и успешными в жизни. Это требует от них осознанности, саморефлексии и способности принимать ответственность за свои выборы и действия. В конечном счете, ценностное мировоззрение подростка является результатом его собственного пути самоопределения и поиска смысла в жизни.

В целом, взросление современного подростка и становление его ценностного мировоззрения представляет собой сложный период, который требует внимания и поддержки со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Понимание особенностей взросления подростка, его проблем и путей решения, а также формирование ценностного мировоззрения актуальных на сегодняшний день являются ключевыми факторами для помощи подросткам в успешном преодолении этого периода жизни.

 

. . . . .