Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Метод проектов как современная педагогическая технология

Дата публикации: 2023-11-02 21:33:59
Статью разместил(а):
Хоменко Ирина Владимировна

Метод проектов как современная педагогическая технология

Автор: Хоменко Ирина Владимировна

ОГБОУ «Беленихинская СОШ им. А.С. Касатонова», Белгородская область

 

Аннотация: В статье представлены сущностные характеристики метода проектов как современной педагогической технологии. Раскрыто содержательная трактовка метода проектов, выделены его существенные черты, несомненные достоинства, представлена авторская типология проектов. Отдельно выделены организационные аспекты метода проектов.

Ключевые слова: метод проектов, современная педагогическая технология, типология проектов.

 

Метод проектов, современная педагогическая технология, типология проектов. В современном образовательном процессе все более широкое распространение получает метод проектов. В современной педагогической науке существуют различные трактовки этого метода (Е.С. Полат, В.Н. Стернберг, Г.М. Коджаспирова, Н.Ю. Пахомова, М.Л. Сердюк и др.). Так, Педагогический энциклопедический словарь трактует метод проектов как систему обучения, в которой знания и умения, учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [2].

Хамидуллина Р.Р. определяет метод проектов в качестве образовательной технологии, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей, считая, что уникальность этой технологии заключается в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем.

Известный специалист в области современных образовательных технологий Е.С. Полат под методом проектов понимает определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, но и организацию процесса достижения этого результата.

Проведенный анализ различных трактовок метода проектов позволяет выделить его существенные черты:

- сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учащихся;

- использование комплекса знаний и навыков из различных областей;

- соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям учащихся;

- четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

- творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности учащихся;

- ориентация на практический (социально-значимый) результат.

Несомненным достоинством метода проектов является его ориентированность на формирование:

- умения работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;

- умения выступать в роли активного участника познавательной деятельности;

- умения осуществлять выбор способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;

- способности анализировать выбранные способы действий, объективные и субъективные причины удач или неудач, осуществлять адекватную оценку полученного результата.

Обращаясь к вопросу типологии проектов, следует отметить, что наиболее подробную типологию проектов предложила Е.С. Полат.

Типологическими признаками проектов по Е.С. Полат выступают следующие:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно ориентировочная и пр.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта.

Такое многообразие проектов свидетельствует об универсальности данной технологии и ее огромном педагогическом потенциале.

Важно отметить, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, будь это индивидуальная, парная, групповая, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.

С точки зрения организации, метод проектов предполагает решение определенной проблемы, процесса ее осмысления и раскрытия, принятия решения, предполагающее четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. выполнения заданий для каждого участника. Как подчеркивает Н.Е. Щуркова, результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными – если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат.

Таким образом, исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологий и использующие их на практике, сходятся во мнении, что  метод проектов имеет широкие педагогические возможности, способствует более глубокому усвоению программного материала, планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивает собственно проектные умения и навыки, которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.

 

Список литературы:

1. Гугкаева И.Т. Метод проектов как педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С.144-146.

2. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

4. Хамидуллина Р.Р. Метод проектов в обучении биологии // Science Time. 2014. С.581-586.

5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе изд-е, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

 

. . . . .