Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Исследуя одарённость

Дата публикации: 2023-11-04 13:22:17
Статью разместил(а):
Куртукова Татьяна Валерьевна

Исследуя одарённость

Автор: Куртукова Татьяна Валерьевна

 

Работая над темой «Решение проблемы преемственности в обучении учащихся 5 классов навыкам творческой, самостоятельной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей», я пришла к выводам: во-первых, работа с творчески одаренными детьми требует особого подхода, необходимо разобраться в том, как выявлять одаренных детей, а во-вторых, как воспитывать, обучать их, и как с ними общаться. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью ребенка. Эти проблемы позволили определить новую поисковую тему «Развитие интересов, творческих способностей учащихся на уроках технологии в условиях гимназического образования». Актуальность темы диктует время, современные требования к УВР.

Сегодня в условиях гимназического образования необходимо иначе подойти к обучению, необходимы новые задания,  направленные на:

а)  развитие интеллектуальных способностей;

б) развитие специфических способностей к творчеству;

в) творческое или продуктивное мышление, исполнительное искусство.

Необходимы сегодня самосовершенствование личности, творческая самостоятельность, уверенность в себе через поиск и успешное преодоление трудностей.          

Как помочь одаренному ребенку, как развивать его способности, как стимулировать успехи ученика – решением этих проблем  я решила серьезно и глубоко заняться. Изучая и анализируя литературу по выявлению и развитию одаренности, я пришла к выводу, что часто основные проблемы творчески одаренных детей проявляются при их взаимодействии с учителями. Эффективность обучения талантливых детей зависит от самого учителя, заданий, от активности, интереса ученика. Для проведения поисковой работы я определила 5 класс.  

Любая ремесленная работа, будь то уборка  или пошив одежды, предусматривает возможность для творчества. Исследования психологов показывают, что каждому ребенку присуща и необходима такая способность как творчество. Я начала исследование с выявления прежнего опыта ребят, их способностей и интересов. Разработав входную диагностику для выявления подготовленности к обучению в среднем звене, я получила следующие результаты: в целом ребята хорошо подготовлены в начальной школе. Они легко запоминают, знают функции инструментов, увлечены рукоделием, знакомы с правилами техники безопасности, умеют слушать внимательно. В начальной школе дети посещали выставки детского творчества в кабинете технологии, знакомы с мастерской и учителем. Все эти подготовительные «шаги» дали свои положительные результаты. Класс с первых уроков смело и  решительно начал с интересом трудиться.

Следовательно, приобретая новые знания мы не просто механически добавляем их к предшествующим, а новая информация, вступая в контакт с прежним опытом полностью перестраивается. Творческий поиск способствует наиболее успешному функционированию мышления, и развитию интеллекта.

Проведённые совместно с психологом гимназии исследования мотивации к учению показали, что у 68% преобладает мотив овладения новыми способами добывания знаний, 32% - игровая, 0% - негативная. Что же способствует  развитию интересов и творчества? Находясь в поиске  ответа на этот вопрос, изучая методическую литературу, анализируя опыт работы коллег и своей учебной деятельности, я убедилась в том, что нестандартное использование материалов открывает большие перспективы для творчества. Можно рисовать и создавать картины крупой, из обрезков бумаги и ткани, мастерить игрушки и скульптурки из пластиковых бутылок. Любое сочинительство, будь то, кроссворды, сканворды, ребусы, придуманные истории, дает четкую ориентацию на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Такое творчество нравится детям, они активно и с интересом работают.  

Чтобы учитывать самостоятельную активную познавательную деятельность ученика с учетом его способностей и возможностей, не всегда укладывающихся в систему урока, мне необходимо научить учащихся отвечать на тесты, и  составлять их самостоятельно.

Очень действенными являются самостоятельные занятия. Желание сделать красивой,  оригинальной одежду или обстановку в  комнате стимулирует творческие способности. Главное - направленность личности, т.е. раскрытие индивидуальности и устремленности. Настоящее творчество проявляется в моменты самостоятельного выбора, в открытии нового, в способности к переносу знаний, умений в другие ситуации, при решении оригинальных, нестандартных проблем. Стимулировать творческую самостоятельность, с моей точки зрения, помогают следующие педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов.

В программе ОЭР я чётко определила цель и поставила перед собой задачу развить у детей любопытство, жажду новизны,  любознательность и интеллектуальную активность, стремление к познанию, исследованию.

Считаю, что цель и задачи поисковой проблемы будут успешно реализованы, при:

1) повышении интереса к предмету в ходе  учебно-воспитательного процесса;

2) полном отсутствии конфликтных ситуаций; 

3) отлаженной индивидуальной работе;

4) проявлении творчества через активное участие детей в выставках.

Проведенная «Психогеометрическая  Экспресс-диагностика типа личности» (С. Деллингер) показала, что:

- 62% учениц относится к числу самых уникальных людей, творческих личностей, которым свойственна креативность. Это «правополушарные» мыслители, следовательно, при работе с ними  мне нужно использовать разнообразные задания с учетом высокого уровня стимуляции и  устремленности в будущее.

- 31% - лидеры, «левополушарные» мыслители, способные быстро и глубоко анализировать. Это энергичные, неудержимые,  сильные личности, у них ясные цели,  которых они всегда достигают. Их способности руководить группой помогут увеличить результативность процесса обучения.

- 7% заняты поисками, находятся в состоянии замешательства,  запутанности и неопределенности, но у них присутствует любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Им  необходимо больше общаться с людьми. Чтобы способствовать этому процессу, мне необходимо вовлекать таких учащихся в работу, требующую от них постоянной коллективной деятельности. Таким образом, данный ученический коллектив имеет высокую мотивацию к учению, активен, творчески одарен.     

Необходимые условия успеха в творчестве - научный поиск, создание произведений искусства, руководящая работа. Талантливым людям свойственна способность к высокой концентрации внимания, что позволяет  полностью погрузиться в работу, и работать в любых условиях.

Критичность мышления и умения определять значимость продуктов собственной и чужой деятельности стараюсь развить при взаимооценивании в группах. Опрашиваем и учимся оценивать друг друга, проводим педагогическую и учебную рефлексию, даем анализ оценки.

Нацеленность и приверженность делу - самый точный показатель таланта и одаренности, упорство при достижении цели. Широта интересов позволяет лучше изучить личность, обогатить ее, приобретается способность комбинировать, ассоциировать, находить нестандартные решения.

Перфекционизм - совершенство. Это стремление все делать наилучшим образом, тяга к совершенству в делах (интеллектуально, эстетически, нравственно). Без этого качества невозможны серьезные достижения. На уроках стремимся отвечать у доски без боязни аудитории, спорим и доказываем. Каждая выполненная работа должна быть аккуратной, опрятной.

Чувство юмора - важный признак творческой натуры. Это качество является механизмом защиты уязвимой психики талантливого человека. Следовательно, нужны психологические тренинги,  и  необходимо совместно с психологом потрудиться  над поиском подходящих тренингов и разминок.

Опираясь на  результаты исследований и учитывая пожелания учащихся, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», стараюсь на уроках больше использовать наглядный материал и придерживаться формулы «просто о сложном».

Стимулирование интересов и способностей осуществляется на уроках в виде заметок в «творческой тетради», заведенной в нашем кабинете. Каждый ребенок на ее страницах может записать, оставить свое «великое» творение: придуманная рекламка, составленный ребус или кроссворд, загадка или просто написать отзыв об интересном уроке. Широко используем связь с другими предметами, например: математика, русский и казахский языки. И если ребенок видит результат своего труда, свою значимость - он здоровый духом.

Формирование положительной Я – концепции убеждает ребенка в огромных возможностях его личности: Я могу, Я способен, Я  нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю. Очень продуктивным считаю работу в группах: взаимопомощь и взаимодействие, компенсация отставания.

Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, поэтому необходимо развивать в детях инициативность. Многообразие генетически передаваемых человеку качеств таково, что каждый из нас не может не оказаться обладателем того или иного таланта. Возможно, он будет необычным, бесполезным на первый взгляд или невостребованным в данный момент обществом. Но он обязательно заложен, и судьба человека, его чувство удовлетворенности жизнью во многом зависит от того,  сумеет ли он распознать свои задатки, поверить в них, развивать способности, которыми наделен от природы. И моя задача - выявлять, двигать и развивать талантливость, творчество детей и всячески их стимулировать. Очень важен личный пример учителя, его творчество, важны упражнения и практика, возможность спорить, активно задавать вопросы.

Удачный подход к стимулированию позитивного развития включает множество  утверждений. Наиболее важными из них  считаю следующие:

- отвечать на все вопросы ребенка терпеливо и честно;

- каждый может демонстрировать свои работы;

- помогать улучшать результат его работы;

- снабжать необходимыми источниками для выполнения работы;

- помогать общаться в коллективе,  в  группе;

- позволять использование нетрадиционных материалов.

Промежуточные результаты и наблюдения позволяют мне судить о правильном направлении в работе, есть успехи, но необходимо провести еще ряд исследований, например: «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты»  (Е.Е. Туник.). С  этим и продолжаю свою актуальную, на мой взгляд, исследовательскую работу.

 

. . . . .