С чего начинается любовь к Родине?
С чего начинается любовь к Родине?
Автор: Цуканова Галина Ивановна
МБУ ДО «Районная станция юных натуралистов» Ивнянского района Белгородской области
Ключевые слова: патриотическое воспитание, героизм, семья, ребенок, учащиеся, патриот, Родина.
Понятие Родина мы познаём с самых ранних детских лет. Это частичка лежит внутри нашего сердца. Всё, что нас окружает: тёплые руки матери, запах хлеба, цветов, шелест листьев. Мы запоминаем, и воспоминания идут с нами по всей жизни. Всё - улицу, дом, деревья, игры на площадке, катание на ажурных, деревянных санках.
Это значение создаёт общую ниточку между всеми людьми, родившимися в определённом месте. Это место называется родной край. Без любви к родным местам и родной школе, садику, друзьям из института, колледжа нельзя прожить!
Нужно тщательно беречь и уважать своих близких. Постоянно оберегать свой милый дом, семью, чаще радовать близких. Слова родня и Родина имеют один корень.
Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданские, нравственные, эстетические и другие основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Понятие «патриотическое воспитание детей» включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к историческому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть смелыми и мужественными, выносливыми и сильными, уважительными по отношению к окружающим.
Сегодня героизм понимается очень хорошо и не сводится к официально названным именам, как это было раньше, когда предполагался определенный перечень имен героев. Поэтому современному ребенку не всегда просто без помощи взрослого разобраться, где героизм, проявляемый ради истинных ценностей, а где-бессмысленная авантюра. Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь, на мой взгляд, целесообразно использовать семейную историю и впечатления ребенка от того, что его окружает: прогулки на природе; рассказы об истории малой Родины, улицы, отдельных зданий; рассказы о предках, живших на территории в разные исторические периоды, их быте, об их участии в трудовых и военных событиях нашего народа в разные периоды истории.
С чего же начинается Родина для младшего школьника? С места где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Начиная работу, я продумываю, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерные черты для нашего сельского поселения. Я рассказываю детям о том, чем славен наш район, о его истории, традициях нашего народа, характерных для нашей местности, о достопримечательностях, памятниках; знакомлю детей с народными промыслами и народными умельцами нашего региона.
Воспитывая у детей любовь к своему краю, необходимо подвести их к пониманию, что их село-частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
· Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.).
· Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.
· Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу.
· Люди берегут и охраняют природу.
· Есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Основная цель - формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма и гордости за свою страну.
Детей следует знакомить с символикой России и края, в котором мы проживаем: с флагом, гимном, гербом.
Большое место в работе с детьми я отвожу экскурсионной работе, которая обладает широким спектром средств по всем направлениям воспитания, повышения общего уровня культуры, согласованностью действий, особенно между школой и семьей. Это одна из наиболее популярных массовых форм работы, имеющая как познавательное, так и воспитательное значение.
Я уверена, что изучение истории государства и пробуждение интереса к ее, порой нелегкому, ходу событий должно начинаться с изучения своей малой Родины-села и края, в котором живет учащийся, возникновения трепетного отношения, которое человек испытывает при виде родных мест, дорогих ему людей.
На мой взгляд, патриотическое воспитание в младшем школьном возрасте не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения ценностно - смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, обществу, другим людям, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных и нравственных идеалов, ценностных установок.
Отношение к Родине начинает закладываться в семье. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребёнка. Поэтому считаю необходимым участие родителей в воспитательном процессе. Для этого привлекаю их к подготовке и проведению воспитательных мероприятий.
Любовь к Отечеству начинается с любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сёстрам, с любви к родному дому, где человек родился и вырос. Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, описывают увлечения и традиции своей семьи, создают собственный герб.
Из своего опыта могу сказать, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот горячо любит Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Хочется надеяться, что наш педагогический, каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни подрастающего поколения. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что наши учащиеся будут жить и работать на благо и во имя Родины.
Литература:
1. Я – гражданин России. // Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006. -160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
2. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -288 с. – (Сердце отдаю детям).
3. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
4. М.Г. Яновская. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – Москва: Просвещение, 1986. – 160 с.