Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Саморазвитие

Дата публикации: 2023-11-21 21:05:58
Статью разместил(а):
Саидова Любовь Николаевна

Саморазвитие

Автор: Саидова Любовь Николаевна

 

Однажды Ходжа Насреддин увидел толпу декхан, в центре которой стоял человек и радостно кричал: «Я говорил, что мой ишак сдохнет, и он сдох. Я говорил, что саранча съест мой урожай, и она съела! Я говорил, что мой дом сгорит, и он сгорел!  Я мудр! Я велик! Люди говорили, что этот человек лишился разума, его надо связать! Но Х.Н. сказал: «Не трогайте его – он счастлив! Сбылось все то, что он предсказывал. У каждого свои радости!

О смысле притчи много спорили и спорят до сих пор. Но мысль о том, что, когда ожидания человека сбываются, он начинает верить в  себя, бесспорна.

В учебном процессе много движущих сил, а самым главным побудителем в саморазвитии личности – это надежда на успех, потеряв ее – усилия человека  теряют смысл.

Надежда на успех живет в каждом ребенке и их родителях, но не каждая надежда сбывается. Успех гарантирован не каждому, а лишь тому, кто прилагает силы. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ребенок смог иметь надежду на успех.

Для одного ребенка ожидание успеха привычно, для другого эпизодично, для третьего единично. Это состояние «сбывшейся радости» должны поддерживать учителя и родители. Учитель нач. кл. несет особую ответственность, если ребенок с нач. кл. потеряет надежду, то ему будет очень трудно учиться дальше. С первых дней обучения  я стараюсь внушить детям, что придет  время, когда все получится.  Когда дети говорят, что не умеют или не могут, я говорю им о том, что, родившись, ребенок не умел ходить, говорить, но пришло время, и всему этому научились.

Стараюсь вселить в детей уверенность, в классе мы стараемся не употреблять выражений «неправильно», а говорим:»проверь, попробуй доказать свою версию, если докажешь, будешь прав» С первых дней обучения дети работают у доски, сначала робко, потом привыкают, а впоследствии каждый желает работать у доски,

Когда ребенок выходит к доске, мы называем его «капитаном корабля» - детям это нравится – это тоже один из методов саморазвития.

Для эффективного саморазвития необходимы условия, стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям, свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия.

Наибольшее влияние на создание этого климата оказывает 4 сферы жизнедеятельности ребенка:

1. Семья со своими культурными традициями.

2.Уличная детская среда, с особым стилем общения.

3. Средства массовой информации.

4.Школа.

Чтобы на детей меньше влияла уличная среда, школа должна организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребенок мог самосовершенствоваться, формировала бы умения и навыки, корректировала доминанты в нужном направлении, предоставляла бы возможность саморазвития.

Среда, стиль, воспитательный фон, создаваемые во время учебной деятельности ребенка, определяется двумя основными факторами: личностными отношениями и организацией  учебн. процесса, двух его частей6 преподавания и учения.

Отношения. Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), партнерские отношения сотрудничества ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса в технологии саморазвития имеет следующие принципиальные черты: пед. руководство самовосп. и самообраз. личности.

- используется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация;

- самост. творч. деятельность;

- активизируется, стимулируется процесс осмысливание учения;

- цент тяжести пед. процесса переносится в сторону формирования способностей умств. действий;

- систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.

Включаю задания на развитие логического мышления, составлять план, использовать  точность, доказательность, развиваю речевые умения, поиск  информации, формирование дух. ценностей, здорового образа жизни.

Программа 211 выводит личность в позицию субъекта, предоставляет возможность, предоставляет  возможность осуществлять этапы деятельности от целеполагания, до рефлексии, упражняет личность в достижении трудной  цели, эксплуатируя познавательные потребности, работает на удовлетворение потребностей в самовыражении, самореализации, формирует умение учиться, вселяет уверенность (я - умею, я - могу, я - способен, я - не хуже других), воспитывает трудолюбие через стереотип учебного труда. В работе я применяю групповые, коллективные способы обучения. Дети пробует себя в позиции «Я - учитель».

Игровые методы совершенствуют условия целеполагания, свобода выбора, самостоятельность (я - управляю, я - принимаю решения, ответственность).

Проблемные, поисковые, исследовательские методы и приемы формируют творческие способности ребенка (я - творю, я – выдумываю, я – пробую).

Дома, под руководством родителей используют новые информационные технологии. Дифференциация и индивидуализация позволяют формировать самостоятельную деятельность детей.

В технологии саморазвития личности и пользуется система планирования образоват. Технологий и методик исходит из того, что каждый школьник должен поработать во всех важнейших пед. технологиях.

Мотивация учения должна включать в себя познавательный, внутренний, социальный и нравственно-волевой компоненты.

В уч-восп. процессе осуществляется программа последовательного формирования и развития всех составляющих процесса саморазвития.

Самопознание - от своего «я» к привычке самоконтроля и целевым установкам улучшения себя. Оценку учителя постепенно заменяет самооценка ребенка.

Самовоспитание - от исправления своих поступков и поведения, самовоспитания воли, характере, к ответственности и принципиальности.

Самообразование развивается от формирования устойчивого интереса к ученью, умений учиться и культуры умственного  труда до потребности в самообразовании.

Самоутверждение – от ощущений успеха, самоуважения и уверенности к самообладанию, стойкости, мужеству.

Самоопределение – осознания своих данных и способностей к  сознательному выбору своего места в жизни.

Саморегуляция – от бодрости, жизнерадостности к оптимизму, устремленности в будущее и умению согласовать личное и общественное, владению собой в любой ситуации.

В ходе постоянной работы происходит перестройка  сознания и мышления детей. Формируется способность осуществлять рефлексный контроль. Появляются и утверждаются такие личностные св-ва, как сознательный выбор целей средств и способов их достижения, чув-во ответственности за свой выбор и результаты своей деятельности.

Одной из причин учебных затруднений детей является несформированность умений самоорганизации учебной  деятельности требуемого уровня. Ребенок должен хорошо определять цель выполняемого учебного задания, уметь планировать его, целесообразно выполнять, контролировать ход и результаты, оценивать ход и результаты.

Под умениями самоорганизации учебной деятельности надо понимать такие, посредством которых субъект самостоятельно упорядочивает и согласует процесс решения учебных заданий, соответствующих этапам структуры организации деятельности: целеопределению, планированию, выполнению, контролю, оцениванию.

Овладение умениями самоорганизации уч. деятельности у младших школьников является образовательным минимумом. Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности определяет успешность обучения, проблема формирования  умений самоорганизации, являющихся основой обобщенного  способа организации учебной деятельности школьников, приобретает особую актуальность.

Для совершенствования процесса  формирования умений самоорганизации я использую следующие варианты дид. премов: аннотирование, сообщение темы след. урока  заранее;

- чтение темы урока с доски;

- определение перспективы в усвоении темы урока;

- выбор и аргументация целей урока из многообразия предложенных;

- определение цели задания;

- определение личностных возможностей выполнения учебного задания.

Я должна создать условия для применения учениками необходимых планов, алгоритмов, памяток, способствующих успешному и сознательному самостоятельному выполнению задания, выполнение задания до конца, получение результата; обеспечение условий выполнения учащимися деятельности  обобщенным  способом (вспомните, какие задания уже выполнялись так же, но с другим содержанием).

- Комментирование выполнения задания;

- Сверка полученного результата с образцом(итоговый контроль);

- Организация взаимопроверки;

- Применение отсроченной проверки;

- Определение возможности  выполнить задание другим способом;

- Обсуждаем реализацию намеченного  плана, выполнения задания;

- Применяю различные критерии оценивания;

- Применение  «линеечки достижений», «лесенки  успеха» для оценивания уровня выполнения задания, его результата;

- Применение различных видов оценок: прогностической, перспективной, корригирующей.

. . . . .