Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Музыкальный диктант на уроках сольфеджио в ДШИ

Дата публикации: 2023-11-25 17:56:19
Статью разместил(а):
Шакирова Гульнара Марсовна

Музыкальный диктант на уроках сольфеджио в ДШИ

Автор: Шакирова Гульнара Марсовна

МБОУ ДО «ДШИ №1» Альметьевск

 

Аннотация: В этой статье рассматриваются вопросы использования диктанта как одного из видов развития музыкального слуха.

Ключевые слова: музыкальный диктант, детская школа искусств.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Музыкальный диктант (от лат. dikto- диктую, повторяю) - это запись музыки на слух по памяти или в процессе слушания.

А.Л. Островский в своей книге «Методика теории музыки и сольфеджио» отмечал, что "цель музыкального диктанта – воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи. Значение музыкального диктанта не ограничивается воспитанием навыков записи музыки. Практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и развитии четких, рельефных музыкальных представлений; занятия по музыкальному диктанту воспитывают чувство стиля музыки и обогащают память запасом полезных музыкальных образов".

Работа над музыкальным диктантом является сложным процессом, включающим запоминание, осознание, осмысление и перевод мелодии в грамотный нотный текст.

Разумеется, начинать работу над диктантом следует после того, как ученики познакомились с нотами и длительностями и хорошо и быстро могут из записывать и называть, потому на первых порах полезно просто записывать ноты под диктовку педагога. Также сольмизация нотных примеров из учебника мне тоже представляется крайне полезной.

При выполнении подобных заданий полезно на каждом уроке проговаривать вслух простые правила нотной записи, например: штили пишутся справа вверх и слева вниз, хвосты у восьмушек всегда справа, встречные знаки ставятся перед нотой и т.д.

Очень важным на первом этапе обучения, представляется и слуховое усвоение порядка нот. Четкое понимание нотной последовательности вверх и вниз, осознание отдельной ноты во взаимосвязи с другими, умение четко и быстро просчитать ноты по порядку, через одну или через две – это, в дальнейшем, залог успешной и грамотной записи полноценного диктанта. Практика показывает, что одного простого заучивания нот недостаточно. Необходимо довести этот навык до уровня автоматизма, чтобы ребенок воспринимал и воспроизводил ноты, практически не задумываясь. А это требует постоянной и кропотливой работы. Также я практикую работу с клавиатурой бумажной, у каждого учащегося свой экземпляр, а также несколько пуговиц, которыми выкладывается нотный рисунок 

С самого начала обучения следует развивать слуховые представления обучающихся о типах движении мелодии: вверх, вниз, поступенно, по звукам трезвучия, скачком, с повторением звуков и т.д. К началу записи диктанта обучающиеся должны хорошо различать основные типы движения мелодии, устойчивые и неустойчивые звуки, улавливать на слух опевания. Для усвоения этих навыков необходимо систематически выполнять интонационные упражнения на пение ступеней и отрезков гаммы, устное транспонирование музыкальных фраз с названием нот в виде секвенций. Интонационную работу целесообразно начинать с повторения звуков, поступенного и движения по звукам трезвучия, и только затем переходить к усвоению более сложных элементов 

Нужно прекрасно знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано короткие (4-8 тактов) песни-попевки от разных звуков. 

Знать длительности. Выкладывать на карточках после одного прослушивания простейшие ритмические формулы. Желательно, чтобы к началу работы над записью диктанта обучающиеся хорошо ориентировались в длительностях. Положительные результаты дает работа с заготовленными карточками, которые дети с удовольствием «выкладывают» перед собой на столе, а затем прохлопывают получившийся ритм. Изучение и запоминание длительностей начинается с четвертных и восьмых длительностей, которые в большинстве присутствуют в детских песенках.

В развитии ритмических навыков можно немного опережать трудности, дающиеся в письменном диктанте: дети должны научиться четко тактировать и осознавать сильную и слабые доли, чтобы правильно распределять ноты по тактам. На первых порах очень полезно перед интонированием читать или простукивать ритм без пения, поскольку ритмические трудности отвлекают обучающихся от контроля высоты звуков. Когда ритм становится понятен детям, они все внимание сосредотачивают на звуковысотных отношениях, поэтому навык записи ритма должен несколько «опережать» запись мелодии, в этих целях с детьми младшего возраста следует как можно чаще писать ритмические диктанты.

Уметь записать на одной ноте, после прохлопывания, ритмический рисунок стихотворной фразы или двухтактового мелодического оборота, расставить тактовые черточки и сильные доли в размере 2/4. 

Находить и отстукивать доли в незнакомых пьесах, исполняемых педагогом. 

Уметь спеть нотами или сыграть на фортепиано после одного прослушивания короткие мелодические обороты.

Большую помощь в записи диктанта оказывает хорошее развитие интервального слуха, особенно когда мелодия включает широкие ходы. Для правильного определения интервалов следует всячески «укреплять» ощущение тоники (тонического трезвучия), проигрывать и пропевать всей группой интонационные обороты, входящие в мелодию диктанта. Особо тщательно следует «прорабатывать» обороты с неустойчивыми звуками и звуками, взятыми скачком.

На протяжении всего периода обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальной памяти, постепенно подготавливать обучающихся к восприятию и запоминанию мелодий большой протяженности. С самых первых уроков полезно запоминать несложные мелодии от устойчивых звуков, с элементами повторности, с преобладанием поступенного движения и движения по звукам тонического трезвучия – в виде многократного пропевания по нотам, игры на фортепиано, повтора (подбора) мелодии на фортепиано, и т.д. Очень важно, чтобы такая работа проводилась систематически и в ней активно участвовала вся группа обучающихся. 

Работа над ступенями должна проводиться постоянно, на каждом уроке, и вестись по разным направлениям. Очень важна на первых порах выработка умения быстро и точно находить в тональности любую отдельную ступень.

Несмотря на огромное многообразие мелодического материала, в музыке имеется и достаточно большое количество стандартных оборотов, которые часто повторяются, прекрасно вычленяются из контекста и узнаются как на слух, так и при анализе нотного текста. К таким оборотам относятся звукоряды – трихорд, тетрахорд и пентахорд, движение от вводных тонов к тонике, опевания, вспомогательные ноты, а также различные модификации этих оборотов. После знакомства с основными мелодическими элементами необходимо выработать у учащихся быстрое, буквально автоматическое узнавание их как в нотном тексте в чтении с листа, так и в слуховом анализе. Поэтому и мелодические обороты на слух, и упражнения по чтению с листа, и диктанты этого периода должны содержать как можно больше этих элементов или просто состоять из них.

Очень часто мелодия движется по звукам аккордов. Умение вычленять знакомый аккорд из контекста мелодии – очень важный навык, который необходимо выработать у учащихся. Первоначальные упражнения должны быть направлены на чисто визуальное и слуховое восприятие аккорда. Неоценимую помощь в запоминании мелодики аккордов оказывают небольшие распевки, в которых нужный аккорд пропевается и называется одновременно.

Как известно, самую большую трудность в записи диктанта вызывают скачки. Поэтому прорабатывать их необходимо так же тщательно, как и другие мелодические элементы.

Работа по определению, осознанию музыкальной формы имеет огромное значение для успешной записи музыкального диктанта. Учащиеся должны очень хорошо ориентироваться в местоположении предложений, каденций, фраз, мотивов, а также в их взаимосвязи. Эту работу нужно также начинать с первого класса.

Помимо всей этой подготовительной работы, очень полезны некоторые формы заданий, непосредственно подготавливающие запись полноценного диктанта.

К началу написания диктанта обучающиеся должны хорошо ориентироваться в клавиатуре. Для этого с самого начала обучения следует практиковать исполнение детьми простейших мелодий на фортепиано со счетом вслух, подбор по слуху на фортепиано одноголосных мелодий, пропетых или сыгранных преподавателем, транспонирование мелодий от разных звуков, в том числе и от черных клавиш.

Формы музыкальных диктантов:

- Диктант с ошибкой - дается мелодия «с ошибкой». Педагог проигрывает правильный вариант, а учащиеся должны найти и исправить ошибки.

- Диктант с пропусками:

а) учащиеся должны услышать и заполнить пропущенные такты.

б) выписаны головки нот, учащиеся должны правильно оформить мелодию ритмически. 

- Устный диктант - в коротких фразах определяется лад, метр, длительности, мелодический рисунок. Мелодия поется с названием звуков. Используется часто в начальных классах. Удобен тем, что занимает мало времени.

- Ритмический диктант - записывается ритмический рисунок мелодии. Сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. 

- Диктант по памяти - записывается с одного-трех раз. Должен иметь яркую, запоминающуюся мелодию. 

- Графический диктант - указывается только направление мелодии. 

- Эскизный диктант, по частям – записываются определенные фрагменты звучащей мелодии. Помогает в обычном диктанте начинать работу с разных мест. Используется при записи сложных и длинных мелодий. При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом преподавателю нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сперва – каденции, затем начало первой и второй фраз и т.д. 

- Запись мелодии песни, предварительно выученной - без проигрывания. 

- Диктант показательный - цель и задача этой формы работы – показать учащимся процесс записи. Диктант проводится самим преподавателем или может быть поручен кому-то из учеников. Запись ведется на доске, попутно объясняется весь путь осознания слышимого.  

- «Диктант-минутка» или «диктант-молния» - диктант проигрывается два-три раза, учащиеся пропевают мелодию и записывают то, что успели запомнить. 

- “Самодиктант” - запись знакомой музыки.

- Диктант с готовым ритмическим рисунком и совместным предварительным анализом - на доске выписывается ритмический рисунок будущего диктанта, ритм прохлопывается всем классом несколько раз. Затем к ритму добавляется мелодия, учащиеся устно анализируют ее направление, скачки, каденции, пропевают хором с названием нот и затем записывают по памяти.

Подготовительные упражнения к диктанту: 

- после настройки преподаватель на фортепиано в медленном темпе исполняет звуки тональности в различной последовательности, учащиеся вслед за учителем поют каждый звук, называя его в определенной тональности (развитие быстроты реакции учащихся); 

- пение отрезков гаммы от любого звука до тоники тональности (но не наоборот); 

- слушать и петь ступени тональности ученики должны также дома ежедневно по 5–10 минут. Если учащиеся не будут заниматься ступенями дома, работа диктантом обречена на неудачу; 

- устные диктанты (пение на слоги или с названием звуков и дирижированием) небольших попевок вслед за проигрыванием. 

Ритмические навыки, так же, как и интонационные, должны опережать трудности, дающиеся в письменном диктанте. Прежде всего, учащиеся должны научиться четко тактировать. Только при таком активном тактировании возможно осознание метрической доли, а, следовательно, и ритмических соотношений звуков. Чем больше преподаватель проводит в классе подобных упражнений, тем больше уверенности, что ученики легко справятся с ритмом диктантов. 

Особое внимание нужно уделять упражнениям, подготавливающим учащихся к восприятию мелодий небольшой протяженности. Такими упражнениями являются: 

Успех написания диктантов зависит от внимательности и собранности учеников, поэтому не рекомендуется проводить диктант в конце урока, когда внимание учащихся притупляется или в самом начале урока, когда внимание еще не собрано. Для этого дается ряд упражнений, повышающих слуховую активность учеников. Они должны длиться около 10 минут. 

Основное условие осознанного восприятия диктанта - опора на прочную теоретическую базу. Одновременно с изучением понятий вводится определение соответствующих элементов на слух. Ни одна интонация в диктанте не должна появиться без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых упражнениях.  

Обратив внимание учащихся, преподаватель проигрывает пример. Диктант играется 6-8 раз (в зависимости от сложности) с небольшими интервалами. 

Первое прослушивание - общее ознакомление с мелодией, стремление удержать музыкальный образ в сознании. Для того, чтобы учащийся мог полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего, следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или выделений отдельных трудных интонаций или гармоний нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать, искусственно громко выстукивая, сильную долю такта. Вначале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем, при многократном проигрывании, этот первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным. 

Второе прослушивание может несколько отличаться от первого: темп может быть несколько замедлен, но не настолько, чтобы пример потерял свой музыкальный смысл; фразировка иногда может быть несколько подчеркнутой. Со второго раза ученики должны запомнить яркие моменты и приступить к анализу: выяснить размер, сильную долю, ступень, с которой начинается и заканчивается мелодия, начальную интонацию, характер интервальных ходов, повторы, секвенции, ритмические особенности, диапазон, приблизительный ритмический рисунок. С первого раза эти детали могут определить единицы, со второго раза такой анализ должны проделать большинство учеников. После второго прослушивания в тетради должны быть: 

- ключевые знаки; 

- размер; 

- размечены все такты. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой.  

- написана первая и последняя нота; 

- отмечены места повторов или секвенций (если есть). 

Третье и последующие прослушивания. После третьего прослушивания начинается запись. Нужно обязательно дирижировать, запоминать и записывать ритм. Нужно активно анализировать мелодию, например, по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. 

Иногда, слушая текст диктанта, ученик запоминает не мелодию, а название звуков. Чтобы проверить, на что направлено его внимание, полезно вместо очередного проигрывания на инструменте, предложить спеть мелодию, не называя нот (на нейтральном слоге). 

После того, как педагог убедился, что примерно половина диктанта всеми детьми написана, можно обойти учеников и сделать короткие замечания тем, у кого обнаружены ошибки. Эти ошибки не следует тут же поправлять, а следует лишь только указать на них. Затем диктант может быть сыгран несколько раз. 

Играть диктант имеет смысл только тогда, когда преподаватель убедится, что все ученики записали всё, что помнили. Педагогу не надо слишком торопиться с проигрыванием, даже если он видит, что кто-либо из учащихся ожидает его. Педагог должен стараться «выжать» все запасы памяти у учащихся и учить их не распускаться и не расслаблять своей воли в ожидании все новых проигрываний. Учащийся должен заранее знать, что число исполнений строго ограниченно и что на данной стадии работы ему невыгодно торопить педагога с новым исполнением диктанта: проигрывание может более пригодиться позднее. 

Интервал между проигрываниями около двух минут. Исполнение мелодии должно быть идеальным по четкости и определенности. Перед проигрыванием всегда давать настройку на тональность (тоническое трезвучие). Следует напомнить звучание тоники, чтобы была возможность постоянно сравнивать с ней остальные звуки. Учеников необходимо научить концентрации внимания, углубленному погружению в процесс записи. В трудных случаях могут иметь место «подсказки», индивидуальные указания на места, где нужно дослушать и исправить. 

Контрольное прослушивание диктанта обычно идет для проверки учениками уже записанного диктанта. Пример играется так же законченно и выразительно, как в первый раз. Учащиеся сверяют уже законченную запись и вносят необходимые изменения и уточнения. 

Необходимо отметить, что число проигрываний диктанта по мере усложнения музыкальных примеров данной фактуры не должны увеличиваться. Наоборот, должны увеличиваться у учащихся глубина и быстрота усвоения, прочность восприятия, устойчивость представлений и музыкальной памяти. Должна увеличиваться быстрота ориентировки в характерных особенностях произведения и т.д. Если увеличивать число проигрываний по мере увеличения и усложнения при­меров, то диктант превратится в самоцель: хотя он и будет каждый раз записан, но навыки, развитие которых он имеет целью, будут вырабатываться медленнее. 

Для проверки диктанта можно использовать как коллективные, так и индивидуальные формы: 

- пропевание всем классом; 

- коллективный разбор номера учителем перед всем классом (называются ноты, аккорды, ритм, штрихи и т.д.); 

- индивидуальная проверка педагогом тетради учащихся; 

- пропевание каждым учащимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок; 

- проигрывание диктанта на фортепиано.

Заключение.

Итак, можно сделать вывод, что в первом классе закладываются главные, базовые навыки записи музыкального диктанта. Это умение правильно “слушать”; запоминать, анализировать и понимать музыкальный текст; умение осмыслить его графически и правильно записать; умение правильно определить и осознать метроритмическую составляющую мелодии, четко продирижировать ее, ощущая пульсацию долей и осознавая каждую долю. Вся дальнейшая работа сводится только к развитию этих базовых умений и усложнению теоретического материала.

 

Список литературы:

1. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Пособие для педагогов. — Изд. 2-е., доп. — Л.: Музыка, 1970 г.  

2. Шайхутдинова Д.И. Методика инновационного обучения по предмету «Сольфеджио». Уфа — 2000 г. 

3. Фокина Л. «Методика преподавания музыкального диктанта» - М.: Музыка, 1969 г. 

 

. . . . .