Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Дата публикации: 2023-11-26 16:45:17
Статью разместил(а):
Пай Ирина Валентиновна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Автор: Пай Ирина Валентиновна

МБОУ СОШ № 45, г. Воронеж

 

Аннотация: Статья направлена на изучение раскрытия роли сохранения физического и психологического здоровья как неотъемлемого этапа каждого урока английского языка. Также поднимается тема корректного соотношения умственной и физической активности учащихся с учетом основных социальных каждодневных активностей.

Ключевые слова: психологическая поддержка, активность, здоровьесберегающие технологии, рефлексия, гигиенические нормы, гигиенические требования.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Моделирование учебного процесса с учетом особенностей здоровья и развития детей – один из ключевых векторов построения современного образовательного процесса в России. Разработка организационно-педагогических, психолого-педагогических и учебно-воспитательных технологий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья учащихся, год за годом представляет собой прогрессивную вертикаль, отражающую основной приоритет всего пула здоровьесберегающих технологий.

Перед учителем ставится задача по созданию комфортной и объективно полезной обстановки в процессе обучения. Помимо мероприятий по охране физического здоровья и профилактике развития ряда типичных возрастных болезней, связанных с пассивным образом жизни, учитель берет на себя важную миссию по формированию трезвого, эмоционально-положительного отношения к предмету, уроку, получаемым знаниям и их проверке. Наиболее популярным средством достижения рефлексии для ребенка будет являться аутотренинг. Это навык, прививаемый педагогом учащемуся с целью введения последнего в фазу психологического самоанализа и самоуспокоения. Аутотренинг является основополагающим и в будущем психологическом состоянии, используется учащимися и средних, и старших классов.

Причина общего внедрения здоровьесберегающих технологий связана с большим вниманием, направленным на изучение состояния здоровья учащихся за годы их школьной жизни. Педагогические исследования показывают, что анализ состояния учащихся играет большую роль при выявлении наиболее негативно сказывающихся на здоровье аспектов учебного процесса. Так, например, была установлена негативная общая динамика – за последние десятилетия состояние здоровья учащихся ухудшается в 3-4 раза. Довольно тревожный показатель стал причиной внедрения смены видов учебной деятельности, ориентации на комфортное самоощущение учащегося и повышения общего уровня их физической активности.

Уроки английского языка являются одними из наиболее регулярных и частых в школьной программе учащихся начальной, средней и старшей школы. Ввиду этого факта большую роль играет применение здоровьесберегающих технологий на этих занятиях с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Одной из основных задач для учителей английского языка является создание у детей положительной психологической обстановки на уроке, особенно в начальных классах, когда обучение говорению и пониманию на иностранном языке может быть стрессом для ребенка. Также немаловажно обращать внимание на общую утомляемость класса – строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, чередовать виды работ и формировать общее позитивное отношение к предмету, вызывать интерес.

На уроках английского языка на начальном этапе для снятия эмоционального напряжения можно использовать игровые технологии. Игра может быть применима на уроке и как хорошая форма отработки лексического материала, грамматических конструкций, формирования навыков аудирования и чтения, орфографических и фонетических навыков. Хороший эффект дает использование интерактивных программ, которые вызывают огромный интерес у учащихся.

Школьный курс английского языка позволяет соблюдать гигиенические требования, чередовать виды деятельности и подразумевает активное внедрение краткосрочных, но регулярных активностей, направленных на расслабление учащихся. К таковым относятся физкультминутки, упражнения на дыхание, аутогенные тренировки, песни, пальчиковые игры в начальной школе, короткие ролевые игры в средней, для учащихся старших классов – игры-проекты.

Танцевальные и музыкальные физкультминутки в начальных и средних классах делают урок интереснее, повышают эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, но и способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений. 

Hands up! Clap, clap.

Hands on the hips! Step, step!

Bend your left,

Bend your right,

Turn yourself around.

Hands up! Hands down!

Hands at sides and sit down!

Полезным может быть совмещение активностей с темой занятия, например, при изучении животных повторять их движения; при изучении алфавита включать дыхательные упражнения при проговаривании гласных и т.д.

Важной для учащихся средних и старших классов является релаксация. Она может проводиться в середине или конце урока. Ее наличие связано с изменяющимся самоощущением ребенка, вступающего в пубертатный период, с большей склонностью к отвлечению и общему рассеиванию внимания.

Пример комплексной релаксации.

Продолжительность 3-5 минут.

(Quiet music.)

Sit comfortably. Close your eyes.

Breathe in. Breathe out.

Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing.

(Pause)

Your troubles float away.

You love your relatives, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.

Open your eyes. How do you feel?

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет успешнее и с минимальным количеством стресса овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Общее отношение к охране здоровья улучшается, мониторинг его состояния проводится учащимися самостоятельно все чаще, что позитивно отразится на их взрослой послешкольной жизни – привычка наблюдать за своим самочувствием может своевременно решить или даже предотвратить массу физических и психологических трудностей.

 

Список литературы:

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: Вако, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 150 с. 

2. Нугуманова Л.Н. Здоровьесберегающее обучение и воспитание в условиях средней школы // Педагогическое образование и наука. – 2002. - №1.

3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2000. - №1. 

 

. . . . .