Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мой первый опыт в наставничестве

Дата публикации: 2023-11-28 11:11:49
Статью разместил(а):
Афанасьева Миляуша Ильдаровна

Мой первый опыт в наставничестве

Автор: Афанасьева Миляуша Ильдаровна

МБОУ "СОШ № 2 с. Стерлибашево имени Тукаева М.М."

 

Аннотация: В статье рассмотрен метод наставничества, используемый в период адаптации сотрудников в ОУ. Автором выделены особенности данного метода и приходит к выводу о целесообразности применения системы наставничества в процессе адаптации молодого педагога.

Ключевые слова: адаптация сотрудников, молодой педагог, наставничество.

 

«Нужно развивать движение наставничества. Знание – важнейшее конкурентное преимущество и ключ к прорыву в качестве жизни». Владимир Путин, Президент РФ

Нужно ли развивать наставничество в школе? Начиная педагогическую деятельность в школе, молодые специалисты сталкиваются с проблемами, связанными с их профессиональным становлением и личностным развитием. Подготовка начинающего педагога к сложной полифункциональной деятельности – это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей. Чрезвычайно важным в наставничестве является то, что характер отношений должен быть двусторонним: с одной стороны – мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, осознание важности и ценности данного процесса.

Молодой педагог, в свою очередь, должен быть не только реципиентом, но и активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения. Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.

Цель наставничества модели «Опытный педагог – молодой специалист»: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри школы, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Работа с молодыми специалистами в МБОУ "СОШ № 2 с. Стерлибашево имени Тукаева М.М." является одной из важных составляющих методического сопровождения педагогов. В январе 2021 года в нашу школу пришла молодая учительница на должность учителя английского языка. Окончив Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы по программе магистратуры по направлению «Лингвистика», «Теория и практика переводческой деятельности», опыта педагогической работы она не имела. Как молодому специалисту, ей была необходима помощь и поддержка в профессиональной адаптации, в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, оформлении документации и ведении электронного журнала. Приказом по школе я была назначена ее наставником. Для структурирования всех действий была составлена Персонализированная программа наставничества.

Цель программы: эффективная интеграция молодого специалиста в профессию, адаптация к условиям образовательной организации, оказание ей помощи на начальном этапе его профессионального становления.

Задачи: изучить профессиональные затруднения и потребности молодого специалиста, выстроить индивидуальный маршрут, направленный на успешную адаптацию, сформировать комфортные условия труда, разработать комплекс образовательных событий по демонстрации приобретенных компетенций, обеспечивающих повышение успеваемости обучающихся.

Содержание деятельности: 

1. Выявление причин возникших трудностей в работе наставляемого: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.

2. Взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы.

3. Оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительной работе с конспектами уроков и анализ проведённых уроков.

4. Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности (посещение уроков наставника).

5. Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.

Этапы реализации программы наставничества: 

Этап 1. Подготовка и обсуждение плана наставничества. На основании анкетирования и личной беседы, выяснили проблемы, которые необходимо устранить и составили совместный план работы.

Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста. Работа молодого специалиста включает следующие формы: самообучение, участие в вебинарах, семинарах, конференциях, в мероприятиях, организованных в ОО.

Этап 3. Совместная работа наставника с наставляемым. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой.

Этап 4. Оценка деятельности наставника.

Ожидаемые результаты:

· повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;

· обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;

· совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

· повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;

· повышение уровня методической, интеллектуальной культуры всех участников программы наставничества;

· повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде).

Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования, что позволило выявить следующие проблемы:

· недостаточность владения педагогическими технологиями, недостаток практических навыков в УВР, недостаточные навыки работы с нормативной документацией, отсутствие навыков самоанализа, сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации, незнание методики преподавания предмета, т.к. она является переводчиком.

Нами была проведена работа по устранению выявленных проблем: подробно изучались принципы составления рабочей программы и технологической карты урока; даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы; проведены консультации, в ходе которых она была ознакомлена с особенностями современного урока. Были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; этапы и формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

Совместно с молодым педагогом была составлена карта индивидуального образовательного маршрута, куда были включены следующие вопросы:

· изучение обновленного ФГОС;

· изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;

· работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;

· участие в заседаниях методического объединения учителей.

Делая вывод можно сказать, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволили наставляемой достичь следующих результатов:

· значительно снизился уровень тревоги и стресса во время организации образовательного процесса, а именно общения с детьми, родителями, коллегами по работе и администрацией образовательной организации;

· сформировались четкие представления об обязанностях, появился навык ведения документации в соответствии со своими должностными обязанностями (электронный журнал, рабочие программы и календарно-тематическое планирование);

· приняла участие в проведении школьной предметной недели английского языка. Кроме того, были успешно проведены открытые уроки, положительно оцененные коллегами и администрацией образовательной организации. 

Таким образом, молодой специалист набрав опыта добивается значительных результатов в своей работе, что приводит к повышению качества образования школы в целом. К примеру, она подготовила ученика к ОГЭ по английскому языку, который сдал экзамен на «4». Это и есть результат совместной работы наставника и наставляемой. Мой первый опыт наставничества дал положительный результат в школе и я буду продолжать эту работу в дальнейшем.

 

Литература: 

1. Гафнер Ю.А. Опыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель-преподаватель» // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.71-74.

2. Журавлева, Н.Н. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования / Н.Н. Журавлева, И.А. Талышинская // Вестник педагогических инноваций. - 2022. - №2. - С.14-22.

 

. . . . .